Счетная палата проверила использование государственных средств на развитие особых экономических зон.
Финансовые услуги » Макроэкономика
Строительство » Северо-Кавказский ФО
Строительство » Московский регион
Строительство » Северо-Западный ФО
Строительство » Промышленное строительство РФ
Строительство » Торгово-административное строительство РФ
Строительство » Жилищное строительство РФ
Строительство » Дорожное строительство РФ и инфраструктурные проекты
Строительство » Сибирский ФО
Строительство » Дальневосточный ФО
Финансовые услуги » Туристический рынок
Строительство » Северо-Кавказский ФО
Строительство » Московский регион
Строительство » Северо-Западный ФО
Строительство » Промышленное строительство РФ
Строительство » Торгово-административное строительство РФ
Строительство » Жилищное строительство РФ
Строительство » Дорожное строительство РФ и инфраструктурные проекты
Строительство » Сибирский ФО
Строительство » Дальневосточный ФО
Финансовые услуги » Туристический рынок
07.10.2011 в 15:34 | INFOLine, ИА (по материалам Счетной палаты) | Advis.ru
В минувшую пятницу Коллегия Счетной палаты под председательством Сергея Степашина рассмотрела результаты проверки эффективности использования государственных средств, выделенных на развитие особых экономических зон (далее - ОЭЗ) в 2006 - 2011 гг. С сообщениями выступили аудиторы Алексей Кузьмицкий и Сергей Агапцов.
В материалах, представленных на Коллегию, отмечается, что в период с 2006 по 2011 годы общая сумма государственных средств, направленных на создание и развитие ОЭЗ, составила 87,8 млрд. рублей. На строительство объектов инфраструктуры израсходовано только 46,3 млрд. рублей или 53 процента. По состоянию на 1 июля 2011 года остаток неиспользованных государственных средств составил 41,5 млрд. рублей, что свидетельствует о низкой эффективности расходования средств федерального бюджета.
Основными причинами, обусловившими низкий уровень освоения государственных средств, являются несвоевременность утверждения Минэкономразвития России и субъектами Российской Федерации перечней планируемых к строительству объектов инфраструктуры, нарушение сроков утверждения планов обустройства и развития ОЭЗ.
На сегодняшний день не выполнены условия соглашений о создании ОЭЗ в части передачи земельных участков и объектов недвижимости в ОЭЗ в г. Москве, Республиках Алтай и Бурятия, на острове Русский Приморского края, Ульяновской области, Хабаровском крае. Из 11,5 тыс. га уже предоставленных в управление и распоряжение земель в целях создания ОЭЗ используется только 35 процентов.
По состоянию на 1 июля 2011 года ОАО "ОЭЗ" возмещена из федерального бюджета сумма НДС, оплаченная подрядным организациям по договорам строительства, в размере 2,4 млрд. рублей. Эти средства, а также сумма нераспределенной прибыли в размере 2,7 млрд. рублей (в общей сумме 5,1 млрд. рублей) не были учтены Минэкономразвития России при определении потребности в бюджетных ассигнованиях на создание ОЭЗ на 2012 год.
В ходе проверки установлено, что создание ОЭЗ осуществляется достаточно медленно. Из 396 запланированных объектов инфраструктуры в эксплуатацию введено только 58 единиц или 15 процентов. При таких низких темпах завершение строительства инфраструктуры ОЭЗ в срок до 2015 года представляется проблематичным. Вместе с тем, производственные мощности построенных объектов загружены не полностью.
Промышленно-производственные и технико-внедренческие ОЭЗ работают почти 6 лет, а экспертная оценка эффективности их функционирования Минэкономразвития России впервые планируется только в 1 квартале 2012 года. При этом критерии оценки эффективности на момент проверки разработаны, но не утверждены. Кроме того, административные регламенты оказания государственных услуг компаниям-резидентам Минэкономразвития России не разработаны.
Проверка показала, что положительный эффект, который ожидался в части дополнительного привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, пока не достигнут. На 1 июля 2011 года на территориях ОЭЗ из зарегистрированных 288 резидентов работают только 206 компаний, создано 6,7 тыс. рабочих мест. Частные инвестиции в создание ОЭЗ составили 36,2 млрд. рублей. Экономическая эффективность промышленных зон составила 1,9 рубля на 1 рубль вложенных бюджетных средств, технико-внедренческих - всего 30 копеек.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в реализации инвестиционных проектов создания ОЭЗ является следствием отсутствия единой концепции их создания и функционирования, эффективной системы управления по принципу результативности и эффективности использования государственных средств. Мониторинг достижения качественных показателей, позволяющий оценивать эффективность бюджетных вложений, направленных на создание ОЭЗ и степень их влияния на динамику социально-экономического развития регионов, а также контроль за использованием государственных средств Минэкономразвития России и соответствующими субъектами Российской Федерации на должном уровне не ведется.
На Коллегии также отмечалось, что в настоящее время ОАО "Курорты Северного Кавказа" находится в процессе становления и отлаживания организационной структуры. Основными вопросами, нерешенность которых может существенно затормозить реализацию проекта, является отсутствие у ОАО "КСК" официально закрепленных полномочий на управление ОЭЗ, входящими в кластер, а также препятствия законодательного характера: небольшая привлекательность действующих льгот для резидентов зон в силу длительности срока окупаемости вложенных инвестиций, а также сложность использования земли, поскольку часть территории ОЭЗ находится в границах заповедников, где действующим законодательством не предусмотрена возможность создания туристической инфраструктуры.
