Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Все обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Все исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Пространственное мышление. "Фонтанка.ru". 22 июля 2019

Кто платит за создание и эксплуатацию общественных зон в Петербурге.
Запрос населения на общественные пространства возрос - этот тренд ловят и строители, и крупные инвесторы, и городские власти. Надолго ли это и за чей счет город должен похорошеть, эксперты разбирались на круглом столе "Фонтанки" и "Недвижимости и строительства Петербурга".
В рамках федеральной программы "Городская среда" Петербург выделяет дополнительные деньги из бюджета на проект "Формирование комфортной городской среды" – сюда входит обновление парков и скверов, развитие набережных, благоустройство дворов. С присоединением сил крупных федеральных инвесторов речь уже идет о преображении целых кварталов.
Вернуть народ на набережные
Сейчас в разработке концепций благоустройства общественных мест стали учитывать и мнение жителей города. Заместитель председателя комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Лариса Канунникова рассказала, что в центре внимания, прежде всего, прибрежные зоны, набережные, любые выходы к воде. Одним из реализованных пожеланий горожан стало благоустройство Южной дороги на Крестовском острове. Продолжение этого проекта предполагает благоустройство территории около "Новокрестовской" и реконструкцию береговой линии после "Евро-2021". Поскольку часть земель принадлежит городу, а часть – "Газпрому", единую концепцию береговой линии разработали совместно.
А вот с проектированием набережной реки Карповки – с функциональным насыщением нового пространства – помогали активные жители Петроградки. Они пожелали видеть там зону мероприятий, огород, детские площадки с максимальным сохранением деревьев. Зону релакса спроектировали студенты Первого медицинского университета. Преобразить эту, по сути заброшенную, территорию в центре, к которой, по словам Ларисы Канунниковой, "давно возникали вопросы", должна непрерывная пешеходная дорожка.
– Мы много работаем с инвесторами, но хотелось бы более активного участия строителей, – говорит Канунникова. – С "Газпромом" город сотрудничал при реконструкции пешеходных зон на Большой Морской и 1-й Советской, в этом году они взялись за более масштабную идею – Большой проспект Петроградской стороны с выходом на улицу Добролюбова и далее на площадь Лихачева.
Проект предполагает не просто обновление самой улицы, включая освещение и дворовые территории, но и всех фасадов в течение пяти лет. "Здесь реализуется оптимальная, на мой взгляд, формула для комплексных проектов благоустройства: бюджет города и муниципалитета плюс деньги инвестора", – подчеркивает Лариса Канунникова.
По такой же схеме продолжают облагораживать территорию вокруг Новой Голландии. С "Газпромом" город уже благоустроил две Морские улицы, Адмиралтейскую набережную, Исаакиевскую площадь, дворы (совместно с муниципалами). Далее в планах обновить Конногвардейский бульвар, чтобы в итоге все замкнулось в единый благоустроенный пешеходный маршрут от Невского до Мариинского театра. По словам Канунниковой, в этот же район выходит еще один крупный инвестор – "Почта России", которая сейчас готовит концепцию общественного кластера и благоустройства в квартале.
Стоит ждать и обновления набережной реки Охты – здесь строится много жилья, в проекте участвует несколько инвесторов. Главная сложность – сделать берег единым пространством имиджево и стилистически.
– Набережную Охты благоустроить предложили мы, – отметил заместитель генерального директора компании Bonava Александр Свинолобов. – Многие инициативы, которые выдаются за городские, на самом деле инициирует застройщик. Да, речь идет об участке набережной, прилегающем к нашему объекту, и нам выгодна общественная зона на берегу. Сейчас набережная поделена между разными компаниями. Хоть она и числится как территория общего пользования, фактически она пока закрыта и не развивается по разным причинам. Все соседи знакомы с нашим проектом и будут ориентироваться на него, чтобы выдержать набережную в едином стиле. Но за их концепцию, как и за сроки реализации, мы отвечать не можем. Наш участок арендован на пять лет, но что будет по окончании договора, когда территория снова станет городской? Как решится вопрос содержания и эксплуатации? Ответов на эти вопросы мы пока не нашли.
Лариса Канунникова на это ответила, что вопрос эксплуатации такого многосоставного проекта для городского бюджета слишком тяжел и надо бы рассмотреть вариант совместного с финансирования с бизнесом.
Куда пойти в новых районах
Для новых районов вдали от центра особенно важен дизайн-код, поскольку застройка здесь типовая. Так, в рамках городской программы в августе планируют открыть общественное пространство у Ивановского карьера в Невском районе – этого опять же добились жители. По их пожеланию там, в частности, появятся даже светящиеся качели. Спроектировано 9 пляжей в Курортном районе – до 2024 года они должны соединиться в единую цепочку вдоль береговой линии. Обновится малый Ильинский сад в Красногвардейском районе – здесь будет зона для рыбаков и площадка подготовки к ГТО.
– На Невском и в Кудрово живут одни и те же люди, и пространства мы делаем для людей, а не для города, – говорит руководитель проектов КОТ компании "Строительный трест" Анзор Берсиров. - Подобные зоны внутри города интегрируются в уже сформировавшуюся среду, а в районах новой застройки в чистом поле есть свои проблемы. Там огромная пропасть между средой, создаваемой девелоперами внутри пространства дома, и внешней средой, сформировавшейся в этом районе. Объединить их практически нереально. Поэтому при работе с общественными пространствами однозначно нужна интеграция в окружение.
"Строительный трест" уже 10 лет вместе с "Отделстроем" ведет проект в Кудрово, где построили парк "Оккервиль" площадью более 10 га. Это более природное, чем креативное, пространство на муниципальной территории, из-за чего долго были проблемы с местными властями и статусом парка. Тем не менее сегодня парк официально создан и признан, и содержит его девелопер, а не муниципалитет. Но в ближайшие два года застройка завершится, и девелопер уйдет из Кудрово. Где муниципалы возьмут бюджет на обслуживание парка после этого – вопрос открытый и обсуждаемый.
Кто заплатит
Представительница СК "Мегалит" Александра Саблина рассказала о боли девелопера: хочешь общедоступное пространство для людей – будь готов бороться со стремлением проектировщика все удешевить и упростить.
