Президент ОАО "РЖД" Олег Белозёров провел заседание научно-технического совета по вопросам развития тяжеловесного движения.
29.07.2016 в 13:31 | INFOLine, ИА (по материалам "РЖД") | Advis.ru
27 июля в центральном офисе ОАО "РЖД" в Москве под председательством президента компании Олега Белозёрова состоялось заседание научно-технического совета, на котором обсуждались вопросы развития тяжеловесного движения грузовых поездов по сети железных дорог России. В заседании приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, вагоностроительных компаний, операторов подвижного состава, а также академической, отраслевой и вузовской науки России, Белоруссии и Казахстана.
Как отметил Олег Белозёров, многолетний мировой опыт показал, что совершенствование тяжеловесного движения является мощным стимулом развития многих отраслей промышленности и информационных технологий.
Ожидается, что к 2025 году объем перевозок грузов по железнодорожной сети увеличится почти в 1,3 раза, причем, наибольшая концентрация грузовых потоков сохранится на подходах к морским портам.
По словам главы ОАО "РЖД", для освоения прогнозных грузопотоков и одновременно снижения транспортных издержек генеральной схемой развития сети железных дорог ОАО "РЖД" на период до 2020 и 2025 годов предусматривается развитие на грузонапряженных направлениях тяжеловесного движения.
В частности, в компании разработаны планы по повышению унифицированной массы грузовых поездов на сети железных дорог. В результате средняя масса поезда впервые достигла 4 тыс. тонн, число отправленных тяжеловесных поездов ежегодно увеличивается и впервые начали формироваться сдвоенные поезда массой 12 тыс. 600 тонн.
Олег Белозёров также отметил, что было разработано и освоено серийное производство нового поколения локомотивов, обеспечивающих вождение поездов повышенной массы и длины.
По словам старшего вице-президента ОАО "РЖД" Валентина Гапановича, в настоящее время основные усилия науки в области развития тяжеловесного движения сосредоточены на исследовании процессов взаимодействия подвижного состава с повышенной осевой нагрузкой и пути, оценке энергоэффективности, обеспечении безопасности, разработке новых элементов в конструкции пути в целях повышения их ресурса, актуализации нормативной документации и ряде других задач.
Основным полигоном для научных исследований по вождению поездов с инновационными вагонами с осевой нагрузкой 25 тонн на ось стала Западно-Сибирской, Горьковской и Северо-Кавказской железных дорогах отрабатываются технологии вождения сдвоенных поездов массой 12 тыс. 600 и 14 тыс. 200 тонн. На участке Ковдор – Мурманск Октябрьской железной дороги завершается исследование воздействия на инфраструктуру вагонов с осевой нагрузкой 27 тонн на ось.
Вице-президент ОАО "РЖД" Павел Иванов отметил, что технология организации тяжеловесного движения особенно актуальна на линиях с устойчивым ростом перевозок массовых грузов. Так, на направлениях Кузбасс – Северо-Запад и Кузбасс – Центр уже сейчас организовано движение поездов массой 8 тыс. и 9 тыс. тонн, на Восточном полигоне – 7 тыс. 100 тонн, а начиная с июля текущего года – 7 тыс. 500 тонн.
Использование вагонов с осевой нагрузкой 25 тонн ось позволяет повысить вес поезда до 7 тыс. 100 тонн при сохранении унифицированной длины состава в 71 условный вагон. Это повышает провозную способность инфраструктуры и позволяет освоить дополнительный объем перевозок без существенных затрат в развитие инфраструктуры и увеличение полезной длины приемоотправочных путей.
Организация тяжеловесного движения путем использования вагонов с повышенной осевой нагрузкой формирует технологическую эффективность, которая выражается в высвобождении пропускной способности направлений сети и, как следствие, дает возможность осуществления дополнительных перевозок массовых грузов.
По оценке Института экономики и развития транспорта (ОАО "ИЭРТ"), суммарный потенциальный объем дополнительного грузопотока от внедрения на сети железных дорог тяжеловесного движения с использованием вагонов с повышенной осевой нагрузкой к 2025 году может составить 55,2 млн тонн.
По мнению генерального директора ОАО "ИЭРТ" Федора Пехтерева, при формировании комплексной оценки эффективности тяжеловесного движения необходимо учитывать потребные мероприятия по усилению железнодорожной инфраструктуры и делать окончательные выводы по результатам сопоставления достигаемых технологических и экономических выгод с необходимыми инвестициями в его организацию.
