Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Алкогольный ретейл: время для экспансии. "РБК+". 16 ноября 2020

Алкогольные ретейлеры пересматривают стратегию и готовятся к расширению присутствия на рынке.
Из-за роста закупочных цен после девальвации рубля алкогольные ретейлеры пересматривают ассортимент и оптимизируют расходы. Но кризис дает и возможности для развития, за счет более выгодных условий аренды новых точек. Какую стратегию выбирают лидеры петербургского рынка, на что делают ставки, и какими будут главные изменения в алкогольной рознице — разбирался РБК Петербург.
Выгодная аренда
Пандемия и коронакризис не повлияли на потребление алкоголя. Количество магазинов, специализирующихся на продажах вина и крепких спиртных напитков в Петербурге стабильно растет. По данным 2ГИС, на начало октября 2020 года в Петербурге работают 1414 магазинов алкогольных напитков — это на 9% больше, чем в январе 2020 года и на 16% больше, чем год назад, в октябре 2019 года. Чаще магазины алкогольных напитков располагаются в жилых домах — по данным на сентябрь в Петербурге только 300 таких магазинов находятся в нежилых зданиях.
"Алкогольные магазины существенно лучше пережили кризис, чем представители общепита, и во время сложного периода для большинства участников рынка, они продолжают рассматривать площадки для развития", — отмечает руководитель отдела торговой недвижимости Knight Frank St Petersburg Анна Лапченко. По ее словам, средний метраж, который выбирают алкогольные магазины, составляет 90-120 кв. м. "Рассматривают площадки на первой линии в локациях с большим количеством жилья, чаще всего в спальных районах, что гарантирует целевой трафик, — поясняет Анна Лапченко. — Кроме того, у них есть определенные требования к расположению относительно объектов спортивного, медицинского или образовательного профиля".
Интересный тренд — многие представители этого сегмента уходят от формата моно-алкоголя в формат магазина у дома, где можно приобрести в том числе и некоторые продукты питания, и товары первой необходимости, отмечает Лапченко. В том числе благодаря этому они хорошо пережили непростой период.
"Кризис, как известно, не только тяжелый период для целых отраслей, но и время возможностей, если подойти с умом к развитию. Сейчас в этом плане как раз подходящее время для взвешенной экспансии, — уверен директор по импорту компании Ladoga Дмитрий Журкин. — В текущей ситуации мы не видим смысла открытия в историческом центре. Приоритет в данный момент — места в респектабельных районах с высоким трафиком". В этом году компания Ladoga начала ребрендинг: винотеки "Монополь" меняют свое название на Ladoga Wine.
По словам генерального директора проекта Joia (подразделение импортера и дистрибьютора алкогольных напитков "Неско") Дениса Барабанова, для стабильных компаний сейчас хорошее время брать помещения в аренду в удачных локациях с фиксацией выгодных долгосрочных обязательств, поскольку многие арендодатели подстраиваются под рыночную ситуацию и готовы давать скидки. "Целевая аудитория нашей сети — клиенты с достаточно высоким средним чеком. По этой причине мы не делаем ставку на спальные районы. Основная часть винотек Joia wine store расположена в центральной части Петербурга, на Петроградской стороне и Васильевском острове. В нашей концепции бизнеса предполагается открытие еще 2-3 точек в схожих локациях", — заявил Денис Барабанов.
Неизбежный рост цен
Если на аренде помещений в этом году удается сэкономить, то на закупках – нет. Курс рубля влияет на закупку импортных вин и крепкого алкоголя, дорожает все.
"Вопрос курсовой разницы для нас, как импортера, является большой проблемой. Товар заказывается по одному курсу, но к моменту платежа ситуация может в корне поменяться, отсюда имеет место недополучение прибыли. Снивелировать этот вопрос, к сожалению, практически невозможно", — констатирует Денис Барабанов. Он считает, что частое изменение цен в зависимости от курса — не лучший вариант. В Joia придерживаются политики корректировки цен не чаще одного-двух раз в год, в том числе в сторону уменьшения.
"В текущей ситуации и ретейлеры, и дистрибьюторы, и импортеры будут тянуть с повышением цен до последнего, компенсируя рост курса за счет своей маржи, или в случае последних — договариваясь с поставщиком. Длина этой отсрочки будет зависеть от объема запасов на складах у операторов рынка. Но в итоге, на 10-15% цены вырастут", — прогнозирует Дмитрий Журкин. По его мнению, потребитель давно уже не готов тратить больше кровно заработанных рублей синхронно с ростом курса. Он просто перестает покупать то, что дорого и находит для себя альтернативы.
"В текущей ситуации и ретейлеры, и дистрибьюторы, и импортеры будут тянуть с повышением цен до последнего, компенсируя рост курса за счет своей маржи, или в случае последних — договариваясь с поставщиком".
