Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Без Дорожного фонда дороги не построишь. "Парламентская газета". № 42 2010

В декабре минувшего года в подмосковных Горках Президент Дмитрий Медведев провёл совещание по экономическим вопросам. На этом совещании он дал поручение Правительству подготовить предложения по восстановлению Дорожного фонда для обеспечения устойчивого финансирования строительства автомобильных дорог, включая возможность финансирования фонда из конкретных источников, таких как акцизы на бензин и транспорт­ный налог. Ранее с дорожниками разных уровней мы много говорили о необходимости возрождения Дорожного фонда. Однако проблема долго не находила своего разрешения. И вот есть конкретное поручение главы государства. Чего следует ожидать теперь? С этим вопросом мы обратились к специалистам разных уровней, заинтересованных в развитии дорожной отрасли России.
Владимир Гусев, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности
– Ответить на ваш вопрос и легко и в то же самое время трудно! Ведь вместе с отменой Дорожного фонда страны мы потеряли темпы дорожного строительства. А это для России недопустимо!
Дорожные фонды, то есть специализированные источники финансирования, существуют во многих странах и используются очень давно. В своё время Дорожный фонд существовал и в СССР, и в Российской Федерации.
На мой взгляд, использование Дорожного фонда в нашей стране показало его огромное преимущество. Ведь экономических проблем в нашей стране немало, а финансирование ограничено. В этой ситуации отпустить дорожное строительство "на волю волн" – неверно. Такое решение нанесёт государству огромный ущерб. Потому что руководитель региона, которому выделены средства "на всё", найдёт пять-шесть прорех в бюджете, которые требуется залатать немедленно.
Я сам был руководителем крупного региона – Саратовской области – и не понаслышке знаю, с какими бедами приходится иногда сталкиваться!
Вот почему я считаю, что жизнь и наука доказали: успешное дорожное строительство в нашей стране с её огромной территорией возможно только при наличии специализированного источника финансирования. Таким источником может стать Дорожный фонд.
– Какой должна быть его структура?
– Тут не надо ничего особенного выдумывать. Должны существовать федеральный Дорожный фонд, а также региональные фонды для строительства и содержания региональных и муниципальных дорог.
– Каковы источники пополнения дорожных фондов?
– Как бы мы ни боялись слова "налоги", но его нужно произнести: налоги станут источником пополнения дорожных фондов. Они могут быть разными – с единицы мощности мотора, с литра купленного топлива и так далее. Это могут быть и акцизы… Источники пополнения дорожных фондов могут быть самыми разными. Важно всё тщательно посчитать, чтобы не взвалить проблемы на плечи пользователей дорог.
Вот почему система возможного налогообложения требует очень глубокого обсуждения, а само налогообложение должно быть гибким – неодинаковым в различных регионах.
– Каким нормативным документом должна быть регламентирована деятельность Дорожного фонда?
– Думаю, что законодательное изложение сути Дорожного фонда, источников его наполнения, определение целей дорожного строительства, порядка контроля и так далее – короче говоря, жизни этого фонда должно быть отражено в законе.
– Сколько времени может уйти на его принятие?
– Я реалист, поэтому считаю, что года на всё про всё хватит! Ведь новый закон не должен быть большим. К тому же Советом Федерации несколько лет назад соответствующий законопроект был подготовлен.
И ещё хочу вас уверить, что есть большая группа членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, которые готовы, что называется, отложив другие дела, вплотную на профессиональном уровне заняться скорейшей разработкой закона о Дорожном фонде.
– А противники возрождения Дорожного фонда есть?
– Есть, и немало.
– Чем же они мотивируют свои возражения?
– Дорожный фонд заставляет людей быть дисциплинированными в деле использования финансовых средств. Не всем хочется быть таковыми. Отсюда и те цифры стоимости одного километра дорог в разных регионах, которые обнародовал Президент Российской Федерации.
К слову, почему я считаю, что нам необходим именно федеральный Дорожный фонд? Потому что его средства должны быть отнесены на бюджет государства. А в этом случае Счётная палата РФ имеет полное право проверять целевое расходование средств фонда.
Только тогда Дорожный фонд будет эффективным, максимально открытым и прозрачным, а строительство дорог и поддержание их в нормативном состоянии станет намного активнее.
Владимир Фёдоров, Заместитель председателя Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности
– Всегда считал, что в нашей стране должен быть Дорожный фонд. Он есть во многих странах, да и за годы существования у нас он показал свою эффективность. Ликвидация его была большой ошибкой.
– Этот фонд должен быть федеральным?
– Его нужно возобновить как в субъектах Федерации, так и в целом в России. Опыт прежних лет показал, что за счёт его средств можно строить новые дороги, но, что более важно, можно содержать существующую сеть дорог в надлежащем состоянии.
– Из каких источников должен пополняться Дорожный фонд?
