Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

По итогам 2021 года экспорт в Китай может на 13% превысить результат "доковидного" 2019 года – РСХБ.

По итогам 2021 года экспорт в Китай может на 13% превысить результат доковидного 2019 года – РСХБ.
Китай традиционно является одним из крупнейших экспортеров российской продукции агропромышленного комплекса и, согласно данным официальной статистики ВЭД по состоянию на 7 ноября 2021 г., занимает второе место в рейтинге с долей 10,6%, уступая лишь Турции. Одновременно список разрешённых к импорту товарных категорий постепенно расширяется, и Китай становится всё более значимым торговым партнёром для отечественных производителей. В 2021 году из-за ограничения поставок рыбы и ракообразных доля Китая в поставках в страны Дальнего Востока1 сократилась, однако каждый второй доллар всё равно приходится на эту страну. Мощный рост экспорта масличных, злаков, мяса, напитков, кондитерских изделий, молока и сыворотки позволил максимально компенсировать снижение поставок рыбы и ракообразных. В результате по итогам года экспорт в Китай может достичь 3,6 млрд долларов США, что на 13% превысит результат "доковидного" 2019 года.
В 2021 году экспорт продукции российского АПК2 в страны Восточной Азии за год вырос на 10,6% до 5,6 млрд долларов в основном за счет роста поставок масличных на 34,7%до 541 млн долларов и злаков в 2,6 раза до 316 млн долларов.
Рост экспортных поставок продукции российского АПК3 среди стран Дальнего Востока за 10 месяцев 2021 г. (по сравнению с аналогичным периодом прошлого года) зафиксированы в Японию (+98,6% до 418 млн долларов), Республику Корея (+45,6% до 1,9 млрд долларов), Монголию (+31,9% до 258 млн долларов).Существенный рост поставок продукции российского АПК в Японию и Монголию сформирован за счет эффекта низкой базы: на каждую из указанных стран приходится 2% и 1,2% экспорта России соответственно.
На фоне этого роста доля Китая в структуре российского экспорта в страны Дальнего Востока (Восточной Азии) сократилась на 11 процентных пунктов до 52% в стоимостном выражении (2,9 млрд долларов). В то же время доля Республики Корея выросла на 8 п.п. до 35% (1,9 млрд долларов).
"В российском экспорте в страны Дальнего Востока на рыбу и ракообразных приходится каждый второй доллар, при этом основная масса поставок шла именно в Китай. Ограничения китайских властей на импорт на фоне борьбы с ковидом привели к тому, что отечественные производители искали новые пути для входа на рынки Азии. Это привело к увеличению транзитных поставок российской рыбы и ракообразных в Южную Корею. В результате экспорт рыбы и морепродуктов в Республику Корея вырос на 37% за год до 1,7 млрд долларов", – объясняет руководитель Центра отраслевой экспертизы Россельхозбанка Андрей Дальнов.
Одновременно, поставки рыбы и ракообразных4 непосредственно в Китай сократились на 38% до 838 млн долларов, доля Китая в общем объеме российского экспорта в страны Дальнего Востока(Восточной Азии) рыбы и ракообразных снизилась с 49% до 29%.
Семена масличных культур и готовое масло: новый формат бизнеса
Семена масличных культур и масло традиционно составляют основу агропромышленного экспорта в Китай. Но в силу мер государственного регулирования, применяемого в России для защиты национального рынка, а также в условиях изменения конъюнктуры мировых рынков и растущих цен, картина меняется. В натуральном объеме их суммарный экспорт в сравнении с аналогичным периодом 2020 г. снизился на 9,8% до почти 2 млн. тонн, но с ростом боле чем в 4,9% в стоимостном выражении – до 1,3 млрд долл. США.
"С введением экспортных пошлин и зернового демпфера модель работы российского АПК претерпевает изменения. При высоких пошлинах снижается экспорт подсолнечной группы продукции, но нашему АПК удается наращивать экспортный товарооборот по сое, льну и рапсу. Что касается рапса, он может стать выгодной культурой на долгие годы, и сибирские аграрии при грамотной коммерческой стратегии могут хорошо заработать в этом сегменте", – считает Андрей Дальнов.
