Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Нужно быть не только эффективным производителем, но и эффективным дистрибьютором - Группа "Черкизово". "АПК-Информ". 31 мая 2014

АПК России стремительно развивается, и из года в год на рынок выходят новые компании. Однако удержаться "на плаву" удается не многим, ввиду того что конкуренция во всех сегментах АПК достаточна высокая. О том, как в сложных рыночных условиях наращивать объемы производства и увеличивать прибыль, а также о том, каким был текущий сезон для Группы "Черкизово", мы побеседовали с генеральным директором Сергеем Михайловым.
Справка
Группа "Черкизово" существует с 2005 года и является крупнейшим в России производителем мяса и комбикормов. Группа входит в тройку лидеров на рынках мяса птицы, свинины, колбасных изделий благодаря вертикально интегрированной структуре, включающей в себя все этапы: от выращивания зерновых и элеваторного хранения до выращивания и убоя животных, а также мясопереработку и собственную дистрибуцию. Генеральным директором компании с 2006 г. является Сергей Михайлов.
- Текущий сезон не был простым для всего российского АПК, ввиду чего хотелось бы узнать, Сергей Игоревич, каким был 2013/14 МГ для вашей компании, с какими трудностями вы столкнулись?
- Прежде всего, хотел бы отметить, что мы в первую очередь – не зерновая компания, а мясная, причем крупнейшая в России; выращивание зерновых для нас является вспомогательным бизнесом, направленным на более эффективное управление себестоимостью. Поэтому мы ведем отчетность не по сельскохозяйственному, или маркетинговому году, а по календарному. Однако поскольку зерновые являются одной из ключевых составляющих в себестоимости кормов и, соответственно, мяса, мы внимательно следим за трендами на зерновом рынке. Если говорить о 2013/14 МГ, то после крайне неблагоприятного 2012 года, когда урожай зерновых в стране составил всего лишь около 75 млн. тонн – на 20-25% ниже обычного – ситуация выровнялась. В 2013 году в России было собрано более 90 млн. тонн. В результате цены на зерно, которые в начале 2013 года достигли исторических максимумов – более 12 тыс. руб. за тонну пшеницы, – снизились до 5000-6000 руб/т и оставались достаточно стабильными вплоть до начала 2014 года.
Очевидно, что волатильность на зерновом рынке не могла не отразиться на финансовых показателях компании. В начале 2013 года из-за дорогого зерна взлетела себестоимость. В конце 2012 года произошел обвал цен на живых свиней. Поэтому 2013 год стал крайне сложным для всего российского животноводства. Дорогое зерно, подешевевшее мясо, неопределенность с господдержкой – три этих фактора нанесли сильный удар по индустрии. Несмотря на то, что мы нарастили объемы реализации (причем в свиноводстве очень существенно – в полтора раза!), наша прибыль по результатам года заметно снизилась. Тем не менее, благодаря диверсифицированной структуре, включающей в себя не только животноводство, но и производство колбасных изделий, мы смогли смягчить негативные последствия неблагоприятной рыночной конъюнктуры. Ближе к концу 2013 года цены на зерно снизились благодаря хорошему урожаю, цены на свинину восстановились. В I квартале 2014 года мы уже вернулись к долгосрочному тренду по прибыли, выручка по сравнению с аналогичным периодом 2013 года выросла на 13% в рублях, EBITDA более чем удвоилась. Мы ожидаем очень успешного года.
- Растениеводство является не ключевым направлением для вашей компании, вместе с тем, Группа "Черкизово" имеет достаточно большой земельный банк. Подскажите, покрывают ли объемы выращиваемых зерновых, в частности фуражной пшеницы, потребности вашей компании? Планируете ли вы увеличивать земельный банк?
- Растениеводство для нас пока что новое направление. В результате приобретения сельхозактивов мы стали владельцами действующего земельного банка около 50 тыс. га и в 2012 году выделили производство зерновых в отдельный сегмент. Результаты его работы очень хорошие. В 2012 году сегмент сгенерировал маржу по EBITDA в 38%; в 2013-м мы вдвое по сравнению с предыдущим годом увеличили сбор пшеницы, втрое – кукурузы. Особенно важен для нас тот факт, что наш сегмент растениеводства демонстрирует очень высокую урожайность, в полтора-два раза выше средней по стране. Сейчас мы закрываем около 15-18% своих потребностей в зерновых. В 2014 году мы планируем увеличить площадь обрабатываемых земель на 45%, однако, поскольку мы активно наращиваем производство птицы и свинины, потребление кормов вырастет, и самообеспеченность зерном пока что останется ниже 20%. Наша стратегия – это оптимальное сочетание собственного растениеводства и закупки на рынке по оптимальной цене. Группа располагает элеваторами мощностью свыше 500 тыс. тонн единовременного хранения, поэтому мы можем закупать значительные объемы, если видим хорошую цену. В будущем мы планируем постепенно наращивать степень самообеспеченности зерном, но на полное самообеспечение выходить не собираемся. Нам будет достаточно закрывать 30-40% своих потребностей.
- Нестабильная ценовая ситуация на рынке фуражной пшеницы значительно осложнила работу многих российских компаний в текущем МГ. Сергей Игоревич, как Вы считаете, стоит ли ожидать дальнейшего роста цен на данную культуру?
