Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Совещание Премьер-министра РФ Михаила Мишустина с членами Правительственной комиссии по вопросам социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа (Часть 2-я).

С.Меликов: Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги!
Основной отраслью экономики Республики Дагестан является сельское хозяйство, на долю которого в структуре ВРП приходится более 16%. По итогам 2020 года объём валовой продукции, произведённой хозяйствами всех категорий, составил более 140 млрд рублей. При этом в сельском хозяйстве занято до 30% численности экономически активного населения. В Дагестане сосредоточено более 20% российского поголовья овец и коз, 25% производства шерсти, более 5% поголовья крупного рогатого скота, более 8% производства овощей, около трети производимого в стране винограда, 4,5% плодов.
Почти половина населения республики проживает в сельской местности, поэтому вопрос развития сельского хозяйства - сектора, от которого напрямую зависит уровень благосостояния большей части жителей Дагестана, имеет не только экономическое, но и важное социальное значение. Максимальное использование потенциала отрасли, в том числе в создании благоприятных условий для проживания сельских жителей, является нашей важнейшей задачей. Прежде всего речь идёт о наращивании объёмов производства винограда и винодельческой продукции и в то же время создании более благоприятных условий для производителей продукции из натурального сырья, которым сегодня трудно конкурировать с производителями, использующими ненатуральное сырьё.
Как я уже сказал, в Дагестане сосредоточено более 20% всего российского поголовья овец и коз. Отличительной особенностью овцеводства является наличие системы отгонного животноводства, в соответствии с которой два раза в год, весной и осенью, осуществляется перегон или перевозка овцепоголовья с летних на зимние пастбища. Большая часть зимних пастбищ расположена в регионе Кизлярских пастбищ, где ежегодно в зимний период содержится более полутора миллионов голов овец. Регион испокон веков традиционно считался зоной отгонного животноводства, базирующегося на естественных кормовых угодьях.
Последнее время проблема деградации Кизлярских пастбищ в Республике Дагестан становится актуальной в связи с прогрессированием процесса опустынивания этих земель, что подтверждается данными аэрокосмического обследования территории. К таким последствиям привели климатические изменения и антропогенная деятельность на данной территории. Выполняемый в настоящее время объём фитомелиоративных мероприятий не позволяет решить задачу по предотвращению процессов деградации, опустынивания данных территорий. В связи с изложенным считаем целесообразным рассмотреть возможность включения в проект госпрограммы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации мероприятия по восстановлению пастбищ в рамках реализации фитомелиоративных мероприятий.
Финансирование мероприятий по восстановлению и улучшению земель Кизлярских пастбищ находится в компетенции Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, государственных бюджетных учреждений в области мелиорации земель. Хотел бы поблагодарить Дмитрия Николаевича (Д.Патрушева) за понимание этой ситуации и поддержку со стороны Министерства сельского хозяйства.
Что касается промышленности, индекс промышленного производства в 2020 году составил 104,5%. Гособоронзаказ в 2020 году составил 5,2 млрд рублей, что позволило увеличить объём выпуска продукции за этот год более чем на 30%. Этот вопрос обсуждался с Министром обороны Российской Федерации Сергеем Кужугетовичем Шойгу в ходе его недавнего визита в Республику Дагестан.
Кроме того, в республике создано шесть индустриальных парков, на их территории развёрнуто около тысячи рабочих мест. Создано две территории опережающего социально-экономического развития. Для работы с инвестиционными проектами принято решение создать проектный офис, в состав которого будут включены представители всех министерств и ведомств на уровне заместителей руководителей, представители отдельных территориальных органов федеральных органов власти, под руководством первого заместителя председателя правительства республики. Проектный офис будет работать по принципу "одного окна".
При этом главные проблемы, с которыми мы сталкиваемся при реализации инвестиционных программ, - это земельные вопросы и инфраструктурные ограничения, о которых сегодня уже говорилось. Поэтому в ноябре прошлого года была создана комиссия по инвентаризации всех земельных ресурсов с определением назначения земли. Минимуществом Дагестана совместно с комитетом по лесному хозяйству, территориальным управлением Росимущества, управлением Росреестра по республике, администрациями муниципальных районов и городских округов, а также иными ведомствами проведена масштабная работа по инвентаризации земельных ресурсов Республики Дагестан.
