Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

e-pharma, digital и контент: Как фармкомпаниям выстраивать коммуникации в новой реальности. "Adindex.ru". 19 мая 2020

Под влиянием новых вызовов фармацевтической отрасли потребовалось оперативно адаптировать коммуникации с потребителями, врачами и провизорами. В новых условиях digital стал преобладающим маркетинговым каналом, но сохранить его охват и эффективность после выхода из карантина будет непросто, уверены эксперты. Новая роль и будущее digital в фарме, актуальные тренды потребительского поведения и эффективные стратегии маркетинга — в обзоре выступлений спикеров онлайн-бизнес-завтрака группы Dentsu Aegis Network "Pharma 2020: new reality", который состоялся 29 апреля
Как пандемия повлияла на продажи лекарств
Пандемия коронавируса оказала существенное влияние на потребительский спрос в фармацевтической категории.
- Согласно данным агентства AlphaRM, в первом квартале 2020 года розничные продажи лекарств в денежном выражении в аптеках выросли на 14%, тогда как еще в феврале-марте все сегменты, кроме рецептурных препаратов (Rx), стагнировали.
- Основной вклад в итоги первого квартала внес март, когда темпы роста продаж достигали пиковых значений из-за паники вокруг коронавируса. Пик пришелся на первую удаленную рабочую неделю, когда темпы роста продаж превысили 40%.
- Наибольшую динамику в первом квартале среди брендов показал "Арбидол" (+98%), среди фармкомпаний — "Отисифарм" (+27%).
На фоне новых трендов продолжается устойчивый рост количества аптек, и это происходит, несмотря на падение выручки, приходящейся на одну точку. Сейчас по всей России насчитывается более 68 тысяч точек, а быстрее всего растет сеть "Магнит Аптека". По прогнозам генерального директора AlphaRM Анны Ермолаевой, закрытие неэффективных аптечных точек может начаться уже к концу третьего квартала этого года.
Как digital меняет коммуникации с врачами и потребителями
Новая реальность, вызванная последствиями пандемии, привела не только к изменениям потребительского спроса, но и самих технологий маркетинга. На первый план вышли цифровые технологии, которые ранее развивались эволюционно и постепенно проникали в систему сбыта и коммуникаций. Если недавно актуальной темой для обсуждения была эффективность возврата инвестиций в digital, сегодня, когда этот канал стал наиболее доступным, вопрос приобрел совершенно иное звучание.
- По данным Ipsos, доля digital в коммуникации с врачами выросла с 12% в январе до почти 40% к началу апреля.
- Очевидно, что digital полностью не заменяет привычные ранее face-to-face-коммуникации. Согласно данным Ipsos, на фоне пандемии доля телефонной коммуникации с врачами увеличилась с 7% в начале марта до 53% к середине апреля.
По прогнозам содиректора направления Healthcare компании Ipsos Healthcare Олега Фельдмана, после снятия карантинных мер в фармацевтической отрасли произойдет ревизия структуры коммуникации — новый формат, вероятнее всего, будет комбинацией face-to-face-подхода и цифровых технологий.
Как отметил Олег Фельдман, ключевые факторы успеха digital-коммуникаций в фарме — это наличие правильного контента, востребованность информации и свободное время у врачей. При этом игрокам рынка придется менять подход в работе с контентом в digital, чтобы достигнуть позитивного восприятия этого канала как врачами, так и конечными потребителями, добавил эксперт.
Как фармкомпании адаптируют маркетинговые стратегии
На фоне пандемии маркетинговый фокус фармацевтических брендов сместился в сторону digital. Реагируя на происходящие изменения, производитель лекарственных препаратов Alium при сохранении значительной активности на ТВ перевел основную часть коммуникаций в digital, рассказал вице-президент компании Дмитрий Дрыкин.
Фармкомпании перешли в digital слишком резко и оказались не готовы к этому с точки зрения инфраструктуры, контента и компетенций специалистов, считает генеральный директор RX Code Денис Вязников.
Один из вызовов — необходимость перевода медицинских представителей в формат дистанционных коммуникаций, так как быстрая нормализация их работы даже после снятия карантинных мер вряд ли возможна, дополняет генеральный директор Galderma в России Денис Патрашев.
Сегодня фармацевтические компании продолжают инвестировать в масштабные коммуникации, отмечает генеральный директор Carat Дарья Куркина. По ее оценке, это связано не только с тем, что потребление в категории сейчас драматично не падает, но и с опытом предыдущих кризисов, которые показали результативность такой стратегии.
Так, во время экономического кризиса 2014 года рекламные бюджеты в фарме не только не сократились, но выросли на 15%, что в долгосрочном периоде позитивно отразилось на продажах крупных игроков.
Данный тренд подкрепляется статистикой из Китая, который уже постепенно возвращается к нормальной жизни, указывает Дарья Куркина. По данным Kantar, 60% китайских потребителей стали покупать больше лекарственных средств во время карантина, а после его снятия более 45% сохранили повышенный спрос и 30% его даже увеличили.
Рекомендации
- Тактическая оптимизация. Чтобы избежать падения эффективности коммуникаций, брендам стоит сфокусироваться на точечной настройке как с точки зрения каналов, так и продуктового портфеля (перераспределение рекламных инвестиций между брендов, усиление поддержки спроса в отдельных категориях и т. д.).
- Видеокоммуникации. Брендам стоит использовать преимущества растущего видеосмотрения (средний рост на ТВ — на 12–29%, онлайн-видео — на 20%). При этом в долгосрочной перспективе телерекламу лучше оставить в медиасплите: привычка телесмотрения останется на продолжительное время, что позволит быстрее и эффективнее выстраивать бренд.
- Ситуативная работа с контентом. В зависимости от информационной обстановки предпочтения аудитории быстро меняются: сейчас наблюдается усталость от новостного контента и перераспределение внимания в сторону развлекательного. Кроме того, усиление роли digital приводит к необходимости адаптации контента для цифрового потребления — в сторону более лаконичной и целевой коммуникации.
- Бережные («не в лоб») коммуникации с врачами и фармацевтами. Учитывая возросшую нагрузку на специалистов, бренды должны использовать комфортные для коммуникации каналы, которые могут быть приближены к привычному face-to-face-взаимодействию.
Что держать в фокусе фармомпаниям в будущем
Еще пять лет при выборе рекламного партнера фармкомпании ориентировались на грамотное планирование и постэффективность медиазакупки. Сегодня подобная модель не работает: увидел — не значит купил, а следовательно, первичным показателем в маркетинге становится конверсионность.
Среди ключевых перспективных направлений развития маркетинга для фармкомпаний:
- Оперативная аналитика и работа с большими данными. На результаты продаж сейчас оказывают влияние более 90 факторов. Мы четко видим сейчас продажи будущих периодов.
- Персонализированная коммуникация с врачами и фармацевтами. Эпоха digital предопределяет трансформацию привычной face-to-face-коммуникации. В том числе мы подключаем блогеров-врачей для работы с конечным потребителем.
- Фокус на социальную ответственность. Более 85% врачей и провизоров считают наличие социальной программы важным критерием выбора препарата. Это новое слово в фармацевтическом маркетинге.
- Построение e-pharma экосистемы. Ускоренно принятый из-за пандемии закон о дистанционной продаже лекарств и растущий спрос потребителей на онлайн-покупки открывают фармацевтическим брендам новую нишу e-commerce.
- Развитие контента. Возможность смотреть длинный контент и больше возможностей для вовлечения увеличивают потребность в качественном контенте в правильном контексте. В релевантном контенте ваш продукт получает больше возможностей в конверсию продаж.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.