Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Локализация рынка карьерной техники: чего ждать? "Dprom.online". 30 ноября 2021

Российское правительство поэтапно расширяет перечень отраслей, где к зарубежным компаниям предъявляют требования по локализации производства. Сейчас проходят обсуждение поправки Правительства РФ №719 о введении балльной локализации для карьерной техники.
Баллы будут начислять за осуществление технологических операций на территории России и использование отечественных комплектующих. Если правки примут, продукция, не вписавшаяся в нормы локализации, не сможет участвовать в госзакупках.
При этом ожидается, что поправки вступят в силу уже с 1 января 2022 года с последующим ужесточением требований в 2023-м и 2024 годах. Как эти нововведения скажутся на рынке карьерной техники?
Цели и риски локализации
Логику властей можно понять: доля российской продукции в добывающей отрасли страны остаётся критически низкой. По данным рейтинговой службы НРА, 54,8% экскаваторов и 98,5% комбайнов для очистных работ в России имеют импортное происхождение.
Большой популярностью пользуется техника фирм Caterpillar, Komatsu, Hitachi, Liebherr и Volvo Construction Equipment. Приятным исключением здесь является производство скребковых и ленточных конвейеров, здесь доля отечественного оборудования составляет 92% и 93,8% соответственно.
Введение требований локализации призвано поддержать российского производителя или вынудить крупные зарубежные концерны построить заводы на территории России. И в том, и в другом случае страна получает современные предприятия, новые рабочие места и налоговые поступления в бюджет. Однако имеются и скептики, которые также оперируют убедительными аргументами.
"Для локализации производства новых продуктов сроки недостаточны. Но, что важнее, вне зависимости от этого в связи небольшим объемом рынка карьерной техники в ходе реализации проектов по локализации будет очень сложно выйти на положительную экономическую динамику. Выбор техники для российских горнодобывающих компаний будет ограничен.
Сегодня даже сложно говорить об альтернативе импортной технике по некоторым продуктам, таким как карьерные погрузчики", — считает генеральный директор Volvo Construction Equipment в России и СНГ Андрей Комов.
Важный вопрос: как быстро удастся создать новые предприятия на территории России? Для строительства такого производства нужны серьёзные инвестиции.
"На российских добывающих предприятиях крайне мало техники зарубежных компаний, имеющих достаточный уровень локализации. Да, эта мера может способствовать созданию импортозамещающих производств, но для этого требуется много времени и большой объём капитальных вложений", — рассуждает Андрей Комов.
Отсюда оправданные опасения — не приведёт ли стремительное введение правил по локализации к дефициту предложения на рынке карьерной техники? Какие меры предпринимают "наверху", чтобы не допустить подобного развития событий?
Не только кнут, но и пряник
Власти пытаются воздействовать на производителей техники не только кнутом, но и пряником. Предприятие, планирующее локализовать своё производство в России, может заключить специальный инвестиционный контракт (СПИК).
Это открывает доступ к мерам государственной поддержки: налоговым льготам, ускоренной и упрощенной процедуре получения статуса "Сделано в России", возможности получения статуса единственного поставщика по госзакупкам (при объёме инвестиций больше 3 млрд рублей и наличии производства на территории России), особым условиям доступа к субсидиарным программам, ускоренной амортизации, особым условиям аренды земельных участков и создания объектов инфраструктуры.
Со своей стороны инвестор обязуется поэтапно, в течение трёх лет, выполнить технологические и производственные операции, предусмотренные законодательством по локализации. Подразумевается, что результатом такого сотрудничества станет создание производства, отвечающего всем современным производственным практикам и стандартам. Учитываются также рыночная перспективность, конкурентоспособность технологии на мировом рынке, то, насколько она обеспечивает снижение негативного воздействия на окружающую среду.