В настоящее время принят ряд мер, направленных на декриминализацию сферы земельных отношений, усилена претензионно-исковая работа по возврату незаконно отчуждённых и неэффективно используемых земельных участков. Принимаются меры по формированию и резервированию земель для строительства социальных объектов, инвестиционных площадок, формированию туристических кластеров.
Инфраструктурные проблемы региона, дефицит ресурсов для развития инженерной инфраструктуры, низкая энергообеспеченность, сложившиеся разрывы в потребностях и потреблении столь велики, что вызывают массовое недовольство населения. С другой стороны, эти проблемы препятствуют поступательному экономическому развитию и инвестиционному росту экономики. Б?льшая часть жителей лишена нормального водоснабжения и живёт без нормальной канализации. Объекты водоснабжения и водоотведения, не проходившие капитального ремонта с момента постройки в 1970-х годах, практически полностью изношены. Даже в крупных городах отсутствуют необходимые очистные сооружения. Сотни тысяч тонн канализационных стоков сбрасываются без должной очистки, загрязняя водоёмы, прежде всего Каспий, что опять же препятствует развитию туризма, в частности пляжного туризма.
В результате в Дагестане ежегодно фиксируются вспышки инфекционных заболеваний, распространяющихся через воду. Госпитализируются сотни людей. В большинстве случаев пострадавшими являются дети или лица старшего возраста. Целые микрорайоны или даже города периодически остаются без питьевой воды, как это произошло осенью прошлого года в Каспийске, который является базой Каспийской флотилии. Мы не должны позволять, чтобы проблемы местного водоснабжения разрастались до фактора, негативно влияющего не только на социальную сферу, но и на национальную безопасность.
Поэтому должен ещё раз подчеркнуть, что необходима полная реконструкция и расширение очистных сооружений Махачкалы и завершение строительства тоннельного коллектора к ним. Махачкалинская агломерация является крупнейшей на Северном Кавказе и насчитывает более миллиона человек. Действующие очистные сооружения магистральной линии водоотведения Махачкалинской агломерации построены ещё в советское время и не рассчитаны на такую численность населения города.
Проект, который на сегодняшний день есть, является сложным в техническом, организационном плане и самым дорогостоящим. Потребность в финансировании 21 млрд рублей. Предусматривается восстановление и строительство канализационного коллектора, насосной станции, аварийного сброса. Сейчас тысячи тонн сбрасываются в море, тем самым убивается не только экосистема Каспия - это проблема и самого густонаселённого места побережья Каспия.
Существенным барьером в развитии республики является сфера топливно-энергетического комплекса. В период пиковых нагрузок не хватает пропускной способности газовых сетей. Остаётся без газа как население, так и тепличные хозяйства, что приводит к потере урожая. Обычной практикой стало аварийное отключение электричества, когда в результате незначительных аварий или изменений в погоде иногда отключаются целые районы. Предоставление мощностей для подключения в рамках реализации инвестиционных проектов практически нереализуемо. Безусловно, в этом отношении Дагестан является лидером по неправильному применению тарифов. На мой взгляд, эта проблема есть, её надо решать.
Необходимо решать проблемы по налоговым сборам, по выводу малого и среднего предпринимательства из теневой сферы. Это важная работа, которой мы занимаемся. Я не хотел бы сегодня тратить время на различного рода направления этой деятельности, которые нами отработаны. Михаил Владимирович, по части из этих вопросов докладывал Вам в ходе Вашего пребывания в Республике Дагестан.
На сегодняшний день мы выстраиваем работу, которая по некоторым направлениям реализации, к сожалению, копилась не годами, а десятилетиями. Хотел бы поблагодарить Министерство экономического развития за понимание нашей ситуации и поддержку, в том числе по включению наших проблемных вопросов в программу развития Северо-Кавказского округа.
