"Трансмашхолдинг" продал бизнес в Венгрии местному партнеру. "Ведомости". 28 июня 2022

"Трансмашхолдинг" (ТМХ) продал свой бизнес в Венгрии локальному партнеру Magyar Vagon Zrt, рассказал "Ведомостям" гендиректор холдинга Кирилл Липа. По его словам, серьезным препятствием в дальнейшем взаимодействии с венгерскими партнерами стали взаиморасчеты. Стоимость продажи активов Липа не назвал.
"Мы работали через венгерский Сбербанк, но из-за санкций он прекратил свою операционную деятельность. Открытие же счетов в других венгерских банках в текущих условиях для российской компании невыполнимая задача", – сказал топ-менеджер. "Ведомости" направили запрос в кредитную организацию и Минпромторг РФ.
В Венгрии у дочерней структуры ТМХ – TMH International было два паритетных СП с Magyar Vagon Zrt., специализирующейся на проектах железнодорожной промышленности. Одно СП называлось TMH Hungary, второе – TMH Hungary Invest. Последнее два года назад приобрело 90% венгерской машиностроительной компании Dunakeszi. Стоимость актива оценивалась на уровне $25–30 млн. TMH Hungary управляло Dunakeszi.
В 2018 г. TMH Hungary подписала с "Египетскими национальными железными дорогами" (ЕНЖД) договор на поставку в течение пяти лет 1300 пассажирских вагонов на общую сумму более 1 млрд евро. Тогда TMH Hungary еще целиком принадлежала ТМХ, но в 2019 г. венгерские партнеры выкупили 50% компании.
По договору с египтянами первые 650 вагонов поставляет Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ; входит в ТМХ), а вторую половину – Dunakeszi. Первая партия готовой продукции была отгружена ЕНЖД в конце 2020 г. Финансируют сделку венгерский и российский экспортно-импортные банки.
"По условиям финансирования мы были обязаны обеспечить 51% локализации [производства вагонов] в Венгрии, – говорит Липа. – Поэтому мы в любом случае должны были из Твери поставить только определенную часть продукции. И вся тверская часть уже реализована, т. е. в плане промышленного, торгово-экономического и коммерческого взаимодействия с российской стороны все закончено".
По словам топ-менеджера, за ТМХ остались конструкторская документация на вагоны, инженерная поддержка, операционное планирование и общая координация проекта. Все, что планировалось по этому проекту в кооперации с Венгрией, будет реализовано, но без акционерного участия ТМХ, добавил он.
"Сложившиеся обстоятельства могут увеличить сроки реализации, но незначительно. Проект должен был закончиться в августе 2024 г., но, скорее всего, завершится в апреле 2025 г.", – отметил Липа.
Кроме этого Dunakeszi в августе 2020 г. получила контракт оператора пассажирских перевозок Венгрии MAV-Start на ремонт и модернизацию парка, состоящего из 403 пассажирских вагонов в течение четырех лет. Общая стоимость работ составит 90 млн евро, указывал ТМХ.
ТМХ – не первая российская машиностроительная компания, которой приходится расставаться с зарубежным бизнесом. В середине июня 2022 г. сообщалось о продаже группой "Объединенные машиностроительные заводы", принадлежащей Газпромбанку, своей чешской "дочки" Skoda JS (специализируется на атомном машиностроении). 100% акций выкупила финансово-инвестиционная группа Wood & Company Financial Services в интересах чешской энергокомпании CEZ ("Ведомости" писали об этом 17 июня). Сумму сделки эксперты оценивали в $50–70 млн.
Dunakeszi была основным активом ТМХ в Венгрии, но ее главная ценность была связана с реализацией египетского контракта, говорит гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. По его словам, ТМХ при необходимости может завершить контракт с египтянами самостоятельно, используя мощности ТВЗ. Это приведет к незначительному увеличению сроков поставок в рамках предусмотренных контрактом, считает эксперт.
"В целом сейчас ТМХ с его масштабным международным бизнесом из-за санкционного давления придется непросто, но высокий уровень локализации и работа в странах, которые не вводили санкции, позволяют рассчитывать, что все контракты будут успешно выполнены", – оптимистичен Бурмистров.
Независимый отраслевой аналитик Елена Сахнова считает, что контракт с Египтом ТМХ сохранит и сможет выполнить свои обязательства до конца. Максимум, что потеряет российский холдинг, – долю в Dunakeszi, поскольку в условиях санкций продать ее дорого невозможно, отмечает эксперт.
"Трансмашхолдинг" в цифрах
Структурам Искандара Махмудова, Андрея Бокарева, председателя совета директоров ТМХ Дмитрия Комиссарова и Кирилла Липы принадлежит 79,4% ТМХ. Липа признается контролирующим акционером. Еще 20% ТМХ – у французского концерна Alstom. Чистая прибыль холдинга по МСФО в 2021 г. составила 8,6 млрд руб. (-63% к 2020 г.), выручка – 311,9 млрд руб. (+2,1%).
Для справки: Название компании: Трансмашхолдинг, АО (ТМХ) Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: ********** [Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Получить информацию:

В течение последних лет ФСГС и другие госорганы последовательно ограничивают объем публикуемой статистики. В числе засекреченных показателей уже оказались детализация по инвестициям в основной капитал, структура доходов и расходов населения, а также ряд данных по промышленности, сельскому хозяйству и регионам.
Это существенно затрудняет полноценный анализ, необходимый для развития бизнеса, снижает качество планирования, усложняет процесс принятия обоснованных управленческих решений.
Для получения объективной картины происходящего специалисты INFOLine регулярно выпускают исследования ключевых секторов экономики, предоставляя клиентам актуальные данные.
В комплексную линейку отраслевых обзоров «Экономика России 2025» аналитики включили:
- «Строительство и отрасль строительных материалов России»,
- «Транспортная отрасль России»,
- «Агропромышленный комплекс России»,
- «Производство продуктов питания и напитков России»,
- «Нефтяная, газовая и угольная промышленность России»,
- «Электроэнергетика России»,
- «Розничная торговля Food и потребительский рынок России»,
- «Розничная торговля Non-Food и потребительский рынок России»,
- «Рынок общественного питания России».
ДЛЯ ПРИОБРЕТЕНИЯ ПОЛНОГО ПОРТФЕЛЯ ИССЛЕДОВАНИЙ ПРЕДУСМОТРЕНА СПЕЦИАЛЬНАЯ ЦЕНА
Наши контакты:
+7(495) 772-7640 или +7(812) 322-6848
mail@advis.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot