Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Металлургические корпорации Украины: от рассвета до заката? "UGMK.INFO (Украина)". 22 июля 2010

Даже наиболее продвинувшиеся на пути корпоративного развития украинские меткомпании не дотягивают до мировых стандартов, особенно, в части культуры управления и прозрачности финансовых потоков. Это является главной причиной того, что украинская металлургия перейдет в руки иностранных собственников.
Украинские корпоративные структуры в ГМК, которые могли бы претендовать на статус «национальных чемпионов» (так в западных СМИ называют ведущие и наиболее конкурентоспособные корпорации), в большинстве своем застопорились на первоначальном этапе своего институционального развития и представляют собою финансово-промышленные конгломераты. Даже наиболее продвинувшиеся на данном пути компании, связанные с металлургией, не дотягивают до мировых стандартов, особенно, в части культуры корпоративного управления и финансовой прозрачности. В то же время, такое состояние дел является адекватным ответом на экономическую и политическую ситуацию в Украине. На этом фоне особенно видны просчеты государственной промышленной политики в вопросах эффективного взаимодействия с отечественными корпоративными структурами и антимонопольного регулирования отрасли. Законодательная база давно устарела и не соответствует ни нынешним потребностям, ни перспективному развитию отрасли.
Развитие корпоративных структур в украинском ГМК прошло три этапа.
I. Фрагментация производственных комплексов советского типа (1991-1998 гг.).
Вхождение отечественного ГМК в 1990-е годы ознаменовалось двумя тенденциями. Во-первых, происходило разрушение управления и хозяйственных связей советского образца. Во-вторых, происходил спорадический и хаотический поиск форм хозяйствования, которые были бы адекватны новым условиям. По мнению эксперта НИСИ Ярослава Жалило, «из-за фрагментации управления при неразвитой рыночной среде стратегии новосозданных частных экономических субъектов не только вышли из-под государственного контроля, но и утратили взаимную координацию. Следует признать, что возможности украинских предприятий к самосовершенствованию были преувеличены. С одной стороны, экономическая политика не содействовала аккумуляции, мобилизации и даже сохранению инвестиционных ресурсов, фактически размывала экономическую мощь подавляющему большинству предприятий. С другой стороны, и их руководители оказались неспособными к активным решительным действиям в условиях нарождающегося рынка, а приватизация не обеспечила создание широкого слоя эффективных реальных собственников средств производства».
Среди политических и бизнес-элит имело место понимание, что нет альтернативы формированию на месте производственных объединений новых крупных интегрированных структур с участием финансовых институтов. В 1994 г. в Послании к Верховной Раде Леонид Кучма отмечал: «Промышленно-финансовые группы смогут содействовать возобновлению старых и формированию новых хозяйственных связей с предприятиями других государств СНГ. Президент всесторонне будет содействовать становлению и развитию указанной форме организации экономических связей».
В январе 1995 г. президент издал Указ «О финансово-промышленных группах в Украине», который имел достаточно прогрессивный на тот период характер. ФПГ в нем рассматривалась как «статутное или договорное юридическое лицо, созданное путем объединения промышленными предприятиями, организациями, банками и другими субъектами предпринимательской деятельности (передачи в собственность, в управление, в т.ч., доверительное) принадлежащего им (закрепленного за ними) имущества, финансовых ресурсов, а также передачи права управления хозяйственной деятельностью для централизованного управления производственной, научной, финансовой и коммерческой деятельностью». Указ предполагал, что ФПГ могут создаваться по инициативе, прежде всего, самих субъектов хозяйствования.
