Цифровизация в лизинг. "РосБизнесКонсалтинг". 19 ноября 2019
Машино- и приборостроение » Железнодорожное машиностроение
Транспорт и логистика » Деятельность портов
Транспорт и логистика » Автомобильный транспорт
Финансовые услуги » Лизинг
Транспорт и логистика » Деятельность портов
Транспорт и логистика » Автомобильный транспорт
Финансовые услуги » Лизинг
19.11.2019 в 13:28 | РосБизнесКонсалтинг | Advis.ru
Как ГТЛК становится высокотехнологичной компанией
В эпоху тотальной цифровизации крупнейшая лизинговая компания России не может оставаться в стороне. В Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) четко понимают, что отставание в сфере информационных и цифровых технологий может негативно отразиться на ее конкурентоспособности, поколебать позиции первого номера на отечественном рынке лизинга. Помимо этого, механизм лизинга может сыграть неоценимую роль в процессе цифровой трансформации российской экономики, в том числе в области транспорта, связи и образования.
Начать с себя
В рамках национальной программы "Цифровая экономика" ГТЛК призвана стимулировать инновационное развитие российских компаний, выступая в качестве инструмента для реализации профильных программ. Причем это касается как классического лизинга, так и проектов с прямым финансированием, в том числе предполагающих концессию.
Летом 2019 года ГТЛК стала одной из первых отечественных компаний, которая выделила цифровые активы в отдельное направление. За короткий промежуток времени дирекция по управлению цифровыми активами успела подписать два соглашения о сотрудничестве с лидерами рынка в сфере интеграционных IT-решений, сервисов и информационной безопасности.
В перечень основных функций нового подразделения ГТЛК входят:
создание технологической и программной инфраструктуры для сбора, хранения, обработки и передачи данных, в том числе участие в проектах построения центров обработки данных;
участие в проектах построения высокоскоростных мобильных сетей нового поколения с преимущественным использованием высокотехнологичного оборудования отечественного производства и инструментов финансового лизинга;
разработка и внедрение отечественных цифровых технологий и платформенных решений, направленных на цифровую трансформацию транспортно-логистической отрасли.
Руководство ГТЛК ставит перед собой четкие цели: автоматизировать процессы по всем направлениям деятельности компании, перевести их на электронный документооборот, а в перспективе до 2024 года внедрить в системы управления компании искусственный интеллект, что позволит сделать все бизнес-процессы максимально прозрачными, исключить субъективность, связанную с человеческим фактором. К этому времени в ГТЛК, согласно внутренним стратегическим документам, должна быть полностью модернизирована вычислительная и телекоммуникационная инфраструктура, внедрены платформенные решения по автоматизации бизнес-процессов, включая управление активами, платежами и рисками, подготовку отчетности. Также планируется создать центр по работе с большими данными, организовать сбор телеметрии с переданного в лизинг и аренду имущества. Данные будут анализироваться в интересах ГТЛК, ее клиентов и партнеров, в анонимизированном формате передаваться отечественным производителям техники для повышения качества их продукции и развития производства.
На сегодняшний момент почти завершено внедрение системы по управлению лизинговой деятельностью на базе "1С: Управление холдингом", где отражены все требования и обязательства компании в режиме реального времени: основные лизинговые сделки, сопутствующие договоры, например страхования, данные о кредитовании, облигациях. С этого года ГТЛК начала автоматически формировать отчеты по МСФО, что повысило степень открытости данных компании.
Кроме того, в ГТЛК в перспективе планируют создать мобильные рабочие места нового поколения, внедрить централизованные средства обеспечения информационной безопасности на базе импортонезависимых решений. При этом надо заметить, что в ГТЛК в целом планируют отдавать предпочтение отечественным разработкам программного обеспечения.