Михаил Владимирович, хотелось бы остановиться ещё на одном вопросе, который обсуждался в ходе Вашего визита в Дагестан, так как он имеет значительное влияние на социально-экономическое развитие республики, особенно если учесть геостратегическое положение Дагестана. Это реконструкция взлётно-посадочной полосы аэродрома в Махачкале. Имеется в виду строительство новой взлётно-посадочной полосы, что позволит принимать дальнемагистральные воздушные суда. Считаю, что данный аэропорт необходимо развивать как аэропорт совместного базирования, что возможно осуществить посредством включения его в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. Данный вопрос мы тоже обсуждали с Сергеем Кужугетовичем Шойгу. В том числе и со стороны оборонного ведомства мы в этом направлении имеем поддержку.
Реконструкция аэропорта с расширением федеральной дороги "Кавказ", ведущей к государственной границе с Азербайджаном, позволит республике стать транспортным хабом на международном транспортном коридоре Север - Юг. Это увеличит пропускную способность федеральных автодорог, решит стратегические вопросы, сдерживающие развитие транзитного потенциала.
Хотел бы ещё раз поблагодарить Вас за возможность выступить и изложить проблемные вопросы социально-экономического развития республики.
М.Мишустин: Спасибо, Сергей Алимович. Мы ещё со всеми руководителями поговорим подробно на двусторонних встречах, обсудим и в режиме тет-а-тет. Но я бы хотел несколько вещей, о которых Вы сказали, обсудить.
Первое - по полосе. Виталий Геннадьевич (обращаясь к В.Савельеву), мы договорились, у нас есть решение по полосе. Там два варианта было - новую строим или реконструируем. Мы именно этим и занялись после того, как вернулись из поездки в Дагестан, проработали это с Министром транспорта. Виталий Геннадьевич, Вам слово.
В.Савельев: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги! В настоящий момент мы прорабатываем два варианта. Полоса, которая сегодня у нас в Махачкале, 2640 метров. Она прошла реконструкцию в 2015 году. Как минимум до 2025 года она в состоянии обеспечивать полёты ограниченного типа воздушных судов. Но пока этого не требуется, потому что за 2019 год общий объём пассажиров, который пропустил аэропорт, 1 млн 900 тысяч человек, а в 2020 году было 1 млн 400 тысяч. Тем не менее мы рассматриваем этот вопрос. Полоса асфальтобетонная, двойного базирования. Есть вопросы у Министерства обороны. Переделать полосу в цементобетонную достаточно дорогое удовольствие. Полосу строить в размере 3200 метров - мы тоже этот вариант рассматриваем. Поэтому в ближайшее время, Михаил Владимирович, мы в течение месяца…
М.Мишустин: Срок давайте поставим!
В.Савельев: В течение месяца мы дадим предложения.
М.Мишустин: Договорились. Тогда плюс месяц. Согласны, Сергей Алимович? В протокол чтобы вписать.
С.Меликов: Плюс-минус, я так понимаю, к 1 августа наиболее реальная цифра.
М.Мишустин: Договорились. К 1 августа примем решение. Соответственно, подходы там есть, оба: и с рулёжными дорожками... Всё это обсудили.
Я понимаю, Вам нужен ответ, поскольку два здания комплекса строятся. Мы это до 1 августа решим.
Я ещё отреагирую на общий настрой, на желание привлечь инвестиции, на общую ситуацию, которая схожая, наверное, во многих республиках.