Из других возможностей — резидентство в индустриальном парке или промышленном кластере. Однако эксперты консалтингового агентства "Делойт" видят здесь практические сложности. В первую очередь это строгие формальные требования к бизнес-плану или финансовой модели. К тому же меры господдержки сильно варьируются в зависимости от региона.
В то же время для крупных иностранных концернов строить заводы на территории нашей страны не всегда оправданно с экономической точки зрения.
"По нашим данным, за последние четыре года в России было продано менее 200 экскаваторов с объёмом ковша от 4 м3. Погрузчиков реализовано 578 штук, или в среднем 144 единицы в год. Строить заводы на такие объёмы экономически нецелесообразно — только если не экспортировать эту технику из России на глобальный рынок. Чтобы решиться на перенос производства в Россию, здесь должен быть создан рай для инвесторов с предсказуемой экономической, промышленной и инвестиционной средой, о чем сейчас, к сожалению, говорить пока рано", — рассказал в интервью "Ведомостям" Андрей Комов.
Готов ли бизнес?
В ряде отраслей требования по локализации появились уже несколько лет назад, и бизнес научился приспосабливаться к новым требованиям. Причём не всегда эти решения те, что ожидал законодатель. Гендиректор компании "Промобит" Максим Копосов в интервью CNews рассказал, как можно "обмануть систему" и обойти требования по локализации на примере компьютерных процессоров. Для этого нужно немного "доработать" иностранное изделие.
"Достаточно изготовить и разместить в СХД какую-либо (возможно даже бесполезную) печатную плату (от 10 до 50 баллов), например, управляющую миганием дополнительных светодиодов и вращением дополнительных вентиляторов, использующую два российских микроконтроллера (по 40 баллов за каждый), подключаемую российской кабельной сборкой (5 баллов), записать (5 баллов) написанное в России встроенное микропрограммное обеспечение (20 баллов), осуществить сборку, монтаж и тестирование (10 баллов). И вуаля — получаем от 130 до 170 баллов, что достаточно для попадания в реестр в 2021-м и 2022 годах", — приводит слова Максима Копосова CNews.
Насколько применим подобный подход в случае с карьерной техникой, — большой вопрос. Однако сам факт подобных махинаций говорит о том, что участники рынка не всегда оказываются готовы к новым требованиям. Неслучайно, что сроки полного отказа от импортного программного обеспечения для госструктур постепенно сдвигаются.
Таким образом, на данный момент главный вопрос — насколько готов бизнес к новым требованиям. В том случае, если локализовать производство нужно будет с 1 января 2022 года, у отрасли будет совсем немного времени на перестройку. В этих условиях обсуждаемое новшество внушает определенную тревогу относительно перспектив рынка карьерной техники.
"Постановление Правительства РФ №719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации" действует с 2015 года. Планируемые нововведения принципиально не изменят его концепцию, но произойдёт переход от чётко прописанного списка операций для признания продукции российской к балльной системе. Это даже обеспечит определённую гибкость при выстраивании дорожной карты локализации.
Таким образом, новые изменения существенно не затронут производителей продукции, которая уже входила в перечень локализуемой, например, карьерных самосвалов. Однако то, что в него планируется включить новые виды техники, такие как горные экскаваторы и погрузчики, окажет влияние на российский рынок карьерных машин.
На данный момент он представлен в основном оборудованием импортного производства с небольшой долей отечественных электрических канатных экскаваторов и драглайнов. Ёмкость этого рынка в РФ небольшая, для локализации производств такого объема недостаточно".
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Зарегистрируйтесь на мероприятие от аналитиков INFOLine и получайте ежедневное саммари главных событий отрасли в течение всего сентября.

Предложение действительно для участников:

  • Сессии WorldFood-21 "Новые стратегии поставщиков, ритейла и HoReCa: ориентация на экспорт, вертикальная интеграция, цифровизация и другие стратегии", 22 сентября 2021 года. Подробнее
  • Форума для поставщиков "Диалог Х5-2021", 30 сентября 2021. Подробности и регистрация

Получите пример Summary и специальное предложение на подписку ЗДЕСЬ