Коллегия приняла решение направить информационные письма Президенту Российской Федерации, в Правительство России, Генпрокуратуру и ФСБ России, а также представления - в Минэкономразвития России, в Правительства Республики Алтай и Республики Бурятия и ОАО "Особые экономические зоны". Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания, а также Полномочному представителю Президента России по Сибирскому федеральному округу.
В материалах, представленных на Коллегию, отмечается, что в период с 2006 по 2011 годы общая сумма государственных средств, направленных на создание и развитие ОЭЗ, составила 87,8 млрд. рублей. На строительство объектов инфраструктуры израсходовано только 46,3 млрд. рублей или 53 процента. По состоянию на 1 июля 2011 года остаток неиспользованных государственных средств составил 41,5 млрд. рублей, что свидетельствует о низкой эффективности расходования средств федерального бюджета.
Основными причинами, обусловившими низкий уровень освоения государственных средств, являются несвоевременность утверждения Минэкономразвития России и субъектами Российской Федерации перечней планируемых к строительству объектов инфраструктуры, нарушение сроков утверждения планов обустройства и развития ОЭЗ.
На сегодняшний день не выполнены условия соглашений о создании ОЭЗ в части передачи земельных участков и объектов недвижимости в ОЭЗ в г. Москве, Республиках Алтай и Бурятия, на острове Русский Приморского края, Ульяновской области, Хабаровском крае. Из 11,5 тыс. га уже предоставленных в управление и распоряжение земель в целях создания ОЭЗ используется только 35 процентов.
По состоянию на 1 июля 2011 года ОАО "ОЭЗ" возмещена из федерального бюджета сумма НДС, оплаченная подрядным организациям по договорам строительства, в размере 2,4 млрд. рублей. Эти средства, а также сумма нераспределенной прибыли в размере 2,7 млрд. рублей (в общей сумме 5,1 млрд. рублей) не были учтены Минэкономразвития России при определении потребности в бюджетных ассигнованиях на создание ОЭЗ на 2012 год.
В ходе проверки установлено, что создание ОЭЗ осуществляется достаточно медленно. Из 396 запланированных объектов инфраструктуры в эксплуатацию введено только 58 единиц или 15 процентов. При таких низких темпах завершение строительства инфраструктуры ОЭЗ в срок до 2015 года представляется проблематичным. Вместе с тем, производственные мощности построенных объектов загружены не полностью.
Промышленно-производственные и технико-внедренческие ОЭЗ работают почти 6 лет, а экспертная оценка эффективности их функционирования Минэкономразвития России впервые планируется только в 1 квартале 2012 года. При этом критерии оценки эффективности на момент проверки разработаны, но не утверждены. Кроме того, административные регламенты оказания государственных услуг компаниям-резидентам Минэкономразвития России не разработаны.
Проверка показала, что положительный эффект, который ожидался в части дополнительного привлечения инвестиций, создания новых рабочих мест, пока не достигнут. На 1 июля 2011 года на территориях ОЭЗ из зарегистрированных 288 резидентов работают только 206 компаний, создано 6,7 тыс. рабочих мест. Частные инвестиции в создание ОЭЗ составили 36,2 млрд. рублей. Экономическая эффективность промышленных зон составила 1,9 рубля на 1 рубль вложенных бюджетных средств, технико-внедренческих - всего 30 копеек.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в реализации инвестиционных проектов создания ОЭЗ является следствием отсутствия единой концепции их создания и функционирования, эффективной системы управления по принципу результативности и эффективности использования государственных средств. Мониторинг достижения качественных показателей, позволяющий оценивать эффективность бюджетных вложений, направленных на создание ОЭЗ и степень их влияния на динамику социально-экономического развития регионов, а также контроль за использованием государственных средств Минэкономразвития России и соответствующими субъектами Российской Федерации на должном уровне не ведется.
На Коллегии также отмечалось, что в настоящее время ОАО "Курорты Северного Кавказа" находится в процессе становления и отлаживания организационной структуры. Основными вопросами, нерешенность которых может существенно затормозить реализацию проекта, является отсутствие у ОАО "КСК" официально закрепленных полномочий на управление ОЭЗ, входящими в кластер, а также препятствия законодательного характера: небольшая привлекательность действующих льгот для резидентов зон в силу длительности срока окупаемости вложенных инвестиций, а также сложность использования земли, поскольку часть территории ОЭЗ находится в границах заповедников, где действующим законодательством не предусмотрена возможность создания туристической инфраструктуры.
Коллегия приняла решение направить информационные письма Президенту Российской Федерации, в Правительство России, Генпрокуратуру и ФСБ России, а также представления - в Минэкономразвития России, в Правительства Республики Алтай и Республики Бурятия и ОАО "Особые экономические зоны". Отчет о результатах проверки направляется в палаты Федерального Собрания, а также Полномочному представителю Президента России по Сибирскому федеральному округу.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.