Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Трансфин-М: ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Июль - август 2021.

Трансфин-М: ежемесячный обзор железнодорожного рынка. Июль - август 2021.
Показатели ж/д перевозок продолжили расти
В июле показатели перевозок продолжили расти. Погрузка выросла до 108,0 млн т, что на +4,1 % выше уровня июля 2020 г. Грузооборот составил 217,2 млрд т-км, что на +3,7 % выше уровня июля 2020 г.
В июле выросли перевозки всех ключевых грузов, перевозимых по железной дороге, за исключением строительных грузов (-6,3 %), удобрений (-3,6 %) и зерна (-23,5 %). Рост перевозок угля составил +7,1 % к июлю прошлого года, нефти и нефтепродуктов - +9,3 %, железной руды - +1,0 %, черных металлов - +7,7 %, лесных грузов - +2,7 % и цемента - +11,5 %.
По словам заместителя генерального директора ОАО "РЖД" – начальника Центра фирменного транспортного обслуживания Алексея Шило, по итогам года компания прогнозирует рост объёмов отправления грузов на +3,3 % к уровню 2020 года, причём, как ожидается, будет достигнут абсолютный рекорд погрузки каменного угля. В 2022 году в ОАО "РЖД" также рассчитывают на позитивную динамику и прирост на +2,2 %.
Уголь: рекордный уровень погрузки
Погрузка угля в июле выросла на +7,1 % к июлю прошлого года и составила 30,0 млн т, установив рекорд для данного месяца. Всего с начала года было погружено 215,5 млн т (+9,4 % к аналогичному периоду прошлого года).
В июле перевозки выросли к аналогичному периоду прошлого года, как на внутренних, так и на экспортных направлениях. Основное увеличение поставок произошло в Индию (+950 тыс. т), Китай (+700 тыс. т) и Турцию (+400 тыс. т к июлю 2020 г.).
Согласно данным Индийской ассоциации портов, импорт угля в 12 государственных портов Индии в июле составил 11,46 млн т, что выше аналогичного периода прошлого года на +38,04 %, но ниже уровня предыдущего месяца на -5,93 %. Двенадцать основных портов – это Калькутта, Парадип, Висакхапатнам, Камараджар (бывший Эннор), Ченнаи, В.О. Чидамбаранар (Тутикорин), Кочин, Нью-Мангалор, Мормугао, Мумбаи, Порт Джанхархарла Неру (JNPT) и Диндайял (бывший порт Кандла). Импорт в страну энергетического угля в июле вырос на +27,43 % к июлю 2020 г. до 6,98 млн т.
Согласно данным Главного таможенного управления от 23 августа, импорт энергетического угля в Китай вырос в июле на +30,3 % или 3,2 млн т к июлю прошлого года до 13,76 млн т. При этом в начале августа компания РЖД предложила построить новую железнодорожную линию, соединяющую Кузбасс и Китай через Алтайский край.
По предварительным оценкам, новая железнодорожная линия с ориентировочной пропускной способностью 30 млн т грузов может снизить нагрузку на Транссибирскую и Байкало-Амурскую магистрали и позволить производителям угля из Кузбасса, Новосибирской области и Хакасии осуществлять отправки угля непосредственно в Китай в обход портов на Дальнем Востоке России.
Импорт угля в Турцию в июне упал на -21,32 % по сравнению с прошлым годом до 2,14 млн т, однако по сравнению с маем объем поставок был выше на +11,64 %: Наибольший объем экспорта страна получила из России - 1,2 млн т в месяц, что на -27,2 % меньше, чем в прошлом году, но на +52,21 % больше, чем в мае.
Нефть и нефтепродукты: рост погрузки за счет эффекта низкой базы
Погрузка нефти и нефтепродуктов в июле выросла к уровню прошлого года на +9,3 % и составила 17,7 млн т. Всего с начала года было погружено 124,4 млн т (+0,9 % к аналогичному периоду прошлого года). Рост к предыдущему году обусловлен эффектом низкой базы – погрузка по-прежнему значительно отстает от уровня 2019 г.