На данный Указ парламент наложил вето. Взамен в ноябре 1995 года был принят Закон «О промышленно-финансовых группах», в котором корпоративное строительство было поставлено под жесткий государственный контроль. Документ, который действует до сих пор, носил консервативный характер, как по букве, так и по духу. В частности, в законе была закреплена ведущая роль (статус «головное предприятие ПФГ») в корпоративной структуре производственного предприятия, выпускающего конечную продукцию, тогда как мировой опыт говорит о том, что ведущую роль играет либо специальная управляющая компания, либо финансовое учреждение. Более того, согласно Закону, ПФГ должны были «создаваться по решению правительства на определенный срок (!) с целью реализации государственных программ развития приоритетных отраслей производства и структурной перестройки экономики Украины, включая программы в соответствии с международными договорами, а также производства конечной продукции» (выделено автором). В этом определении видно непонимание основ рыночной экономики (фактически, ПФГ в данном документы представляет собою консорциум) или сознательное не желание народных депутатов давать «зеленый свет» формированию цивилизованных рыночных структур. Поэтому данный процесс закономерно ушел «в тень», привел к усилению коррупции и непрозрачности бизнес-процессов в отрасли, что в результате отдалило выход страны из социально-экономического кризиса. Причем негативные последствия этого ощущаются до сих пор.
II.Приватизация и конгломиратизация металлургических активов (1999-2004).
Негативные последствия провала государственной политики в сфере формирования цивилизованных корпоративных отношений были усилены несистемной приватизацией металлургических предприятий. Выбор «ваучерного» варианта приватизации, а впоследствии проведение непрозрачных, а порой коррумпированных конкурсов, усугубили разрыв хозяйственных связей и законсервировали процесс технологической модернизации метпроизводств. Первое связано с появлением еще одной линии конфликтов – теперь между собственниками или за собственность, которые резали по живому годами складывающиеся технологические цепочки (например, Днепровский меткомбинат и Днепродзержинский коксохим). Второе – метпредприятия попадали под контроль собственников, которые зачастую не были заинтересованы в их дальнейшем развитии и для которых данные активы не представляли долгосрочного интереса.
В то же время, было бы неправомерно описывать ситуацию только в черных тонах. 1999-2004 стали годами отчаянной попытки создания, пускай с такими издержками как коррупция, предпосылок для формирования национальных корпоративных структур, которые впоследствии могли бы достичь мировых стандартов. К концу данного периода, специалисты уже заговорили о «переходе от олигархической к институциональной модели влияния корпоративных интересов на выбор стратегических приоритетов экономической политики государства».
Та же коррупция, не позволявшая проникать в украинский ГМК мировым лидерам, создавала тепличные условия для концентрации национального капитала. В период 1999-2004 гг. в отрасли набрали силу такие корпоративные структуры как «Интерпайп», «Индустриальный союз Донбасса» (далее разделившийся на, собственно, ИСД и «Систем Кэпитал Менеджмент»), группа «Приват», «Укрподшипник», группа «Финансы и Кредит», группа «Укрсиббанк». В эти же годы металлургия становится безусловной лидирующей отраслью отечественной промышленности, главным экспортером и донором государственного бюджета. Стали заметными и изменения в реальных приоритетах государственной промполитики – ранее из уст первых лиц страны постоянно звучало, что приоритетными отраслями являются автомобилестроение, авиастроение, судостроение, ракетно-космическая отрасль, то с конца 1990 годов проблематика развития ГМК выходит на первые места в повестку дня. На место высокотехнологических амбиций пришли прагматичные подходы. При этом, кроме деклараций, имели место и конкретные поддерживающие решения. Прежде всего, речь идет о проведении экономического эксперимента в отрасли (2-ое полугодие 1999-2002 гг.), позволившего существенно улучшить финансовое состояние предприятий.
На рубеже столетий в отечественный ГМК «зашел» крупный иностранный стратегический инвестор – «Русский алюминий», взявший под контроль алюминиевую отрасль Украины. В остальных секторах сохранялось доминирование национального капитала. Причем украинские корпоративные структуры продолжали работать по теневым или полутеневым схемам. С другой стороны, уверенно чувствуя себя «дома», отечественные ФПГ начали приобретать зарубежные активы – в Польше, Венгрии, Италии, России, позднее в Болгарии, Грузии.
Пиком функционирования национальной корпоративной модели и одновременно демонстрацией ее существенных недостатков стали приватизационные процессы 2004 г. – разгосударствление предприятий ГАК «Укррудпром» и КГМК «Криворожсталь», осуществлявшиеся для удовлетворения узкокорпоративных интересов с игнорированием интересов отрасли и государства. «Особенности» приватизации «Укррудпрома» заложили предпосылки для монополизации рынка железорудного сырья и нарушению технологических цепочек, что прогнозируемо било по конкурентоспособности компаний, которым не удалось приобрести сырьевые активы. А скандальный конкурс по «Криворожстали», «выпустив джина из бутылки», привел в конечном итоге к потере стратегического актива национальным капиталом.