– Мы для "Дома на Львовской" разработали внутреннее общедоступное пространство с садом под окнами, можжевельником, велодорожками, функциональным делением на зоны. Потом идём к генпроектировщику, а он и говорит: "Девелопер, успокойтесь, это очень дорого. Плиточку вот вы тут хотите, как в "Зарядье". И приходится доказывать, что это осознанное вложение денег в красоту, что в этом и есть смысл.
Любое общественное пространство как элемент инфраструктуры изнашивается. Если денег на эксплуатацию много, то это не важно, считает управляющий партнер управляющей компании "Севкабель порт" Miles & Yards Артём Кардаш.
– Например, мы долго не могли понять, почему у нашего катка цвет льда желтоватый, а в Новой Голландии – белый, – рассказал он. – Да просто у них отдельная система фильтрации воды для катка. На нашем этапе развития такое невозможно. Крупные инвесторы, вкладывающие средства в общественные пространства, замечают недостаточность бюджетного финансирования в городе. Мы же работаем в условиях рыночной экономики, не рассчитывая на глобальные сторонние вложения.
Недавно представители компании изучили затраты на создание крупных всемирно известных парков. Исследование показало – действительно дорогой парк мирового уровня в среднем обходится в переводе на наши деньги в 2,5 млрд рублей за гектар. А парк "Миллениум" в Чикаго обошелся в 4 млрд. Девелопер, как и город, у нас подобного воплотить не может. В России под этот критерий подходит лишь парк "Зарядье", где на гектар потратили 2,3 – 2,5 млрд рублей. Но все-таки это практически федеральный проект, не городской.
В то же время мир знает и любит и малобюджетные парки с затратами меньше 100 млн рублей на гектар. В России сегодня в среднем закладывают 70 млн рублей на гектар благоустройства внутри девелоперского проекта. Но, даже реализовав супердорогой проект, можно не справиться на этапе эксплуатации, поэтому важны операторы и стейкхолдеры, владеющие функциями рядом, которые и создадут положительную экономику пространства.
Главное для общественного места, по словам Артема Кардаша, это аттрактор – то, что притягивает горожан, а единственный критерий его успешности – время пребывания там. Естественно, на огромном Елагином острове можно пробыть целый день. А 3 га "Севкабеля" в мае посетили 167 тысяч человек, в среднем задерживаясь там на 69 минут. К главным аттракторам места эксперт отнес еду, набережную, инстапойнты и арт-объекты. Их будут обновлять, чтобы место не приедалось. Вот эта экономика впечатлений и отличает традиционные культурные объекты вроде Эрмитажа от современных пространств.
Малая форма – большой эффект
Генеральный директор компании "Айра", президент Ассоциации умных городов Юрий Берестов рассказал об инновациях для благоустройства, успешно показавших себя в малых городах, теперь внимание на них хотят обратить и в Петербурге.
Например, в компании разработали велоинфраструктурный проект Smart Track с интеллектуальной системой навигации, световые ограничители для парковки, которые видно даже под снегом, управляемую маркерную подсветку, интерактивные детские видеоплощадки с возможностью выбора игровой программы.
В целом компания специализируется на дизайне городской среды и благоустройстве общественных пространств: создает и внедряет в инфраструктуру территории инновационные Smart-МАФы (МАФ – малая архитектурная форма) из запатентованного материала собственной разработки SELIN, не имеющего зарубежных аналогов.
В конце прошлого года компания даже создала объединяющий производителей МАФов технопарк на границе города и области. Заказчик в режиме "единого окна" может получить здесь весь комплекс услуг – от концепции до производства и монтажа элементов городской среды.
Большинство смарт-идей для благоустройства реализовано в Альметьевске, Грозном и подмосковных Химках. Благодаря подобным инновациям небольшой город Альметьевск в Татарстане недавно стал велостолицей России, а еще был признан стартап-столицей страны, победил в конкурсе на лучшее муниципальное образование по благоустройству, лучший пляж. Здесь компании удалось реализовать 50 км велодорожек с велосчетчиками, интеллектуальной световой системой навигации и полной инфраструктурой – от возможности ремонта до перекуса. В крупных же городах вроде Москвы и Петербурга дело обстоит сложнее. Велоинфраструктура здесь развивается кусками без единой концепции, так как не хватает законодательной базы для проектирования велотрасс, к тому же ГИБДД не идет навстречу.
– Проект умных велодорожек мы хотим предложить Петербургу в рамках благоустройства Петроградской стороны, – пояснил Берестов. – А еще мы выступим с предложением о проектировании велокольца вокруг Петербурга – такой трассы нет нигде в мире. Помочь в этом мог бы такой крупный инвестор, как РЖД, обладающий огромным ресурсом и как раз реализующий сейчас проект железнодорожного кольца вокруг города. Если заложить огороженные велозоны рядом с железнодорожными платформами, потом пустить от них "лучи" в Ленобласть, это стало бы базовой велосипедной магистралью и существенно снизило бы пробки.
Что касается малых архитектурных форм, то здесь все решает здравый смысл и экономика проекта. Есть минимальные требования по благоустройству, есть пожелания людей и есть бюджет девелопера. Надо как-то балансировать.
– Мы проводили исследование нашей целевой аудитории, люди готовы платить за общественное пространство, – пояснил заместитель генерального директора "ЛенРусСтрой" Максим Жабин. – Когда мы спросили и у новоселов Новогорелово об их пожеланиях, то они попросили МАФы запредельной стоимости – по сути, они хотели Новую Голландию и "Севкабель порт" на территории поселка. Мы в проект закладываем благоустройство сразу – в спальниках в цене "квадрата" это не менее 2 тысяч рублей.
Другая проблема среды спальных районов – льготные арендаторы, кафе, барбершопы и пекарни, которые могли бы послужить аттракторами для общественного пространства, сюда не пойдут. Как пояснил Максим Жабин, им будет нечего делать весь день на первых этажах, так как там нет потока людей – все уехали на работу в 8 утра, а в выходные все гуляют в том же "Севкабеле" и в Новой Голландии.
По мнению некоторых участников круглого стола, лучшие объекты благоустройства – это живые деревья. Координатор движения "Деревья Петербурга" Мария Тиника посетовала, что из города уходят общественные пространства в старом, привычном понятии – "милые взору перекрестки", сочетающие тень деревьев, скамейку и фонтан.
"Сегодня в городе уже нет улиц, остались только дороги. На улицах не гуляют люди – большинство либо едет в машинах, либо под землей в метро, на бывших общественных территориях сегодня парковки. Мой совет девелоперам – в любом случае высаживайте деревья", – подытожила она.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