"Цифра" в лизинг
В соответствии с целями стратегии инновационного развития РФ до 2020 года, а также задачами по генерации и продвижению российских высоких технологий, определенными в "майском указе" Президента РФ, ГТЛК в ближайшее время планирует максимально повысить свою инновационную активность на рынке. По решению Правительства РФ в 2019 году компании будет выделено из бюджета 3 млрд рублей на приобретение высокотехнологичного оборудования в целях реализации лизинговых сделок по внедрению цифровых технологий и платформенных решений. Опять же, преимущественно на основе отечественных разработок.
На сегодня самым масштабным проектом цифровизации на рынке с участием ГТЛК является система мониторинга на железной дороге. ГТЛК обладает парком из 87 тысяч вагонов. Система способна отслеживать как данные о перемещении подвижного состава, так и его техническое состояние. Большое количество обрабатываемой информации связано с арендной платой за фактически отработанное вагонами время. Автоматизация мониторинга вагонов также поможет ГТЛК выявлять факты нарушений условий лизинговых договоров. Например, если вагон пересечет государственную границу, система будет выдавать предупреждения. Отметки о прохождении каждой станции фиксируются в системе РЖД "МЦ-Слежение".
С прошлого года в ГТЛК на базе платформы компании Connected Aircraft Enterprise (CAE) был запущен пилотный проект автоматизированной системы мониторинга авиапарка самолетов SSJ100. Лизингополучатели с помощью информационной системы могут планировать техобслуживание и взаимодействие с поставщиками запчастей, определять текущую и будущую остаточную стоимость воздушных судов, рассчитывать технические резервы, собирать и анализировать статистику полетов и коммерческой загрузки бортов и так далее. Доступ к программному обеспечению ГТЛК клиенты получают бесплатно.
Внедрение аналогичных систем планируется и для водного транспорта.
"В ближайшие годы цифровые технологии преобразят транспортную индустрию. Уменьшится число аварий, общественный транспорт перестанет опаздывать, а грузы будут доставляться быстрее — и всё это почти без участия человека. Нагрузка на окружающую среду снизится благодаря большей экологичности автомобилей, самолетов и других средств передвижения. Чем эффективнее будет работать транспорт, тем быстрее будет развиваться страна".
Заместитель генерального директора по цифровому развитию ПАО "ГТЛК" Алексей Логвинов
В поисках перспектив
В августе 2019 года ГТЛК совместно с Российской венчурной компанией (РВК) и платформой GenerationS запустила проект по развитию комплексной системы финансирования инновационной деятельности в транспортной отрасли. В основе этой системы два инструмента корпоративного венчурного капитала (CVC): профильный фонд и акселератор.
Особое значение в ГТЛК придают созданию акселератора и возлагают на него большие надежды. Здесь будут отбираться инновационные проекты и разработки, которые могут быть применены в деятельности ГТЛК или внедрены и масштабированы на мощностях компаний-партнеров, производителей и эксплуатантов техники. Как известно, компания сотрудничает с крупнейшими производителями и дилерами, постоянно расширяет круг партнеров-лизингополучателей. Таким образом, в ГТЛК имеют ясное комплексное представление о ключевых вызовах и трендах в транспортной отрасли, затрагивающих как поставщиков, так и операторов техники.
"Процесс преобразования транспортной отрасли сопряжен со множеством сложностей из-за ее специфики, в частности, вопросов транспортной безопасности и нормативного регулирования. ГТЛК может выступить тем партнером, который сможет поддержать разработчиков инновационных технологий и помочь им масштабировать свои решения в отрасли, помочь в преодолении многих барьеров".
Директор по информационным технологиям ПАО "ГТЛК" Андрей Заиченко
Всего в рамках акселератора заявлено восемь направлений для поиска проектов, которые охватывают весь транспортный сектор: от внедрения технологий "Индустрии 4.0" в машиностроении до цифровых и платформенных решений, повышающих эффективность управления транспортными средствами в момент их эксплуатации.
