Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Украинский металлоэкспорт-2009: азиатский рывок. "UGMK.INFO (Украина)". 1 февраля 2010

В 2009 г. украинские металлургические компании, во многом благодаря продвижению на рынки Юго-восточной Азии, сумели удержать свои позиции в глобальном стальном экспорте. Об основных итогах внешней торговли металлопродукцией бизнес-порталу UGMK.INFО рассказал заместитель начальника департамента по вопросам металлургического комплекса ГП "Держзовнишинформ" Вячеслав Попов.
Расскажите об основных итогах украинского экспорта металлопродукции в 2009 г.
Как и предполагалось, итоги украинского экспорта металлопродукции с учетом сырьевых материалов (лом, ферросплавы, чугун и т.д.) оказались негативными. Отрасль, которая, на данный момент почти на 85%, ориентирована на внешние рынки, просто не могла в условиях кризиса показать иные результаты. Что касается конкретных цифр, то общий показатель экспорта металлопродукции сократился на 14,4% до уровня 25,54 млн. т, а валютные поступления более чем на 55,6% до уровня 10,3 млрд. долл. США.
Как и ранее, лидером в импорте украинской металлопродукции остаются страны Ближнего Востока и Северной Африки, которые обеспечили потребление 41,4% всей экспортируемой украинской металлопродукции то есть 10,6 млн. т, что всего на 10% ниже аналогичного показателя предыдущего года.
Особо металлургов порадовала Юго-восточная Азия, которая благодаря возобновлению импортных закупок нашей продукции Китаем, вышла на второе место в географической структуре украинского экспорта с показателем 19%. Объем экспортируемой продукции в данный регион вырос более чем на 91% до 4,84 млн. т.
Страны Евросоюза и СНГ занимают в нашем экспорте 14% и 11% соответственно. Значительно упал экспорт украинской металлопродукции в страны ЕС почти на 45%, до 3,6 млн. т. В странах СНГ наши металлурги уменьшили свое присутствие на 24%, сузив объемы поставок до 2,8 млн. т. Остальные регионы не являются столь важными для украинских экспортеров, за исключением, разве что Индии, которая в результате значительного роста внутреннего потребления, увеличила импорт украинской металлопродукции в 2,35 раза до 903 тыс. т в 2009 г.
Какова товарная структура экспорта, насколько выросла, по сравнению с предыдущим годом, доля полуфабрикатов?
К сожалению, доминирование этой продукции в экспортных поставках продолжает расти. Если по итогам 2008 г. их доля в общем объеме металлоэкспорта составляла 42,6%, то в 2009 г. этот показатель увеличился до 45%. Доля готового проката составила 43%.
Что же касается самой структуры экспорта проката из Украины в прошлом году, то почти половину 47,2% в его общем объеме составляет г/к плоский прокат (5,2 млн. т). Длинномерный прокат "удерживает" 44,8% экспорта 4,9 млн. т. И всего лишь 0,86 млн. т, то есть около 8%, в общем объеме экспорта металлопроката пришлось на холоднокатаный прокат.
Какие страны стали основными покупателями украинской стали, какова здесь динамика, какую продукцию они закупали?
Основными потребителями украинской металлопродукции в 2009 г. стали такие наши традиционные партнеры как Турция, Россия, Италия, Египет, Иордания, Сирия, Таиланд, Индонезия, Южная Корея, ОАЭ, Иран, к которым добавились Китай, Индия и Ирак. Перечисленный "пул" стран потребляет более 70% в общем объеме украинского металлооэкспорта. Практически все страны, представляющие наши традиционные рынки, снизили потребление украинской продукции. Особенно заметно это снижение в США 90%, ОАЭ 46,8%, Италии 42%, России 26%.
Отмечу, что страны Ближнего Востока закупают в Украине, в основном, квадратную заготовку, г/к прокат и арматуру. Турция, кроме этого, закупает в Украине также значительное количество металлолома. ЮВА отдает предпочтение слябам, чугуну и г/к прокату, как, впрочем, и Италия. Несколько отличается структура украинского экспорта в Российскую Федерацию наибольшим спросом в этой стране пользуются украинский г/к прокат, профили и ферросплавы.
Какова динамика последних месяцев на азиатском направлении, как долго наши металлурги продержатся на рынках Китая и Индии?
Стоит констатировать тот факт, что с ноября 2009 г. прекратились поставки украинской продукции в Китай. После устранения ценового дисбаланса на рынке этой страны, местные производители снова заняли ниши, в которые ранее удалось втиснуться нашим металлургам.