По данным ОПЕК, в России годовая добыча нефти и конденсата в 2021 году вырастет на 0,19 млн баррелей в сутки по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в среднем до 10,78 млн баррелей в день, пересмотрена на 0,15 млн баррелей в день. Ожидается, что в 2022 году, с учетом новых корректировок по добыче, добыча нефти и конденсата в России вырастет на 1 млн баррелей в сутки — до в среднем 11,78 млн баррелей в день, а в III и IV кварталах 2022 года ожидается рост до 11,88 млн баррелей в сутки.
Строительные грузы и цемент: строительная отрасль продолжает восстановление
Погрузка строительных грузов в июле снизилась к аналогичному периоду прошлого года на -6,3 % и составила 11,9 млн т. Погрузка цемента в июле выросла на +11,5 % и составила 2,9 млн т. Всего с начала года было погружено 73,6 млн т строительных грузов (-3,0 % к аналогичному периоду прошлого года) и 15,1 млн т цемента (+7,8 %).
Объем ввода жилья в России за январь — июль 2021 г. составил 43,9 млн кв. м, что на +30,1% больше, чем за аналогичный период 2020 г., свидетельствуют данные Росстата. В июле по стране в эксплуатацию сдали 7,4 миллиона квадратных метров - почти на треть больше, чем за аналогичный период прошлого года.
По оценке директора института развития "ДОМ.РФ" Виталия Мутко, в России в 2021 году будет введено порядка 84-85 млн м2 нового жилья, тогда как за 2020 год в России было введено 82,2 млн м2.
Если строительная отрасль России оправдает прогноз правительства и обеспечит более чем на +3 %-ный рост объемов в текущем году по сравнению с 2020-м, то рынок цемента может вырасти на+ 5 %, подсчитали эксперты российской ассоциации Союзцемент. В абсолютных цифрах это будет означать рост до 59,7 млн т после падения до 56,9 млн т в прошлом году.
Черные металлы: рост погрузки за счет экспортных отправок
Погрузка черных металлов в июле выросла на +7,7 % и составила 5,6 млн т. Всего с начала года было погружено 40,0 млн т (+2,4 % к аналогичному периоду прошлого года).
Основное увеличение погрузки произошло за счет экспортных отправок – более чем на + 20 %. Отгрузки выросли в США (в 3 раза), Турцию (в 1,5 раза) и Вьетнам (поставки не осуществлялись в прошлом году).
Согласно данным Федеральной службы государственной статистики, металлургическое производство в июле нарастило объемы по сравнению с июнем этого года на +6,0 %. Однако по сравнению с июлем прошлого года динамика отрицательная - снижение на -0,8 % (в июне 2020 года снижение по сравнению с аналогичным периодом прошлого года было более значительным - -7,8 %).
Выпуск легковых автомобилей в июле вырос на +7,6 % по сравнению с июнем этого года и на +3,9 % по сравнению с июлем 2019 года, составив 112,8 тыс. шт. За семь месяцев 2020 года произведено 623 тыс. легковых автомобилей, что на -30,2 % меньше, чем за январь-июль 2019 года.
По оценке ИПЕМ, внутренний спрос на черные металлы в июле 2021 года незначительно увеличился – на +0,9 % (-2,3 % за период январь – июль 2021 года), экспортные поставки выросли на +22,4% (+5,1%). Одна из основных причин значительного роста экспортных поставок в июле - ожидание ввода новых повышенных таможенных пошлин на широкий перечень товаров цветной и черной металлургии с базовой ставкой 15 %. Дальнейшая динамика экспорта будет зависеть от их эффективности, в том числе от того, получится ли закрыть возможность обхода пошлин за счёт беспошлинного реэкспорта через страны ЕАЭС. Поддержку экспортёрам оказывает продолжающийся рост мировых цен на металлургическую продукцию. Кроме того, с 1 июня 2021 года Китай отменил возврат НДС при экспорте и импортные пошлины на ряд товаров чёрной металлургии.