Злаки: четырёхкратное увеличение поставок
Поставки злаковых культур, видимо, находятся под влиянием той политики, которая реализуется китайским правительством. Активно восстанавливается экономика и поддерживается спрос, и, что немаловажно, финансируется восстановление в отрасли свиноводства после мощнейших вспышек АЧС. Попав в условия сокращения поголовья в мясном животноводстве на десятки процентов, Китаю потребовалось в короткие сроки нарастить доступность этого продукта до приемлемых уровней. Поэтому поставки неритмичны, часты всплески, которые снижают правильность прогнозов. Но Россия смогла поставить в Китай большие объемы кукурузы, пшеницы фуражного класса, а во 2й половине года поставляет высокие объемы овса. За год поставки злаковых культур в Китай из России увеличились почти в четыре раза – до 112 млн долларов.
"Позитивно развивается торговля в зерновых группах, а также продукцией переработки зерна. Если первые месяцы этого года характеризовались высокими закупками животноводов, а также, отчасти, спекулятивным спросом накануне введения пошлин и квот, то рост поставок мучных кондитерских изделий обусловлен долгосрочными изменениями нашей трансграничной торговли. Пошлины снизили привлекательность простого сырьевого экспорта, но экономика постепенно приспосабливается к новым условиям, и вот мы уже вывозим мучные кондитерские изделия в Китай с 70%м приростом к уровню прошлого года. Общий объем за 10 месяцев составил около5 30 млн. долл. Кроме того, в статистике международных поставок стало наблюдаться влияние периодических ограничений перемещений товаров через границы в тех или иных странах в связи с пандемией. Российские экспортеры и представители АПК смогли воспользоваться перераспределением спроса, наращивая свою долю на китайских рынках зерна, круп и продукции последующих циклов переработки", – говорит Андрей Дальнов.
Мясо: рост по говядине, низкая база по глубокой переработке
По мясу рост показали все категории, кроме мяса птицы, с итоговым увеличением экспорта на 22,8% до 324,3 млн долл. США (+3 п.п. до 11% в общем объёме экспорта в Китай). Так, в стоимостном выражении в 2021 г. в 3,4 раза выросли поставки замороженной говядины, почти в 2 раза – прочих пищевых субпродуктов КРС.
"Заметными событиями мясного направления стала диверсификация, выход на Китай с поставками баранины и охлаждённой говядины. Полагаю, что за счет говядины и новых направлений поставки мяса в Китай будут приносить всё больший доход", – считает Андрей Дальнов.
Вместе с мясом выросли поставки в Китай колбас (с 5,0 тонн до 112,8 тонн), однако, пока что их объём не позволяет говорить о значимом влиянии на экспорт. В целом продажа в Поднебесную готовых продуктов из мяса увеличилась в 2 раза до 37,5 тыс. долл. США.
Сладкое: с какао лучше, чем без какао
На 6% до 99 млн долларов в 2021 г. увеличился экспорт какаосодержащей кондитерской продукции. Сахаристые изделия (не содержащие какао) экспортировались немного в меньшем, чем в прошлом году, объеме: почти на 32% в натуральном измерении и на 17% в денежном. Среди шоколадных изделий значительный прирост интереса со стороны китайских импортеров и потребителей вызвал плиточный шоколад и конфеты с алкогольным наполнителем. Хотя и не все растущие сегменты обладают высоким удельным весом, и некоторые могут расти с эффектом низкой исходной базы.
"Уже не первый сезон российская сахарная промышленность предлагает покупателям выгодные условия и успешно конкурирует с производителями сахара из тростникового сырья. Экспортеры кондитерских изделий в полной мере воспользовались этими преимуществами и успешно наращивают продажи в Китай. Думаю, что еще более высокие цифры нас ждут через 2-3 месяца, когда Китай будет готовиться к новогодним праздникам", – комментирует Андрей Дальнов.
