Александр Феденко: Без инноваций развитие банков невозможно. "Инвест-Форсайт". 7 октября 2021

Глава российского финансового регулятора Эльвира Набиуллина призвала отечественные банки активнее инвестировать в цифровую трансформацию, иначе уже через пять лет им предстоит "кусать локти". На открытом рынке российские компании, в том числе банки, все чаще ищут инновационные решения в формате акселераторов. Недавно свою первую акселерационную программу по поиску перспективных технологичных проектов в сфере финтеха и смежных отраслей — "МКБ Реактор" — запустил Московский кредитный банк (МКБ), одна из ведущих финансово-кредитных организаций страны. Программу реализуют совместно с GenerationS, платформой по развитию корпоративных инноваций (входит в РФПИ). О задачах акселератора, а также о решениях, которые рассчитывают найти с его помощью, "Инвест-Форсайту" рассказал Александр Феденко, руководитель направления инновационных решений МКБ.
В фокусе — клиентский опыт
— Александр, расскажите, пожалуйста, какие цели вы ставите, запуская акселератор? Какие направления приоритетны?
— Все технологии и новации, которые наш банк сегодня внедряет, служат цели повышения удовлетворенности клиента. Для нас в фокусе всех усовершенствований — выработка эффективных решений для улучшения клиентского сервиса и продуктового ряда.
При запуске акселератора мы выделили ряд векторов поиска инноваций, при этом с точки зрения бизнес-направлений делаем максимально широкий заход. Большой интерес есть как со стороны направления МСБ, так и со стороны корпоративного и инвестиционного бизнеса. Последние, возможно, даже с большими интересом и ожиданиями заходят в акселератор, потому что их потребности в инновациях удовлетворены в меньшей степени, чем у розничного бизнеса, в силу того что давление финтеха происходит в первую очередь на рынок услуг для физлиц.
С точки зрения технологий отдельным направлением выделили все, что связано с machine learning (машинным обучением) и искусственным интеллектом. Это обусловлено тем, что в этом году мы запустили большую внутреннюю экспертизу по данному направлению и готовы ее подпитывать извне как идеями, так и решениями, и ресурсами. Также намерены искать предложения, связанные с дальнейшей диджитализацией продуктов и сервисов банка, — всего, что касается взаимодействия с клиентом. Какими бы терминами его ни называли — клиентский путь, клиентский опыт, — очевидно: бизнес трансформируется в эту сторону, пытаясь отталкиваться от потребностей и нужд клиента. И если еще пять лет назад типичным был продуктовый подход, сегодня он уходит на второй план. Потребности клиентов формируют индивидуальные сценарии, которые банки стараются им предлагать.
— Связанные с блокчейном решения интересуют банк?
— Если говорить про технологию блокчейн и NFT, интерес, безусловно, есть. Мы ищем оригинальные решения, в которых ценным был бы сам сценарий использования блокчейна или цифровых активов для клиента. Несколько отойти в сторону от формата цифровых валют, цифровых денег и посмотреть совершенно в другую сторону. Например, это могут быть решения, которые позволят клиентам работать с NFT.
Сценарий для победителя
— Сколько планируете привлечь команд в рамках акселератора?
— На вход ожидаем не менее 50 команд, в итоговую воронку пилотов может попасть 10–15 решений. На каждое мы готовы выделять до 1 млн рублей. Это не грант, это покрытие расходов участника на пилот: они должны быть обоснованы.
— Как видите формат взаимодействия с победителями акселератора?
— Основным будет вполне традиционный сценарий: партнерские договорные отношения, когда мы не поглощаем компанию, а взаимодействуем с ней в формате "подрядчик-заказчик". В определенной степени это зависит и от того, что хочет сам стартап, какого формата взаимодействия. Если он хочет продать продукт, услугу, сервис, соответственно, мы будем исходить из базового сценария. Если стартап заинтересован в инвестировании, во вхождении внешнего партнера в бизнес, такой запрос мы также готовы рассматривать: например, если к нам придет компания, создавшая продукт, который может быть вписан в нашу продуктовую линейку или интегрируется с ней. Но не думаю, что таких участников будет много.