Руда: рост спроса на внутреннем рынке продолжился
Погрузка руды в июле выросла на +1,0 % и составила 10,6 млн т. Всего с начала года было погружено 70 млн т (+0,5 % к аналогичному периоду прошлого года). В июле экспортные перевозки сократились на -7,5 %, тогда как внутренние перевозки выросли на +4,5 %.
Российские власти рассматривают возможность долгосрочных изменений в налоге на добычу полезных ископаемых, которые позволят заменить временную экспортную пошлину, действующую до конца текущего года.
Правительство России 25 июня утвердило введение пошлин на экспорт из России черных и цветных металлов. Период действия пошлин – с 1 августа по 31 декабря 2021 года. Они будут состоять из базовой ставки в 15% и специфического компонента. Так, для окатышей пошлина будет составлять не менее 54 $/т
Новые меры, по оценке Bloomberg, вероятно, придут на смену экспортным пошлинам с 2022 г., а окончательное решение по ним будет принято после сентябрьских выборов в Госдуму. При этом отмечается, что российские власти обсуждают и другие варианты получения государством части доходов горнодобывающей промышленности.
Лесные грузы: погрузка на внутренних направлениях растет
Погрузка лесных грузов в июле выросла к уровню июля предыдущего года на +2,7 % и составила 3,8 млн т. Всего с начала года было погружено 25,4 млн т (+2,8 % к аналогичному периоду прошлого года).
В июле перевозки выросли на внутренних направлениях выросли на +10 %, тогда как на экспортных направлениях – снизились на -7 %.
В августе стало известно, что власти отказались от идеи создания госкорпорации по экспорту леса на Дальнем Востоке, которая получила бы исключительное право на вывоз круглого леса после введения запрета с 1 января 2022 года. Теперь в Минвостокразвития рассматривают разные варианты поддержки отрасли. "Будем работать в связке с регионами, Минпромторгом и всем правительством, чтобы сохранить рабочие места: договариваться о льготном финансировании и рефинансировании существующей кредитной нагрузки предприятий", — сказал глава ведомства. С отраслевыми специалистами также обсуждается, как в срочном режиме создать лесопильные мощности, чтобы распилить этот лес и экспортировать. Но конъюнктура рынка, по словам главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, сейчас слабая. Просчитывается также механизм доставки леса с Дальнего Востока в Сибирь, но это дорого: "Транспортировка 1 м3 стоит от 2 тыс. до 3 тыс. руб., хотя, может, при сегодняшних ценах это и будет рентабельно". Таким образом, переориентация грузопотоков на внутренние направления, вероятно, продолжится.
Зерно и продукты перемола: снижение погрузки на всех направлениях
Погрузка зерна в июле снизилась к уровню июля прошлого года на -23,5 % и составила 1,3 млн т. Всего с начала года было погружено 13,6 млн т (+9,7 % к аналогичному периоду прошлого года).
В июле перевозки снизились как на экспортных, так и на внутренних направлениях. По словам руководителя аналитического центра Русагротранса, экспорт пшеницы с начала сезона составил около 4,1 млн т.
По его словам, показатель хоть и отстает от рекордного по темпам вывоза прошлого сезона, но не столь значительно, как многие ожидали — примерно на четверть.
По его прогнозу, если посевные площади под пшеницей будут существенно скорректированы вверх, то итоговый валовой сбор в весе после доработки может быть существенно выше текущих ожиданий рынка.
СовЭкон сообщил, что в конце августа ускорился экспорт российского зерна. По данным портов, недельные темпы вывоза зерна к концу месяца достигли 1,52 млн т (из них 1,41 млн т пришлось на пшеницу), что почти в два раза больше, чем неделей ранее. В середине августа в среднем экспортировалось около 861 тыс. т зерна в неделю.