Молоко: сыворотка начинает и выигрывает
Поставки молочной продукции в Китай в денежном выражении выросли более чем в 2 раза за год до 2,5 млн долларов, при этом на первое место вырвалась сыворотка, допуск которой в страну был открыт только в этом году. Китай является крупнейшим мировым потребителем сыворотки молочной, на долю которого приходится 17% общего объема мировых поставок в стоимостном выражении.
"Импорт сыворотки со стороны Китая еще несколько лет будет расти опережающими темпами. Поэтому открытие крупнейшего рынка для российских производителей – это огромный потенциал поставок, ведь приграничное положение даёт сильные логистические преимущества перед конкурентами. Китай со временем, с высокой вероятностью, займёт одно из лидирующих мест о по импорту сыворотки из России и оттеснит традиционных потребителей: Казахстан и Беларусь. Узбекистан и Украина уже позади", – прогнозирует Андрей Дальнов.
В стоимостном выражении экспорт сыворотки в Китай оценивается в 1 млн долларов. В этом году на рынок Китая также выросли поставки российского сгущённого молока и сливок (в 9 раз до 794 тыс. долларов), сливочного масла (пробные партии). В 2,7 раза увеличились поставки молока и сливок несгущенных до 384 тыс. долларов.
Напитки: драйверы – пиво и настойки
Экспорт напитков в Китай возрос на 30% до 30,4 млн долларов, позитивная динамика наблюдается по всем категориям алкогольных напитков. Так, поставки пива увеличились на 36% и превысили тебе 19,8 млн долларов, это наиболее популярный продукт среди напитков. Экспорт второй по востребованности категории – крепкого алкоголя (виски, водки, настоек) – вырос на 56% до 6,6 млн долларов.
"Интерес китайцев к пиву основывается на доверии к импортной алкогольной продукции. Местная продукция не всегда качественная, поэтому китайские потребители научились неплохо разбираться в международных брендах алкогольной продукции. Рынок перспективный, в культуре Китая есть потребление алкоголя и продуктов из России на полках становится больше и больше", – говорит Андрей Дальнов.
Кроме вышеуказанных категорий, высокий прирост отмечен в экспорте живых растений и цветов (+454%), кофе, чая и пряностей (+130%). Однако пока что эти две категории нишевые: суммарно стоимость их поставок оценивается в 2 млн долларов.
К итогам 2021 года и далее
По итогам 2021 года, по прогнозу Россельхозбанка, экспорт в Китай достигнет 3,6 млрд долларов. Это на 10% меньше результата 2020 года (4,0 млрд долларов) и на 13% выше показателя 2019 года (3,2 млрд долларов).
"Сокращение экспорта рыбы в страны Дальнего Востока, прежде всего в Китай, действительно может стать фактором снижения общего объёма поставок. Однако важно понимать, что это временное снижение, и по мере восстановления нормальной логистики с Китаем, а также укрепления каналов продаж через Южную Корею, рыба и ракообразные снова пойдут вверх. Важнее то, что целый ряд категорий: злаки, масличные, сладости, молоко и сыворотка, напитки показывают высокие темпы роста, и всё чаще это высокомаржинальная продукция глубокой переработки. За счет диверсификации и экспорта продукции глубокой переработки в условиях антиковидных ограничений удалось превзойти результат 2019 года. Поэтому в 2022 году стоит ожидать дальнейшего роста экспорта как минимум до 4 млрд долларов", – рассуждает Андрей Дальнов.
1Аомынь (Макао), Китай, КНДР, Монголия, Республика Корея, Сянгал (Гонконг), Тайвань (Китай), Япония
2Здесь и далее данные по ВЭД приведены по результатам 10 месяцев 2021 года
3Здесь и далее – коды ТН ВЭД 01-24, если не указано иное
4Здесь и далее – коды ТН ВЭД - 03
5Экспорт хлебобулочных и мучных кондитерских изделий составил за 10 месяцев 29,7 млн $, а на 7 ноября – 30,1 млн $


Для справки: Название компании: Российский Сельскохозяйственный банк, АО (Россельхозбанк, Russian Agricultural Bank) Адрес: ********** Телефоны: ********** E-Mail: ********** Web: ********** Руководитель: **********
[Для просмотра контактных данных нужно зарегистрироваться или авторизироваться]
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.