Сейчас уже нет сомнений, что у отечественных металлургов нет шансов не то, что на повторение прошлогоднего успеха, но и на возобновление сколь-нибудь значительных поставок металлопродукции в эту страну.
Несколько иная ситуация складывается с нашими поставками в Индию. Украинские металлурги пока продолжают сохранять достаточно стабильные объемы поставок в эту страну на уровне 65-80 тыс. т в месяц. Прекращение антидемпингового расследования в отношении украинского толстолистового проката в Индии в прошлом году поддерживает осторожный оптимизм наших металлургов в отношении поставок в данный регион, подкрепляют его и данные о значительном росте металлопотребления на внутреннем рынке данной страны.
В 2008 г. Россия была крупнейшим, после Турции, потребителем украинской металлопродукции, однако в 2009 г. (по тем данным, которые у нас есть) выпала даже из "тройки". Какова динамика российских закупок украинской стали в минувшем году, чем она объясняется?
Объемы поставок украинской металлопродукции в РФ действительно значительно (на 26%) снизились в прошлом году. Почти на 15% упало потребление украинского г/к проката, на 27% ферросплавов, и более чем в два раза арматуры. Несмотря на то, что внутренний рынок России гораздо мощнее, чем в Украине (составляет почти 50% от общего производства металлопроката), однако в минувшем году уровень падения внутреннего металлопотребления у наших соседей был сравним с украинским.
В итоге, закономерным стало снижение спроса на украинский металлопрокат со стороны базовых отраслей российской промышленности, и, кроме того, замещение его продукцией местных производителей и более дешевой продукцией из стран-конкурентов (Турция, Китай).
Есть ли перспективы наращивания роста поставок в Северную Америку, учитывая снижение за последний год стоимости фрахта?
Хочется надеяться, что после прошлогоднего падения поставок на 80%, украинские металлурги пусть далеко не полностью, но восстановят некоторые утраченные позиции. Этому может способствовать, пусть небольшой, но рост экономики стран региона по сравнению с предыдущим годом. Однако не стоит рассчитывать на значительный рост, так как в настоящий момент, высокоразвитые экономики (коими являются США и Канада) очень медленно выходят из "кризисного круга".
Есть ли у украинской металлургии возможности продвинуться на новые рынки (если таковые существуют), в какие страны реально наши предприятия могут активизировать поставки?
В этой связи уместно упомянуть такие страны, как Индия, Ирак и, может быть не совсем новый, но все же не до конца еще освоенный нами Иран. Теоретически в данном контексте можно было бы говорить о ряде стран ЮВА, однако, данный регион находится в группе высокого риска, так как в любой момент, при нынешней ситуации, китайские производители могут интенсивно продолжить экспансию на близлежащие рынки.
В обстановке обостряющейся конкуренции можно было бы обратить пристальное внимание на менее объемные, но и возможно менее освоенные рынки например страны Африки, которые находятся за пределом северной части континента.
Кто является в настоящее время основными конкурентами украинских металлургов на мировой арене, на каких рынках (в каких странах)?
Безусловно, основное соперничество на мировых рынках ведется с российской, турецкой и китайской металлопродукцией. С россиянами мы конкурируем практически на всех наших основных рынках, с турецкими производителями на рынках Ближнего Востока, Северной Африки, Российской Федерации. С китайцами на рынках ЮВА, Центральной Азии и РФ.
Следует сказать, что в период высоких цен на металлопродукцию в первой половине 2008 г., китайские металлурги конкурировали по некоторым позициям с украинскими даже на ближневосточном рынке, когда транспортная составляющая могла быть компенсирована за счет высоких цен на конечную продукцию и относительно невысокой себестоимостью ее изготовления.
Каковы среднегодовые уровни реализации по чугуну, заготовке, слябу, длинномерному и плоскому прокату? Насколько велика была разница в цене между полуфабрикатами и готовым прокатом?
Если говорить о среднегодовых экспортных ценах на основные виды украинских полуфабрикатов и металлопроката в 2009г., можно обозначить такие диапазоны цен: чугун $270-280/МТ, слябы $360-370/МТ, заготовка $390-395/МТ, арматура $440-450/МТ, г/к рулон $430-440/МТ, х/к рулон $510-520/МТ. Таким образом, разница в ценах между полуфабрикатами и длинномерным прокатом составила, в среднем 13-14%, а по плоскому (г/к) прокату 20-21%.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.