— От акселератора какой эффект для бизнеса ожидаете?
— Последние несколько лет банк развивается очень быстро, в том числе в технологическом плане. Очень многое меняется и с точки зрения позиционирования на рынке перед клиентами. И если появятся внешние команды с новыми решениями, технологиями, которые помогут нам улучшить процессы, мы будем считать это значительным успехом мероприятия.
Мы рассчитываем, что с точки зрения финансовых результатов мероприятие может быть окупаемо как минимум в среднесрочной перспективе. Сами метрики будут формироваться уже исходя из конкретных проектов, которые пойдут в активную фазу. Но такая задача тоже есть — оценить итоги акселератора по финансовому результату.
Рост клиентской удовлетворенности — еще один критерий. В данном случае оценка будет идти в разрезе конкретных проектов, акселератор в целом оценивать с этой точки зрения затруднительно, да и не вполне правильно. Необходимо понимать эффект отдельных проектов.
Нет инноваций — нет развития
— Чем именно формат акселератора привлек?
— Его основной плюс в высокой интенсивности для самого МКБ, он требует мобилизации и консолидации наших усилий как для бизнес-подразделений, так и для ИТ. Это не размеренный формат, когда мы со стороны внутренней инновационной команды предлагаем идеи, продукты, а внутренние заказчики решают, пилотировать, внедрять их или нет.
Также это и иной формат взаимодействия с рынком, когда мы не точечно ищем новые решения, а заходим широким "замахом", открываем воронку и приглашаем поучаствовать всех желающих. И смотрим, что рынок в моменте готов предложить нам и где происходит всплеск активности. Таким образом, мы, во-первых, интенсифицируемся внутри, а во-вторых, — расширяем взаимодействие с рынком технологий и актуальных разработок.
— Для МКБ это ведь не первый опыт участия в подобном проекте?
— Да, данный акселератор уже не первый. Но первый, который банк запускает полностью самостоятельно, без кооперации с другими банками, и весь поток заявок будет направлен исключительно в МКБ. В 2019 году у нас был подобный опыт совместно с двумя другими банками. Сейчас подходим к новому раунду более подготовлено, опираясь на предыдущий опыт. Мы понимали, что хотим еще раз войти в этот формат. И в дальнейшем, скорее всего, продолжим работать с ним, но изменив регламент в сторону повышения регулярности и упрощения входа.
— Опыт акселерации 2019 года был удачным?
— Мы поняли, что данный формат может быть результативным, он может приносить ценность бизнесу МКБ. Например, это могут быть готовые продуктовые решения для наших клиентов. Конечно, отношение к формату меняется, в чем-то становится более скептическим, отчасти потому что увеличилось количество акселераторов, участники ходят между ними по кругу. Тем не менее мы хотим посмотреть, как программа пройдет в 2021 году.
— Банковская отрасль в России остается в числе наиболее продвинутых, спрос на инновации на рынке по-прежнему есть?
— Конечно, и дело даже не в том, где находятся сейчас отрасль или отдельный банк. Здесь важен вектор: в каком направлении и с какой скоростью идет развитие. Скорость, темпы развития в банковской отрасли очень высокие, их можно попытаться увеличить или как минимум не снизить. А учитывая, что МКБ в настоящий момент — один из крупнейших банков в стране, за последние несколько лет серьезно выросли его экономические показатели, рыночная доля по ключевым направлениям, мы входим в список системно значимых банков, — конкуренция в этом сегменте очень сильная. И увеличение темпов — это способ укрепить свои текущие позиции и развиваться дальше. Без инноваций, без постоянного изменения эта задача не решаема.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Финансовый сектор» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233