Один из фокусов программы связан с концепцией "умный" транспорт. ГТЛК готова поддерживать как цифровые, так и наукоемкие hardware-проекты, например, новые материалы и датчики, без которых невозможен полноценный переход к "умному" транспорту. "Если беспилотные легковые автомобили уже начинают появляться на улицах, то при работе с другими секторами, например в авиастроении, в железнодорожном транспорте, возникает много технических и нормативных преград, которые разработчикам технологий еще предстоит преодолеть", — говорят в компании. И обещают, что ГТЛК как инструмент развития транспортной отрасли будет оказывать таким проектам всестороннюю поддержку.
Поиск проектов и стартапов будет вестись до конца декабря 2019 года. Сама акселерационная программа будет проходить с начала апреля по начало июля 2020-го. Ключевым критерием будет перспективность разработок для применения в транспортной отрасли, а также степень готовности технологии — близость к внедрению. Приоритет будет отдаваться тем стартапам, которые имеют экспериментальные образцы, прототипы. По итогам работы будут рассматриваться разные варианты действий с отобранными проектами. Это может быть коммерческий заказ на выполнение работ, привлечение сотрудников в штат ГТЛК, приобретение технологии, покупка доли в проекте — совместно с индустриальными партнерами или через создаваемый фонд.
Создание венчурного фонда для поддержки инновационных проектов — следующий важный шаг после создания акселератора. Структура фонда будет классической: объединение средств инвесторов (ГТЛК и РВК) под контролем независимой управляющей компании, а также привлечение директоров, вкладывающих 1% от размера фонда, что мотивирует команду инвестировать в наиболее привлекательные проекты.
В ГТЛК рассчитывают, что реализация проекта корпоративного акселератора позволит быстрее запустить процессы мониторинга, отбора и поддержки технологических разработок с высоким потенциалом роста на российском и глобальном рынках, подготовить предложения по совершенствованию и оптимизации государственного регулирования сферы высоких технологий и деятельности ее участников, финансировать перспективные инновационные проекты в транспортной отрасли и в сфере информационных технологий, организовать экспертную площадку для обмена идеями и опытом. Компания также планирует наладить системные каналы для коммуникации крупных транспортных компаний с малыми и средними инновационными организациями, способствовать вовлечению их в технологическое обновление отраслей экономики и создание новых рынков.
Для справки: Название компании: ГТЛК, ПАО Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: ********** [Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
В эпоху тотальной цифровизации крупнейшая лизинговая компания России не может оставаться в стороне. В Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) четко понимают, что отставание в сфере информационных и цифровых технологий может негативно отразиться на ее конкурентоспособности, поколебать позиции первого номера на отечественном рынке лизинга. Помимо этого, механизм лизинга может сыграть неоценимую роль в процессе цифровой трансформации российской экономики, в том числе в области транспорта, связи и образования.
Начать с себя
В рамках национальной программы "Цифровая экономика" ГТЛК призвана стимулировать инновационное развитие российских компаний, выступая в качестве инструмента для реализации профильных программ. Причем это касается как классического лизинга, так и проектов с прямым финансированием, в том числе предполагающих концессию.
Летом 2019 года ГТЛК стала одной из первых отечественных компаний, которая выделила цифровые активы в отдельное направление. За короткий промежуток времени дирекция по управлению цифровыми активами успела подписать два соглашения о сотрудничестве с лидерами рынка в сфере интеграционных IT-решений, сервисов и информационной безопасности.
В перечень основных функций нового подразделения ГТЛК входят:
создание технологической и программной инфраструктуры для сбора, хранения, обработки и передачи данных, в том числе участие в проектах построения центров обработки данных;
участие в проектах построения высокоскоростных мобильных сетей нового поколения с преимущественным использованием высокотехнологичного оборудования отечественного производства и инструментов финансового лизинга;
разработка и внедрение отечественных цифровых технологий и платформенных решений, направленных на цифровую трансформацию транспортно-логистической отрасли.