Давайте как-то сами себе скажем, что без нормального учёта земли, земельных участков, зданий, сооружений, которые есть на территории ваших республик, соответственно, субъектов права, которые ими владеют, людей, которые там живут, нам очень сложно планировать что-то в развитии ваших регионов. Но до сих пор этого учёта у многих нет. Чёткого, прозрачного нормального учёта. Мы в Дагестане с Вашим предшественником создали специальную комиссию (туда летала), собрали из разных ведомств. Просто чтобы помочь. И сделали соответствующий план легализации. Слово "легализация" подразумевает здесь всё: и государственная регистрация прав собственности на объекты, которые так или иначе до сих пор не зарегистрированы, и легализация бизнеса - собственно говоря, компаний, легализация деятельности. Все эти вещи, конечно, тоже нужно обозначать, потому что на сегодняшний день это связано. Мы сейчас Иреку Энваровичу (И.Файзуллин) дадим слово и поговорим о структуре, водоканалах, многих вещах. Но очень много нелегального бизнеса, и мы всё время, делая эти программы и занимаясь этими мерами, потом не слышим, что сделано. Я сейчас не в претензиях - я хочу, чтобы мы договорились. Нам вместе нужно за это взяться. Потому что и без федеральных ресурсов и властей легализация зданий, сооружений, объектов, прочно связанных с землёй, будет невозможна. А без этого нельзя делать территориальное планирование. Территориальное планирование в этом смысле - это подход для каждого из вас наиважнейший: зонирование, планирование. Собственно говоря, какой будет экономика вашего края, вашей республики, региона. Вот я хотел об этом тоже поговорить. Ведь дело всё в том, что нужно для каждого сделать экономическую модель. Что там будет? Это крайне важно. И экономическую модель, Максим Геннадьевич, нужно делать вместе с Министерством экономического развития. Хотя бы для того, чтобы простыми словами об этом можно было рассказать - собственно говоря, какая экономическая модель Дагестана, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края, других регионов. И в том числе имея в виду трансформацию, что будет здесь через три года, пять, десять. Пусть даже некоторые вещи мы ещё до конца не осязаем, но мы должны точно понимать об экономической модели. Проще будет говорить об инвестициях, о привлечении государственных гарантий, о том же самом ремонте инфраструктуры, когда мы по зонированию и по легализации будем видеть, чувствовать экономику региона, не только догадываясь о ней, простите, из-за достаточно большой коррупции и отсутствия легализации налоговой базы. Когда мы посещаем регионы, все говорят: хотим нарастить налоговую базу. И мы хотим. Это работа совместная.
По инвестициям в инфраструктуру мы поговорим обязательно. Сейчас мы предоставим слово Иреку Энваровичу, который расскажет более детально об этом. Но я бы хотел, чтобы мы это также на наших двусторонних встречах обсудили. Надеюсь, что вы также разделяете этот подход. Пожалуйста, давайте во второй части нашего совещания, вернее, уже третьей части, поговорим о модернизации коммунальной инфраструктуры в Северо-Кавказском федеральном округе, механизмах привлечения частных инвестиций. Файзуллин Ирек Энварович, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
М.Мишустин: Файзуллин Ирек Энварович, Министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Пожалуйста, Вам слово.
И.Файзуллин: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Прежде чем перейти к основному докладу, я хотел бы озвучить текущую ситуацию по основным направлениям работы Минстроя в Северо-Кавказском федеральном округе.
Ввод жилья в 2020 году составил почти 4 млн кв. м. Чуть ниже, чем в 2019-м, - на 0,8%, но в целом программа строительства 2021 года показывает, что введено уже 1,4 млн кв. м, динамика идёт практически в каждом регионе. 45 тыс. ипотечных кредитов было выдано в 2020 году. Многоквартирное жильё было продано в полном объёме. И недостаточность этого жилья показала текущая ситуация. На 1 мая 2021 года уже выдано 19,6 тыс. ипотечных кредитов на сумму более 40 млрд рублей. То есть динамика в целом в Северо-Кавказском федеральном округе аналогична всей Российской Федерации. Средневзвешенная ставка составила 7,15%. Жильё активно востребовано, и соответствующие действия мы с субъектами проводим.
В 2020 году все субъекты федерального округа принимали участие в мероприятиях по программе федерального бюджета - по "Стимулу". 32 инфраструктурных объекта строились, из которых строительство 17 сегодня завершено и 7 введены в эксплуатацию.
В 2021 году тоже продолжается работа. В четырёх регионах предполагается построить один объект здравоохранения, два дошкольных учреждения, две школы, пять объектов транспортной инфраструктуры, два объекта инженерной.
По программе "Чистая вода", которая наиболее востребована во всех субъектах Северо-Кавказского федерального округа, направлено более миллиарда рублей в 2020 году. 44 объекта введено в эксплуатацию, что позволило 100 тысяч человек обеспечить качественной водой.