Пересмотр ассортимента
"Если любимое вино наших покупателей подорожало на достаточно значительную сумму, сомелье и кависты могут предложить альтернативу, вино за меньшие деньги с похожими характеристиками от другого производителя, из другого региона и другой страны. Вариативность в предложении с нашей стороны есть", — говорит управляющий WineState (входит в ГК "Лудинг") Евгений Лукьянчук. По его словам, винным бутикам важно иметь отличное предложение во всех категориях. Даже в суперпремиальном сегменте должен быть выбор вин стоимостью до 1 тыс. рублей с отличным соотношением цены и качества.
Альтернативы подорожавшим позициям в ассортименте ищут и дистрибьюторы. "Безусловно, коронакризис повлиял на изменение структуры спроса в винотеках. Провалилась серединка, что традиционно для периодов экономических потрясений. Соотечественники, не имея возможности поездок за рубеж в этом году, довольствовались отдыхом на юге России, открыв для себя не только курорты этого региона, но и местные вина. На полках винотек и интернет-витрине "Монополь"/Ladoga Wine представлено 170 sku [от англ. stock keeping unit - складская единица учета -ред.] от "Кубань-вино", "Инкерман", "Усадьба Дивноморское", "Новый свет". В планах продолжить пополнять портфель лучшими образцами вин отечественного производства" — сообщил директор по импорту компании Ladoga.
Пандемия повлияла и на изменение предпочтений клиентов. "Многие теперь выбирают уютный вечер дома с бокалом вина и ужином, когда раньше абсолютным выбором на вечер пятницы был поход в ресторан. Мы видим эту тенденцию и делаем акцент на новый поведенческий паттерн — "ресторан дома", — отмечает Денис Барабанов. Также ретейлеры работают над сезонным предложением. Например, в винотеках Joia wine store летом предлагали наборы для самостоятельного приготовления простых коктейлей.
"Многие теперь выбирают уютный вечер дома с бокалом вина и ужином, когда раньше абсолютным выбором на вечер пятницы был поход в ресторан. Мы видим эту тенденцию и делаем акцент на новый поведенческий паттерн — "ресторан дома"
Однако одна из самых популярных стратегий привлечения клиента — развитие программ лояльности, с акциями и скидками для покупателей. "Акции и скидки работают отлично, но без удержания сервиса на высоком уровне их эффективность будет недостаточно высока, поэтому мы стремимся не только привлечь трафик в магазины, но и сохранить качество обслуживания на хорошем уровне", — говорит Дмитрий Журкин. Он полагает, что в нынешней ситуации хорошим инструментам для оптимизации затрат будет реструктуризация фонда заработной платы с акцентом на дополнительную мотивацию тем, кто обеспечивает компании рост выручки.
Новые возможности
"Винных бутиков огромное количество, премиальных бутиков много, но качество обслуживания и качество сервиса очень сильно хромает. Поэтому мы делаем 100% ставку на сервис и на работу с гостями", — подчеркивает Евгений Лукьянчук. В WineState считают очень перспективной новую концепцию винного бутика, которая сочетает бар, винотеку и школу сомелье. "Где можно не просто купить бутылку вина, но и получить качественную лекцию с дегустацией, научится разбираться в типичности сортов, стран, регионов. Где клиентам объяснят, как правильно дегустировать, из каких бокалов лучше пить то или иное вино. Такой формат в ближайшее время будет очень перспективен", — уверен Евгений Лукьянчук. В группе компаний "Лудинг" планируют открытие бутиков WineState по всей стране.
"Винных бутиков огромное количество, премиальных бутиков много, но качество обслуживания и качество сервиса очень сильно хромает. Поэтому мы делаем 100% ставку на сервис и на работу с гостями"
Региональную экспансию готовят и другие игроки. В ноябре откроют третью винотеку Joia wine store в Калининграде. В планах компании — развитие сети и в других регионах страны, в том числе в Москве. Вместе с ребрендингом винотек "Монополь" изменяется и модель ведения бизнеса. Основной упор в дальнейшем развитии сети Ladoga Wine будет сделан на активном расширении франчайзинговой сети в Москве и регионах России, сообщили в компании.
"Маленьким компаниям будет выжить намного сложнее, крупные компании сейчас будут выходить на первый план. У них больше возможностей давать хорошие условия, давать маркетинговые бюджеты, поэтому они будут захватывать большую долю рынка", — прогнозирует Евгений Лукьянчук. При этом он считает, что небольшие концептуальные заведения, которые работают с уникальным винными хозяйствами, сохранят свою нишу и останутся на рынке.
"Тенденция, которую мы сейчас наблюдаем, связана с увеличением конкуренции среди ретейлеров в низком ценовом сегменте. В то же время в среднем и высоком сегментах наблюдается рост появления одиночных магазинов или небольших сетей, — указывает Денис Барабанов. — Одним из вариантов развития является масштабирование небольших сетей и отдельных магазинов среднего ценового сегмента за счет объединения с другими игроками рынка и выводом под один бренд".
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.