II квартал 2025 года окажется во многом переломным для потребительского рынка страны, считают в INFOLine. Анализ данных по итогам апреля–июня эксперты агентства представят в ежеквартальных обзорах «Розничная торговля Food и потребительский рынок России» и Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP. Отчеты дополняют друг друга, включая в себя особенности и динамику развития регионального FMCG-ритейла и развитие online-торговли продуктами питания.

Данные о динамике рынка во II квартале помогут участникам отрасли увидеть локальные риски и открывающиеся возможности, а также откорректировать свои стратегии, исходя из территориальной специфики. Показатели развития розничных компаний, данные по выручке, числу торговых объектов и объемах площадей с разбивкой на форматы и регионы позволят оценить перспективы развития в конкретных областях страны и своевременно перестроить бизнес-процессы.

Рейтинг INFOLine E-grocery Russia TOP отражает смену лидеров и расстановку сил в отрасли, показывает трансформацию бизнес-моделей ведущих игроков, усиление конкуренции, экспансию маркетплейсов, новации в сфере государственного регулирования, изменения омниканальных стратегий, перспективы развития рынка.

При оформлении подписки на II, III, IV кварталы 2025 года и I квартал 2026-го на любой из двух отчетов вы получаете выпуск за I квартал 2025 года в подарок!

Frame 1 (1) (1).png

Контакты:
+7(812)322-6848, (495)772-7640
retail@infoline.spb.ru
https://t.me/INFOLine_auto_Bot