Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 21.02 63.4536 +0.1451
EUR 21.02 68.771 +0.1509
Все котировки валют
 Топ новости

Нефтегазовая отрасль Норвегии — траектория взлета . "OilCapital.ru". 22 августа 2019

Основные надежды норвежского нефтегаза на длительную перспективу связаны с продвижением на север.
Начало современного этапа развития норвежской нефтегазовой отрасли практически совпало с началом XXI века, когда объем добычи углеводородов подошел к историческому максимуму. Помимо добычного, в стране сложился и национальный нефтесервисный бизнес — настолько мощный, что с середины 1990-х гг. государство прекратило его протекционистскую защиту, превратившуюся в барьер для его экспансии на внешние рынки. Внутренний рынок бизнеса сужался: шельф Северного моря — главная "нефтяная кладовая" Норвегии ХХ века — превратился в зрелую нефтегазовую провинцию. Она была хорошо изучена геологически, имела развитую инфраструктуру, но большинство освоенных месторождений вступило в фазу падающей добычи, а открытие новых крупных запасов считалось маловероятным.
Шельф как он есть
Норвежский шельф — это де-факто три разнородные провинции: Северное море, примыкающее к нему по большей части глубоководное Норвежское море и лежащее обособленно на севере Баренцево море. Один шельфовый район — уникально богатые рыбой акватории близ заполярных архипелагов Лофотены и Вестеролен — остается закрытым благодаря давлению мощных экологического и рыбацкого лобби. Хотя все ведущие политические партии Норвегии (и левые, и правые) активно выступают за ускоренное «разбуривание» района, они зависят в Стортинге от поддержки малых центристских партий, которые категорически не позволяют трогать Лофотены.
Основные надежды норвежского нефтегаза на длительную перспективу связаны с продвижением на Север. Его прогнозные ресурсы возросли в результате подписанного в 2010 г. Мурманского договора с Россией о разграничении Баренцева моря.
По оценкам Норвежского нефтяного директората, отошедший Норвегии участок шельфа может содержать до 2 млрд барр. (около 270 млн т) нефтяного эквивалента.
Освоение заполярного шельфа для Норвегии дважды приоритетно: как средство и расширить ресурсную базу нефтегазовой промышленности, и укрепить международные позиции страны в Арктике.

Ресурсная политика: искать больше, добывать дольше
В 2002 г. коалиционное правительство меньшинства во главе с К. М. Бундевиком внесло в Стортинг (парламент) доклад «О нефтегазовой промышленности», где представило два сценария развития отрасли. Если она «почиет на лаврах», то окажется, по сути, свернутой уже через два десятилетия («траектория распада»); если принимать меры, масштабная добыча нефти может продлиться до середины, а газа — до конца XXI века («траектория долгосрочного развития»). Большая доля добычи в будущем достигается за счет еще не открытых месторождений.
В докладе была поставлена политическая задача обеспечить выход на второй сценарий.
Признано необходимым «создавать условия для дальнейшего развития нефтегазового сектора, чтобы норвежский континентальный шельф оставался привлекательной территорией для инвестирования, производства и промышленного развития страны».
Кабинет Бундевика сделал первые практические шаги: разрешил возобновить бурение в Заполярье, начал реформы госрегулирования отрасли, либерализовал доступ на шельф новых инвесторов.
В последующие годы подход укреплялся. И левоцентристское правительство Йенса Столтенберга (2005–2013), и сменившая его правая коалиция под руководством Эрны Сульберг придерживались единого подхода: добывать как можно больше нефти и газа, пока они еще имеются в недрах и пока сохраняется устойчивый спрос. С этой целью активизировать геологоразведку, всемерно повышать нефтеотдачу с действующих месторождений и осваивать новые с учетом специфики каждого шельфового района. И параллельно все шире продвигать национальные компании на мировой рынок.
Корпоративная структура отрасли с начала века серьезно изменилась в свете новых задач. Все три крупные норвежские нефтяные компании — государственная «Статойл» (Statoil), нефтяной бизнес полугосударственного концерна «Норск Гидро» (Norsk Hydro) и частная «Сага Петролеум» (Saga Petroleum) — к 2007 г. объединились под эгидой «Статойла», с 2018 г. переименованного в «Эквинор» (Equinor). Для усиления рыночных начал он в несколько этапов подвергся частичной приватизации (за государством остались 67% его акций), вышел на фондовые биржи Осло и Нью-Йорка. Бывший «Статойл» глубоко преобразился: из технически грамотного, но привилегированного, довольно бюрократичного «национального чемпиона» он вырос в динамичную инновационную компанию, на равных конкурирующую с мейджорами более чем в 30 странах мира. Управляется он практически как частное предприятие, хотя и под достаточно строгим надзором правительства и Стортинга.
«Эквинор» — несомненный лидер норвежского нефтегаза, призванный, помимо прочего, служить гарантом стабильности добычи и основным «локомотивом» освоения арктического шельфа.
Он имеет доли участия в подавляющем большинстве лицензий, по договоренности с правительством управляя долями государства, номинальным держателем которых является стопроцентная госкомпания «Петоро». В 2018 г. на норвежском шельфе добыто 228,9 млн тнэ, из них 73,1 млн тнэ пришлись на «Эквинор» и 63,4 млн — на «Петоро».
Правительство начало широко привлекать на шельф и новые компании, включая средние и малые («нефтяные комары»), готовые, применяя уникальные технологии, работать на небольших либо старых месторождениях, особенно в Северном море. Норвежский нефтяной директорат в сжатые сроки допустил к работе на шельфе, в том числе в качестве операторов месторождений, десятки компаний из Норвегии, Европы, США, Японии. Среди них дочерние предприятия «Роснефти» и ЛУКОЙЛа, уже получившие доли в ряде лицензий на шельфе Баренцева моря.
«Комары» и господдержка
В Северном море ставка сделана на продление сроков эксплуатации действующих месторождений и освоение новых с опорой на имеющуюся инфраструктуру. Типичный североморский проект — небольшая залежь, на которой развернута бесплатформенная добыча с «привязкой» к действующим платформам и магистральным трубопроводам. Для таких проектов был введен упрощенный порядок согласования и экологической экспертизы. Одновременно повышены роялти, чтобы стимулировать держателей ранее выданных лицензий разрабатывать месторождения, уступить их более активным недропользователям (включая новичков). Лицензии, возвращенные в нераспределенный фонд недр, и ряд ранее объявленных блоков ежегодно выставляются на открытый конкурс.
Оборот лицензий стимулируется налоговыми вычетами; расходы компаний на ГРР в значительной степени компенсируются бюджетом, что особенно привлекательно для финансово слабых «комаров».
Благодаря этому на шельф удалось привлечь новые инвестиции и технологии, изыскать возможности освоения залежей, ранее считавшихся нерентабельными, открыть новые запасы. Самый громкий успех пришелся на небольшую шведскую компанию «Лундин Петролеум». В хорошо, казалось бы, изученном районе на блоке, оставленном ранее «Статойлом» как бесперспективный, она открыла в 2010 г. месторождение Йохан Свердруп — 5-е по запасам за всю историю страны (425 млн тнэ).