В СовЭконе оценивают общий объем отгрузки зерна в этом месяце в 4,8–4,9 млн тонн, включая 4,3–4,4 млн тонн пшеницы, что на 0,5 млн тонн больше, чем в июле. Ускорение темпов экспорта в СовЭконе связывают с ожидаемым повышением пошлины на вывоз пшеницы. С 1 по 7 сентября 2021 года пошлина установлена на уровне 39,4 $/т против текущих 31,7 $/т. Пошлина на экспорт ячменя увеличится с 26,6 $/т до 27 $/т, кукурузы — с $9,6 до 51,6 $/т, сообщал ранее Минсельхоз. Пошлина устанавливается в пределах 70 % от разницы между индикативной ценой и 200 $/т для пшеницы, 185 $/т для кукурузы и ячменя.
Тем временем, аналитики зернового рынка снижают свои прогнозы урожая. Так, аналитический центр СовЭкон сообщил, что прогнозирует валовой сбор пшеницы на уровне 76,2 млн т — на 0,2 млн т меньше предыдущей оценки. ИКАР уменьшил прогноз с 78,5 млн т до 77 млн т. 12 августа Иностранная сельскохозяйственная служба Минсельхоза США в своем августовском отчете скорректировала прогноз валового сбора пшеницы в России с 85 млн т до 72,5 млн т без учета Крыма. Минсельхоз России сохраняет свой прогноз урожая на уровне 127 млн т, включая 81 млн т пшеницы. По данным на 11 августа, было собрано 74,9 млн т зерна, включая 56,3 млн т пшеницы
Химические и минеральные удобрения: снижение перевозок на всех направлениях
Погрузка удобрений в июле снизилась к уровню прошлого года на -3,6 % и составила 5,3 млн т. Всего с начала года было погружено 37,9 млн т (+3,6 % к аналогичному периоду прошлого года). В июле перевозки снизились на всех направлениях.
Объем приобретенных удобрений на начало августа в российском АПК, с учетом биржевых закупок, вырос на +26 % и составил 3,72 млн т (в пересчете на 100 % питательных элементов – д.в.). Таким образом, потребность АПК в минеральных удобрениях на весь 2021 год закрыта уже на 83 %. В 2021 г. российские производители минеральных удобрений в полном объеме обеспечат увеличенную потребность отечественных аграриев в 4,5 млн т (в пересчете на 100 % питательного вещества – д.в.) и в 5 млн т – в следующем году.
В середине июля "ФосАгро" поддержала российских фермеров на период осенних полевых работ, зафиксировав цену на все виды минеральных удобрений.
В начале августа компания объявила о скидках на аммофос и NPK-удобрения для фермерских хозяйств. Так, скидка 10 % доступна работающим на отрытом грунте в регионах, пострадавших при ЧС, скидку 5 % могут получить все крестьянские и фермерские хозяйства. Этот же размер скидки определили для аграриев под выращивание овощей открытого грунта.
Предложение действует до 31 октября текущего года. Инициативы "ФосАгро" подхватили и другие российские производители удобрений — члены Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ).
Введенные 9 августа США, Канадой и Великобританией санкции против калийной отрасли Белоруссии могут вызвать дефицит на мировом рынке удобрений, что создаст новые возможности для российских поставщиков.
СТАВКИ АРЕНДЫ ПРОДОЛЖИЛИ РАСТИ
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал "Рынок подвижного состава".
Ставка аренды полувагонов с осевой нагрузкой 23,5 тс в августе выросли до 900-1 150 руб./сутки. На спотовом рынке прайсы уже достигают 1 250 – 1 450 руб./сутки.
Активный парк вырос с 528 до 534 тыс. ед., драйвером роста впервые выступили перевозки руды (+5,5 тыс. активного парка), достигшие в июле рекордного уровня для данного месяца за последние 20 лет
В результате уровень профицита парка полувагонов сократился с 13,5 до 8,2 тыс. ед. и составил 1,4 % от списочного парка полувагонов на сети РЖД – минимальный уровень за последние 2 года.
В июле 2021 г. эффективность значительно сократилась на -7,2 % к уровню июня – это минимальный уровень за последние 2 года.
Реализация подвижного состава предприятиями РФ в июле составила 4,5 тыс. ед., что ниже уровня аналогичного периода прошлого года на -5 %, но выше уровня предыдущего месяца на +2 %.

Для справки: Название компании: ТрансФин-М, ПАО Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.