- Делать прогнозы всегда очень сложно, особенно когда это касается ценовых тенденций. Мы предполагаем, что существенного роста цен в сегменте фуражной пшеницы в ближайшее время ожидать не стоит. Пока что прогнозы на урожай благоприятные, цена должна быть стабильной.
- Возникала ли необходимость в течение сезона ввиду отсутствия достаточного количества предложений фуражной пшеницы с соответствующими требованиям ГОСТа качественными показателями приобретать пшеницу 4 класса? Возможно, ваша компания ввиду высокой стоимости пшеницы изменила процент ее содержания в рационе скота в пользу других культур?
- Несмотря на то, что действительно предложений крупнотоннажных партий качественной фуражной пшеницы периодически на рынке было не много, наша компания не приобретала более дорогую пшеницу 4 класса. Мы предпочитали покрыть дефицит фуражной пшеницы за счет других зерновых культур. В связи с большим урожаем кукурузы в текущем МГ многие внутренние переработчики, в том числе и мы, увеличили долю данной культуры в комбикормах.
- Ряд экспертов сходится во мнении, что основным фактором, оказавшим влияние на рост цен на зерновые культуры во второй половине МГ, являлся нестабильный курс валюты. Согласны ли Вы с этим?
- Да, отчасти это так. Но рост цен на зерно – это глобальный тренд. На подорожание зерна повлияла и нестабильная политическая ситуация в Украине, являющейся заметным экспортером. Растут цены на мировом рынке, одновременно растет доллар к рублю – в результате зерно в России сейчас дорожает, но пока что цены не назовешь аномально высокими. Опять же, цена на свинину сейчас достаточно высока и это компенсирует издержки.
- Сергей Игоревич, оказало ли влияние повышение цен на зерно на стоимость выпускаемой вашей компанией продукции?
- К сожалению, только на себестоимость. Цены на продукцию устанавливает рынок. Рынок птицы в стране достаточно насыщен, цены на нем стабильны уже много лет, так что если растет себестоимость – падает маржа производителя. По свинине, напротив, рынок еще не достиг зрелости, он очень волатилен, на него оказывает влияние импорт. Поэтому в ситуации роста цен на зерно в начале 2013 года пострадали все, вопрос только в какой мере. Сравнивая свои показатели с показателями коллег по рынку, мы видим, что прошли кризис достаточно хорошо. Во-первых, как я уже говорил, – это фактор диверсификации: мы теряли деньги в свиноводстве, но зарабатывали рекордно высокую маржу в производстве колбасных изделий. Во-вторых, это производственная эффективность. В России меньше десяти современных производителей свинины с новыми производственными мощностями и эффективным производством. Значительная часть рынка – это крестьянско-фермерские хозяйства или свинокомплексы советских времен. И там, и там ни о какой эффективности и биологической безопасности говорить не приходится. Когда цена на свинину высока, заработать могут все. Когда цена снижается, выживают только эффективные.
- Во что инвестирует Группа? Какие производственные объекты будут введены в 2014-2015 годах?
- Весной 2014 года мы сделали крупную инвестицию – приобрели воронежского производителя птицы "Лиско-Бройлер". Сумма сделки составила около 5 млрд. руб., благодаря приобретению мы увеличили долю рынка на 2% и сделали серьезный шаг к лидерству на российском рынке куриного мяса. С точки зрения капитальных вложений, мы завершили основную инвестиционную программу в свиноводстве и птицеводстве и сейчас строим прежде всего инфраструктурные объекты – инкубатории, зернохранилища, комбикормовые заводы, – которые позволят сделать производство более эффективным. У нас есть два крупномасштабных проекта – "Елецпром" в Липецкой области и "Тамбовская Индейка" в Тамбовской. "Елецпром" – это один из крупнейших в Европе инкубаториев на 240 млн. яиц в год, зернохранилище более чем на 200 тыс. тонн единовременного хранения, комбикормовый завод, а также птичники. "Тамбовская индейка" – наш первый международный проект, который мы реализуем в партнерстве с Grupo Fuertes, крупнейшим производителем мяса индейки в Испании. Мы строим комплекс полного цикла мощностью более 40 тыс. тонн индейки в год (в убойном весе) и планируем выйти на этот рынок уже в 2015 году.
- Сергей Игоревич, в конце нашей беседы хотелось бы узнать, какие цели в ближайшей перспективе ваша компания ставит перед собой?
- У компании две основные задачи. Первая – она неизменна – увеличивать эффективность и снижать себестоимость продукции. Мы собрали в "Черкизово" международную команду менеджеров и специалистов по производству и стремимся построить современное производство мирового класса. Вторая задача – фокусироваться на продажах и маркетинге. Рынки птицы и колбас достаточно насыщены, сегодня мало быть просто эффективным производителем, нужно быть еще и эффективным дистрибьютором собственной продукции, уметь привлечь внимание потребителя и быть надежным партнером для ритейлеров. У "Черкизово" все это есть. Наши бренды мяса птицы, такие как "Петелинка", "Моссельпром", "Куриное Царство" – лидеры по узнаваемости марки в России. Мы занимаем почти 40% в сетевом ритейле Москвы, наиболее крупного рынка в стране. Группа построила эффективную систему дистрибуции, у нас есть собственный парк авторефрижераторов, в результате мы можем обеспечивать стабильные оперативные поставки свежего охлажденного мяса на полки супермаркетов.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.