В Норвежском и тем более Баренцевом морях, где инфраструктура слаборазвита и единичная стоимость проектов существенно выше, сохраняется доминирование крупных компаний во главе с «Эквинором», но и туда в качестве младших партнеров активно проникают небольшие игроки.
Поворотным стал 20-й раунд лицензирования, завершившийся 30 апреля 2009 г.: в нем приняли участие 45 компаний (против 24 в предыдущем); 34 получили доли в новых блоках. Впоследствии поисковая активность на норвежском шельфе видела взлеты и падения в зависимости даже не столько от мировых цен, сколько от результатов геологоразведки. Последний, 24-й раунд, оказался практически проваленным: приглашения стать недропользователями были разосланы лишь 11 компаниям. В целом, однако, норвежцам удается поддерживать высокий уровень интереса к шельфу, причем без предоставления массированных налоговых льгот. В 2019 г. предполагается пробурить около 50 поисковых скважин, в ходе ежегодного конкурса на заранее объявленные блоки 33 компании получили 83 новые лицензии.

Благодаря принятым мерам суммарная добыча углеводородов в Норвегии, пройдя, как и предсказывалось, пик в 2004 г. (264,2 млн тнэ) и затем начав падать ближе к «траектории развала», в 2008 г. преодолела эту тенденцию. В настоящее время объемы добычи существенно превышают даже «траекторию долгосрочного развития», а в ближайшие 4 года, по прогнозам, могут выйти на рекордные уровни.
Андрей Криворотов, кандидат экономических наук
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Специальное предложение до 29 февраля 2020 г.:

INFOLine является экспертом в судостроительной отрасли и выпускает инициативные исследования и базы данных по судостроительному рынку c 2006 года. Нашими клиентами стали такие крупнейшие предприятия отрасли, как ОАО «ОСК», ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова», ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла», АО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь», АО «Бюро Веритас Русь», АО «Центр Судоремонта Звездочка», ООО «Самусьский судостроительно-судоремонтный завод», ПАО «Завод «Красное Сормово», АО «Морские навигационные системы», ПАТ «Завод «Экватор», НГУ «Прометей», АО «МКБ «Компас». Рейтинг INFOLine Shipbuilding Russia TOP ежегодно публикуется в ведущих СМИ, например, КоммерсантЪ.

Предлагаем воспользоваться специальным предложением на приобретение актуальных аналитических отчетов на 2020г. по направлению Судостроение:

Воспользоваться СПЕЦИАЛЬНЫМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ Вы можете ЗДЕСЬ 

Для получения детальной информации о продуктах и услугах агентства INFOLine, предлагаем Вам связаться с нами по телефонам +7(812)322-6848 (доб. 302) или +7(495)772-7640, а также по электронной почте на transport@infoline.spb.ru

Менеджер проекта Евгения Надточаева