Руководство ГТЛК ставит перед собой четкие цели: автоматизировать процессы по всем направлениям деятельности компании, перевести их на электронный документооборот, а в перспективе до 2024 года внедрить в системы управления компании искусственный интеллект, что позволит сделать все бизнес-процессы максимально прозрачными, исключить субъективность, связанную с человеческим фактором. К этому времени в ГТЛК, согласно внутренним стратегическим документам, должна быть полностью модернизирована вычислительная и телекоммуникационная инфраструктура, внедрены платформенные решения по автоматизации бизнес-процессов, включая управление активами, платежами и рисками, подготовку отчетности. Также планируется создать центр по работе с большими данными, организовать сбор телеметрии с переданного в лизинг и аренду имущества. Данные будут анализироваться в интересах ГТЛК, ее клиентов и партнеров, в анонимизированном формате передаваться отечественным производителям техники для повышения качества их продукции и развития производства.
На сегодняшний момент почти завершено внедрение системы по управлению лизинговой деятельностью на базе "1С: Управление холдингом", где отражены все требования и обязательства компании в режиме реального времени: основные лизинговые сделки, сопутствующие договоры, например страхования, данные о кредитовании, облигациях. С этого года ГТЛК начала автоматически формировать отчеты по МСФО, что повысило степень открытости данных компании.
Кроме того, в ГТЛК в перспективе планируют создать мобильные рабочие места нового поколения, внедрить централизованные средства обеспечения информационной безопасности на базе импортонезависимых решений. При этом надо заметить, что в ГТЛК в целом планируют отдавать предпочтение отечественным разработкам программного обеспечения.
"Цифра" в лизинг
В соответствии с целями стратегии инновационного развития РФ до 2020 года, а также задачами по генерации и продвижению российских высоких технологий, определенными в "майском указе" Президента РФ, ГТЛК в ближайшее время планирует максимально повысить свою инновационную активность на рынке. По решению Правительства РФ в 2019 году компании будет выделено из бюджета 3 млрд рублей на приобретение высокотехнологичного оборудования в целях реализации лизинговых сделок по внедрению цифровых технологий и платформенных решений. Опять же, преимущественно на основе отечественных разработок.
На сегодня самым масштабным проектом цифровизации на рынке с участием ГТЛК является система мониторинга на железной дороге. ГТЛК обладает парком из 87 тысяч вагонов. Система способна отслеживать как данные о перемещении подвижного состава, так и его техническое состояние. Большое количество обрабатываемой информации связано с арендной платой за фактически отработанное вагонами время. Автоматизация мониторинга вагонов также поможет ГТЛК выявлять факты нарушений условий лизинговых договоров. Например, если вагон пересечет государственную границу, система будет выдавать предупреждения. Отметки о прохождении каждой станции фиксируются в системе РЖД "МЦ-Слежение".
С прошлого года в ГТЛК на базе платформы компании Connected Aircraft Enterprise (CAE) был запущен пилотный проект автоматизированной системы мониторинга авиапарка самолетов SSJ100. Лизингополучатели с помощью информационной системы могут планировать техобслуживание и взаимодействие с поставщиками запчастей, определять текущую и будущую остаточную стоимость воздушных судов, рассчитывать технические резервы, собирать и анализировать статистику полетов и коммерческой загрузки бортов и так далее. Доступ к программному обеспечению ГТЛК клиенты получают бесплатно.
Внедрение аналогичных систем планируется и для водного транспорта.
"В ближайшие годы цифровые технологии преобразят транспортную индустрию. Уменьшится число аварий, общественный транспорт перестанет опаздывать, а грузы будут доставляться быстрее — и всё это почти без участия человека. Нагрузка на окружающую среду снизится благодаря большей экологичности автомобилей, самолетов и других средств передвижения. Чем эффективнее будет работать транспорт, тем быстрее будет развиваться страна".
Заместитель генерального директора по цифровому развитию ПАО "ГТЛК" Алексей Логвинов
В поисках перспектив
В августе 2019 года ГТЛК совместно с Российской венчурной компанией (РВК) и платформой GenerationS запустила проект по развитию комплексной системы финансирования инновационной деятельности в транспортной отрасли. В основе этой системы два инструмента корпоративного венчурного капитала (CVC): профильный фонд и акселератор.