По итогам заседания принято решение о продолжении работы по изучению возможности увеличения осевых нагрузок, проведении испытаний и определении экономического эффекта от организации тяжеловесного движения.
Как отметил Олег Белозёров, многолетний мировой опыт показал, что совершенствование тяжеловесного движения является мощным стимулом развития многих отраслей промышленности и информационных технологий.
Ожидается, что к 2025 году объем перевозок грузов по железнодорожной сети увеличится почти в 1,3 раза, причем, наибольшая концентрация грузовых потоков сохранится на подходах к морским портам.
По словам главы ОАО "РЖД", для освоения прогнозных грузопотоков и одновременно снижения транспортных издержек генеральной схемой развития сети железных дорог ОАО "РЖД" на период до 2020 и 2025 годов предусматривается развитие на грузонапряженных направлениях тяжеловесного движения.
В частности, в компании разработаны планы по повышению унифицированной массы грузовых поездов на сети железных дорог. В результате средняя масса поезда впервые достигла 4 тыс. тонн, число отправленных тяжеловесных поездов ежегодно увеличивается и впервые начали формироваться сдвоенные поезда массой 12 тыс. 600 тонн.
Олег Белозёров также отметил, что было разработано и освоено серийное производство нового поколения локомотивов, обеспечивающих вождение поездов повышенной массы и длины.
По словам старшего вице-президента ОАО "РЖД" Валентина Гапановича, в настоящее время основные усилия науки в области развития тяжеловесного движения сосредоточены на исследовании процессов взаимодействия подвижного состава с повышенной осевой нагрузкой и пути, оценке энергоэффективности, обеспечении безопасности, разработке новых элементов в конструкции пути в целях повышения их ресурса, актуализации нормативной документации и ряде других задач.
Основным полигоном для научных исследований по вождению поездов с инновационными вагонами с осевой нагрузкой 25 тонн на ось стала Западно-Сибирской, Горьковской и Северо-Кавказской железных дорогах отрабатываются технологии вождения сдвоенных поездов массой 12 тыс. 600 и 14 тыс. 200 тонн. На участке Ковдор – Мурманск Октябрьской железной дороги завершается исследование воздействия на инфраструктуру вагонов с осевой нагрузкой 27 тонн на ось.
Вице-президент ОАО "РЖД" Павел Иванов отметил, что технология организации тяжеловесного движения особенно актуальна на линиях с устойчивым ростом перевозок массовых грузов. Так, на направлениях Кузбасс – Северо-Запад и Кузбасс – Центр уже сейчас организовано движение поездов массой 8 тыс. и 9 тыс. тонн, на Восточном полигоне – 7 тыс. 100 тонн, а начиная с июля текущего года – 7 тыс. 500 тонн.
Использование вагонов с осевой нагрузкой 25 тонн ось позволяет повысить вес поезда до 7 тыс. 100 тонн при сохранении унифицированной длины состава в 71 условный вагон. Это повышает провозную способность инфраструктуры и позволяет освоить дополнительный объем перевозок без существенных затрат в развитие инфраструктуры и увеличение полезной длины приемоотправочных путей.
Организация тяжеловесного движения путем использования вагонов с повышенной осевой нагрузкой формирует технологическую эффективность, которая выражается в высвобождении пропускной способности направлений сети и, как следствие, дает возможность осуществления дополнительных перевозок массовых грузов.
По оценке Института экономики и развития транспорта (ОАО "ИЭРТ"), суммарный потенциальный объем дополнительного грузопотока от внедрения на сети железных дорог тяжеловесного движения с использованием вагонов с повышенной осевой нагрузкой к 2025 году может составить 55,2 млн тонн.
По мнению генерального директора ОАО "ИЭРТ" Федора Пехтерева, при формировании комплексной оценки эффективности тяжеловесного движения необходимо учитывать потребные мероприятия по усилению железнодорожной инфраструктуры и делать окончательные выводы по результатам сопоставления достигаемых технологических и экономических выгод с необходимыми инвестициями в его организацию.
По итогам заседания принято решение о продолжении работы по изучению возможности увеличения осевых нагрузок, проведении испытаний и определении экономического эффекта от организации тяжеловесного движения.