Также надо отметить, что профинансированы мероприятия по строительству и реконструкции систем водоснабжения в Чеченской Республике - Надтеречный муниципальный район. Улучшено водоснабжение в населённых пунктах Ингушетии по второму этапу - снабжение Магаса. И улучшено водоснабжение в селе Садовом Карачаево-Черкесской Республики. Эта работа будет продолжаться и в 2021 году.
Программа расселения аварийного жилья на территории реализуется с опережением графика. Следует отметить Карачаево-Черкесскую Республику - полностью завершила эту программу по жилью, признанному аварийным до 1 января 2017 года.
Программа формирования комфортной городской среды активно реализуется на территории субъектов. 419 общественных пространств в текущем году планируется благоустроить и 336 дворовых.
Работа 2020 года показала, что активное влияние местной власти привело к тому, что в Республике Дагестан уже увеличилась до 71% собираемость средств на капремонт, в Республике Северная Осетия - с 29 до 42%, в Чеченской Республике - уже до 85,6%. Хотя прежние проблемы тянули эту программу назад.
По итогам прохождения осенне-зимнего периода в субъектах произошло 6,2 тыс. аварий и инцидентов. И здесь основные (4345) - на объектах водоснабжения. Все технологические нарушения оперативно фиксируются в запущенной цифровой платформе Минстроя России - системе мониторинга аварий и инцидентов.
Оперативность устранения аварийных ситуаций показывают примеры: вчера в Невинномысске Ставропольского края в 15.08 без электроснабжения на неисправной линии электропередачи осталось 3850 индивидуальных жилых домов - почти 10 тысяч человек. В 17.10 уже эти работы были закончены. Аналогичные ситуации в Дагестане возникали вчера, и тоже всё в установленное время было завершено. Благодарю службы за оперативную работу.
В рамках реализации задач, определённых Правительством и Президентом Российской Федерации, помимо действующих мер поддержки мы отрабатываем по Вашему поручению "инфраструктурное меню". Здесь со всеми субъектами прорабатываются вопросы инфраструктурных бюджетных кредитов, кредитов Фонда ЖКХ за счёт средств ФНБ. Все эти ресурсы будут направлены на создание социальной, транспортной, общегородской инфраструктуры. И здесь, коллеги, сроки уже поставлены перед регионами, поэтому я прошу в установленное время даже не до конца завершённые материалы представить в Министерство строительства и Министерство экономического развития. Все технические задания по проектам, которые сегодня начинаются и предполагаются к реализации в будущие годы, тоже прошу направить в Минстрой для работы с "Главгосэкспертизой России". Все проекты по этим меню будут проходить где-то через совместную работу с вашими экспертизами, а где-то через федеральную экспертизу.
М.Мишустин: Спасибо. Сейчас Антону Юрьевичу Михалькову слово - генеральному директору компании "Росводоканал".
А.Михальков (генеральный директор группы компаний "Росводоканал"): Добрый день, Михаил Владимирович! Добрый день, коллеги!
Компания "Росводоканал" работает на рынке водоснабжения и водоотведения с 2003 года и сегодня оказывает качественные услуги 6 миллионам человек в нашей стране, в семи регионах. С декабря прошлого года заработало совместное предприятие "Росводоканала" и государственного института развития "ВЭБ.РФ". Мы поставили перед собой задачу широкомасштабного использования инструментов государственно-частного партнёрства для обеспечения качественных услуг населению в жилищно-коммунальном комплексе.
Сегодня уже не раз в докладах затрагивались проблемы ЖКХ в Северо-Кавказском федеральном округе. Это исторически низкий уровень платёжной дисциплины, высокий износ сетей, высокий уровень потерь и, конечно, дефицит кадров. Однако задача обеспечения проектов промышленного и жилищного строительства, о которых говорил Ирек Энварович, требует развития, повышения надёжности, экологичности инфраструктуры с одновременным повышением качества услуг для населения.
Для решения этих сложных задач необходимо скоординированное, последовательное взаимодействие частных инвесторов, финансирующих организаций и органов власти всех уровней: муниципальных, региональных, федеральных. Необходимого уровня реформирования системы управления ЖКХ, необходимого уровня модернизации инфраструктуры можно достичь только при объединении усилий инвесторов, банков и бюджета. В том числе с субсидированием тарифов.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.