Особое значение в ГТЛК придают созданию акселератора и возлагают на него большие надежды. Здесь будут отбираться инновационные проекты и разработки, которые могут быть применены в деятельности ГТЛК или внедрены и масштабированы на мощностях компаний-партнеров, производителей и эксплуатантов техники. Как известно, компания сотрудничает с крупнейшими производителями и дилерами, постоянно расширяет круг партнеров-лизингополучателей. Таким образом, в ГТЛК имеют ясное комплексное представление о ключевых вызовах и трендах в транспортной отрасли, затрагивающих как поставщиков, так и операторов техники.
"Процесс преобразования транспортной отрасли сопряжен со множеством сложностей из-за ее специфики, в частности, вопросов транспортной безопасности и нормативного регулирования. ГТЛК может выступить тем партнером, который сможет поддержать разработчиков инновационных технологий и помочь им масштабировать свои решения в отрасли, помочь в преодолении многих барьеров".
Директор по информационным технологиям ПАО "ГТЛК" Андрей Заиченко
Всего в рамках акселератора заявлено восемь направлений для поиска проектов, которые охватывают весь транспортный сектор: от внедрения технологий "Индустрии 4.0" в машиностроении до цифровых и платформенных решений, повышающих эффективность управления транспортными средствами в момент их эксплуатации.
Один из фокусов программы связан с концепцией "умный" транспорт. ГТЛК готова поддерживать как цифровые, так и наукоемкие hardware-проекты, например, новые материалы и датчики, без которых невозможен полноценный переход к "умному" транспорту. "Если беспилотные легковые автомобили уже начинают появляться на улицах, то при работе с другими секторами, например в авиастроении, в железнодорожном транспорте, возникает много технических и нормативных преград, которые разработчикам технологий еще предстоит преодолеть", — говорят в компании. И обещают, что ГТЛК как инструмент развития транспортной отрасли будет оказывать таким проектам всестороннюю поддержку.
Поиск проектов и стартапов будет вестись до конца декабря 2019 года. Сама акселерационная программа будет проходить с начала апреля по начало июля 2020-го. Ключевым критерием будет перспективность разработок для применения в транспортной отрасли, а также степень готовности технологии — близость к внедрению. Приоритет будет отдаваться тем стартапам, которые имеют экспериментальные образцы, прототипы. По итогам работы будут рассматриваться разные варианты действий с отобранными проектами. Это может быть коммерческий заказ на выполнение работ, привлечение сотрудников в штат ГТЛК, приобретение технологии, покупка доли в проекте — совместно с индустриальными партнерами или через создаваемый фонд.
Создание венчурного фонда для поддержки инновационных проектов — следующий важный шаг после создания акселератора. Структура фонда будет классической: объединение средств инвесторов (ГТЛК и РВК) под контролем независимой управляющей компании, а также привлечение директоров, вкладывающих 1% от размера фонда, что мотивирует команду инвестировать в наиболее привлекательные проекты.
В ГТЛК рассчитывают, что реализация проекта корпоративного акселератора позволит быстрее запустить процессы мониторинга, отбора и поддержки технологических разработок с высоким потенциалом роста на российском и глобальном рынках, подготовить предложения по совершенствованию и оптимизации государственного регулирования сферы высоких технологий и деятельности ее участников, финансировать перспективные инновационные проекты в транспортной отрасли и в сфере информационных технологий, организовать экспертную площадку для обмена идеями и опытом. Компания также планирует наладить системные каналы для коммуникации крупных транспортных компаний с малыми и средними инновационными организациями, способствовать вовлечению их в технологическое обновление отраслей экономики и создание новых рынков.
Для справки: Название компании: ГТЛК, ПАО Адрес: ********** Телефоны: ********** Факсы: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: ********** [Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.