Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

"Пятёрочка" обучает персонал: VR-очки и мобильное приложение. "Ритейл.ру". 24 июня 2021

Ежемесячно крупнейшие российские торговые сети принимают на работу тысячи и даже десятки тысяч человек, например, в прошлом году только за два месяца пандемии Х5 Retail Group трудоустроила 40 тыс. сотрудников. Процесс обучения новичков в компании непрерывный – и тут на помощь приходят новые технологии. Эксперты торговой сети "Пятёрочка" рассказали о двух новых подходах в обучении персонала с использованием геймификации, VR, мобильного приложения и микрообучения.
Полное погружение: обучение продавцов-кассиров с помощью VR-технологий
VR – это один из последних трендов в обучении персонала. Если раньше VR-технологии преимущественно использовали в играх, то сейчас они получают все большее распространение в совершенно разных сферах – бизнесе, промышленности, маркетинге, HR. В образовательных проектах виртуальную реальность чаще всего применяют в формате тренажеров, которые позволяют эффективно отрабатывать необходимые для работы навыки на практике.
"Пилотный проект по VR-обучению мы запустили в пяти магазинах "Пятёрочка" в Екатеринбурге как альтернативу уже существующим форматам – электронным курсам, презентациям и обучению на рабочем месте. С помощью очков виртуальной реальности продавцы-кассиры отрабатывают те ситуации, которые могут возникнуть в ходе общения с гостями. Использование таких технологий минимизирует риски – сотрудники совершенствуют коммуникативные навыки", – рассказывает директор департамента по управлению персоналом макрорегиона "Урал" торговой сети "Пятёрочка" Вероника Коптелова.
Обучение проходит следующим образом: сотрудник надевает специальные VR-очки и попадает в торговый зал, где визуализировано оформление, стеллажи, касса. В каждой смоделированной ситуации продавцу-кассиру необходимо выбрать для ответа виртуальному гостю одну фразу из трех предложенных. По итогам обучения, кроме правильно выполненного задания, оцениваются такие показатели, как затраченное время, визуальный контакт и правильное построение фраз.
Всего VR-курс включает 16 сценариев, в каждом из которых 4 уровня сложности. Сценарии разработаны внутри компании и представляют собой основные рабочие ситуации: общение с разными типами гостей, обслуживание покупателей с картой лояльности и без карты, продажи товаров по акции, скидки пенсионерам, семейная среда, работа с очередью и т.д. С каждым уровнем сценарии усложняются – так, например, во втором блоке продавцу-кассиру нужно пообщаться с недовольным гостем и использовать свои знания "Навигатора сервиса". Это принятый в "Пятёрочке" документ, где описан порядок действий в различных ситуациях. По результатам опроса почти четверть участников проекта отметили, что они стали увереннее общаться с гостями, а более 30% поделились, что стали чаще предлагать промотовары.
"Вовлеченность в VR-обучение высокая, так как это новый интересный формат, который позволяет полностью погружаться в реальную рабочую ситуацию, формировать новые умения и применять их на практике. Использование VR-обучения влияет на увеличение скорости обслуживания, предотвращение и успешное разрешение конфликтных ситуаций, культуру обслуживания в целом", – говорит Вероника Коптелова.
Что дает VR-обучение?
Эффективная отработка необходимых для работы практических навыков;
Погружение в реальную рабочую ситуацию;
Снижение времени обучения;
Рост вовлеченности за счет использования нового интересного формата.
Обучение с помощью смартфона
Микрообучение – это новый тренд, формат, когда образовательный контент разбит на небольшие тематические модули и упакован в короткие видеоролики, посты, кейсы, лекции и транслируется с помощью мобильного приложения. Никакой "воды" и сложных формулировок, уроки содержат только важное, чтение и просмотр занимают от 2 до 10 минут. Такой формат можно сравнить со сториз Instagram или роликами TikTok, где блогеры и эксперты быстро и четко доносят одну основную мысль. Это позволяет сосредоточиться на главном, легко и с интересом ознакомиться с новым материалом и сразу применять полученные знания в работе.
Микрообучение внедрили в "Пятерочке" в ноябре 2020 года, к сегодняшнему дню в Москве уже около тысячи человек было обучено этим способом. Среди них директора магазинов, заместители директоров, администраторы, сборщики заказов в проекте повышения качества сборки заказов, супервайзеры в обучении управленческим навыкам.
Фото: "Пятерочка"
"Мы запустили специальное мобильное приложение Skill Cup, где сотрудники получают новые знания с помощью дистанционных курсов и просмотра обучающих роликов продолжительностью 2–10 минут. Это очень удобно, для обучения нужен только телефон. Пилотный курс прошли сборщики заказов, эта вакансия появилась в "Пятёрочке" весной прошлого года, когда мы начали активно масштабировать сервис экспресс-доставки. Классический формат обучения, уже существующий в компании, таким специалистам не подошел, так как на него уходит достаточно много времени. Сервис доставки развивался быстро, соответственно, и осваивать новые навыки сотрудникам нужно было оперативно – от этого напрямую зависит уровень сервиса и удовлетворенности гостей", – рассказала начальник отдела обучения и развития персонала макрорегиона "Москва" торговой сети "Пятёрочка" Анастасия Щербакова.
Контент в приложении разбит на определенные темы, касающиеся работы в доставке. Например, подбор замены товара, упаковка товара, качество, взаимодействие с курьерами, лайфхаки по повышению производительности работы сборщика (качества и скорости сборки) и так далее.
Большой плюс микрообучения в том, что в каждом уроке раскрываются один определенный навык и инструменты для его реализации. Так намного проще усваивать большие объемы информации.
"Весь контент мы разрабатывали командой тренеров и менеджеров по обучению макрорегиона "Москва", а затем публиковали его в приложении. Мы не стали ограничиваться только видео, а решили использовать совершенно разные форматы: лонгриды, тесты, тренажеры для отработки практических навыков, карточки с заданиями, соревновательные баттлы (дуэли) на знание материала. За счет применения новых инструментов нам удалось сохранить высокую вовлеченность в обучение. Кроме того, сотрудник может в любой момент открыть приложение и пройти интересующую его тему заново", – говорит Анастасия Щербакова.
На данном этапе в компании обсуждается вопрос масштабирования этой формы обучения.
Планируется, что дальше участие в проекте по микрообучению примут продавцы-кассиры в московском регионе. У каждого из них есть карманная памятка по адаптации, в которой собрана информация по всем бизнес-процессам. QR-коды, размещенные в книжке, ведут в онлайн-библиотеку, где можно посмотреть короткие трехминутные ролики на любую тему, например, как правильно выложить товар или актуализировать ценники.
Что дает микрообучение?
Быстрое погружение в контент, снижение времени обучения;
Эффективное и оперативное освоение новых навыков, которые тут же можно применить на практике;
Целенаправленность: позволяет фокусироваться только на важной и необходимой в данный момент информации;
Рост вовлеченности в обучение за счет интерактивности и разнообразия форматов.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.