III. Создание специализированных металлургических конгломератов и транснационализация (после 2004 г.)
Резкие политические изменения по результатам президентских выборов 2004 г. оттеснили от власти часть собственников ведущих ФПГ, что подстегнуло последних к ускорению процессов внедрения цивилизованных стандартов корпоративного управления. Например, СКМ и «Интерпайп» провели радикальную реструктуризацию своего металлургического бизнеса в направлении повышения его прозрачности и создания специализированных (металлургических) корпоративных структур. А после некоторой стабилизации политической ситуации они попытались нарастить свой корпоративный потенциал. В частности, «Метинвест» провел в 2007 г. слияние с металлургическими активами «Смарт-групп». А «Интерпайп» уже с сентября 2005 г. запустил программу реструктуризации (в результате метактивы были выделены отдельную корпоративную структуру) и стал готовиться к выходу на IPO (отложен из-за кризиса, возможно даже навсегда), кроме того, пытается реализовать планы постройки нового предприятия – «Днепростали».
Примечательно, что ряд ФПГ, ставших при В.Ющенко новыми властными фаворитами, наоборот, или замедлили (как «Смарт-групп»), или даже не собирались проводить соответствующие мероприятия (группа «Приват»), оставаясь конгломератным образованием. Другими словами, доступ к административному ресурсу консервировал их институциональное развитие.
Логическим продолжением политических изменений стали корпоративные конфликты вокруг ранее приватизированных активов. Наиболее резонансными стали реприватизация и повторная продажа «Криворожстали» и дестабилизация ситуации вокруг Никопольского завода ферросплавов.
Фактически, выгоды от теневой приватизации 2004 г. и выборочной реприватизации 2005 г. получили транснациональные компании. Так, с победой в повторном конкурсе по продаже «Криворожстали» в Украину пришла одна из ведущих мировых меткомпаний MittalSteel. Позднее эта компания слилась с другим иностранным участников конкурса – крупнейшим европейским металлопроизводителем Arcelor (участвовал в борьбе за меткомбинат совместно с украинским консорциумом «Индустриальная группа»).
Транснационализация «Криворожстали» имеет неоднозначные последствия для развития корпоративных структур в Украине. С одной стороны, приход ведущей металлургической ТНК потенциально может привести к внедрению новых институциональных подходов, принципов социальной ответственности крупного бизнеса и стать стимулом к совершенствованию корпоративных стратегий других украинских меткомпаний. Впрочем, через 5 лет после покупки «Криворожстали» принципиальных позитивных изменений в секторе практически не наблюдается. Пока нет существенных положительных подвижек и от прихода российских корпораций – «Русала» и «Евразгрупп».
С другой стороны, переход в собственность зарубежных инвесторов крупнейшего украинского меткомбината поставил крест на самой возможности создания национальной полноценной вертикально-интегрированной металлургической компании мирового уровня.
Приход новой президентской администрации В.Януковича, считающимся традиционным лоббистом металлургической отрасли, пока не подтолкнул промышленников к корпоративной прозрачности. С учетом нынешней конфигурации собственности в отрасли, в Украине построить металлургические ВИНКи могут одна-две ФПГ, всем остальным осталось либо продавать свой «металлический бизнес» (как это сделали «Запорожсталь» и ММК им. Ильича), либо уходить в узкоспециализированные ниши. Той же группе «Приват» пришлось сделать и то (продать Днепропетровский метзавод им. Петровского и коксохимы), и другое (ферросплавная специализация).
Мировой экономический кризис 2008-2010 гг. – не лучшее время для построения прозрачных корпоративных структур. Другими словами, получается замкнутый круг – в условиях хорошей конъюнктуры нет мотива (ведь и так все хорошо), а в кризисе – «не до жиру – быть бы живу». Однако, действуя (точнее бездействуя) подобным образом, весьма сложно создать устойчиво развивающую и конкурентоспособную на глобальном рынке компанию и стать «национальным чемпионом».
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.