– Понятно, что создаваться он будет из налоговых отчислений. Причём не только за счёт транспортных налогов с физических лиц, но и за счёт акцизов на топливо, другие автомобильные расходные материалы.
Поверьте, нам с вами намного легче будет объясняться с автотранспортниками, с непрофессиональными автомобилистами и даже с пассажирами и пешеходами, если все они будут чётко знать, что средства Дорожного фонда идут не в неопределённом направлении на сторону, а конкретно на улучшение автомобильной жизни. Подчеркну, жизни зачастую в прямом смысле. Ведь хорошо и грамотно обустроенная дорога принципиально должна быть безопасной как для водителей, пассажиров и грузов, так и для пешеходов.
Вот почему я в самом начале подчеркнул важность эксплуатации дорог, суть которой – нормативное их содержание. А общество должно быть уверено, что дорожные средства расходуются только на дороги!
Также важно наладить грамотный сбор налогов для пополнения Дорожного фонда. Допустим, с продажи топлива: больше ездишь – больше платишь. Тогда было бы справедливым собирать их на той территории, где оно продаётся, а не там, где зарегистрирована топливозаправочная компания. Эта идея не нова, её осуществление реально и, повторюсь, справедливо.
– Можно ли при этом избежать скачка цен?
– Думаю, скачка цен можно избежать. Естественно, всё надо хорошенько обдумать и рассчитать. И с пониманием относиться к проблемам субъектов Федерации, для многих из которых более важными являются заработная плата, энергоносители, здравоохранение и некоторые другие острые бюджетные задачи.
На законодательном же уровне все эти проблемы решаемы. Но что скажет Правительство? Ведь в 2005 году наш законопроект о возрождении дорожных фондов в субъектах Федерации получил в Правительстве РФ отрицательный отзыв.
А ведь контролировать расходование целевых средств, которые и будут формировать Дорожный фонд, значительно легче.
Леонид Хвоинский, Генеральный директор саморегулируемой организации НП МОД "Союздорстрой"
– Со времени ликвидации Дорожного фонда тема его восстановления затрагивается практически на всех конференциях, брифингах и на парламентских слушаниях по дорожным вопросам.
Когда фонд решили ликвидировать, дорожники выступали против. Они понимали, что это нанесёт ущерб дорожному хозяйству. Но Правительство всех тогда убеждало, что объём средств на дорожное хозяйство не сократится, а будет увеличиваться. На деле этого не произошло: мы стали строить дорог на порядок меньше, чем при наличии Дорожного фонда, упала категорийность дорог – дороги с асфальтобетонным покрытием становятся гравийными и так далее. А наибольшие потери понесли регионы.
И это естественно. Ведь в региональных бюджетах при нехватке средств на разрешение социальных проблем трудно найти деньги на дорожное хозяйство.
Сейчас стало очевидным, что ликвидация Дорожного фонда была ошибкой. А её последствия мы все прекрасно видим.
Регламентировать деятельность Дорожного фонда должен федеральный закон. Полагаю, что на его принятие, в лучшем случае, уйдёт год.
– Каким должен быть объём Дорожного фонда, каковы источники его наполнения?
– Они должны определяться той дорожной программой, которая есть у государства. Так, разработана Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года, к 2011 году в отрасли предусмотрен переход на нормативное содержание дорог, определены межремонтные сроки, по которым должен формироваться объём средств, необходимых для нормального существования дорожной отрасли, и так далее. Это и есть критерии формирования объёма Дорожного фонда, который можно рассчитать.
Полагаю, его объём должен быть на уровне 3–4 процентов ВВП. Государство может выделить Дорожному фонду эти целевые средства, а компенсировать расходы путём введения транспортного налога, отчислений от проданного топлива, шин и так далее. Возможны и иные варианты наполнения Дорожного фонда.
Мне же кажется более важным, чтобы законодательная и исполнительная ветви власти чётко знали, что выделяемые средства должны быть плановыми, что дорожные объекты в России необходимо строить по нормативам, что двухстадийное строительство дороги нельзя осуществлять за один год, что финансирование, открывшееся в октябре, нельзя освоить до нового года без потери качества строительства, и так далее.
– По каким принципам должны расходоваться средства фонда?
– Раньше средства фонда накапливались на внебюджетных счетах, которыми не могли воспользоваться ни регионы, ни Минфин. Решение о строительстве того или иного федерального объекта принимало Правительство, финансирование шло через органы управления дорожным хозяйством России. В регионах дороги строили по схожей схеме в соответствии с региональными дорожными программами.
– Были ли эти расходы прозрачными?
– Деятельность Дорожного фонда станет прозрачной, если его расходы будут чётко спланированы на несколько лет вперёд. Тогда всем будет ясно, когда и на что требуются те или иные средства. Это позволит и подрядным организациям работать ритмично, без полугодовых простоев. Тогда мы сможем говорить и о высокой квалификации исполнителей.
В целом же я с надеждой жду возрождения Дорожного фонда.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.