Закон запретил энергетикам смешивать виды деятельности. "Энергетика и промышленность России". № 05-06 (481-482) март 2024
12.03.2024 в 17:16 | Энергетика и промышленность России | Advis.ru
Закон о принудительной продаже акций энергетических компаний подписан Президентом РФ. Речь идет о конкретизации антимонопольных норм.
Монополии отдельно, рынок отдельно
Документ затронет компании, которые незаконно совмещают естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности, отметили в ФАС России.
Полностью данный правовой акт называется Федеральный закон от 14.02.2024 № 19-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" и признании утратившими силу отдельных положений статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике".
Ранее у службы были полномочия обращаться с иском в суд только по принудительной продаже имущества компаний, но не акций.
Закон наделяет ФАС России правом обратиться в суд с требованием принудительной продажи акций компаний, которые продолжают незаконное совмещение. Например, когда организация осуществляет энергосбытовую деятельность вместе с передачей электроэнергии.
Поправки вступят в силу 1 января 2030 года. Служба будет наделена полным спектром полномочий по контролю за соблюдением запрета на совмещение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности.
Акции, которые подлежат принудительной продаже, могут быть переданы только по результатам открытого аукциона (Постановление Правительства РФ от 21 октября 2013 года № 938).
Время на самоподготовку
Как рассказали "ЭПР" в ФАС России, документ принят с целью стимулирования компаний рынков электроэнергетики к соблюдению законодательства в сфере электроэнергетики. Принятый закон не меняет действующие нормы 36-ФЗ в части запрета для компаний рынков электроэнергетики на совмещение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности.
Срок вступления закона в силу обусловлен необходимостью дать компаниям время для принятия соответствующих мер, направленных на соблюдение запрета. А именно: исключения аффилированности или прекращения осуществления одного из видов деятельности, нарушающих запрет.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии (ст. 6 ч. 7).
Поэтому юрлицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
В рамках осуществления контроля за соблюдением требований статьи 6 закона антимонопольные органы вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, а также принимать решения о принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) юридических лиц, не обеспечивших выполнение указанных требований.
В соответствии с частью пятнадцатой статьи 6 Федерального закона права на голосующие акции либо доли в уставном (складочном капитале) юридических лиц, подлежащие принудительной продаже, могут быть переданы только по результатам открытого аукциона, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2013 г. № 938 "О проведении аукциона по продаже прав на имущество, подлежащее принудительной продаже, и определении уполномоченного федерального органа исполнительной власти по проведению указанного аукциона".
Реализация закона не потребует финансовых вложений из бюджета.
Некоторые замечания
Работа над законом заняла много времени, в Госдуму законопроект был внесен в июле 2022 года.
Концептуально законопроект возражений не вызывал, говорится в заключении Комитета по защите конкуренции Государственной Думы. Этот орган парламента был соисполнителем подготовки. Заключение подписано председателем комитета Валерием Гартунгом.
Однако есть несколько неясных моментов.
Так, понятие объем (голосующих акций либо долей в уставном капитале), "исключающий аффилированность лиц", осуществляющих совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии, ни в проекте, ни в Федеральном законе № 36-ФЗ не раскрывается. Критерии аффилированности таких лиц не закреплены.
Поэтому неясно, в каком порядке антимонопольный орган будет принимать решение о наличии аффилированности с целью подачи соответствующего заявления в суд.
Кроме того, в тексте говорится о запрете на совмещение деятельности аффилированным лицам, а вот на их группы лиц запрет прямо не распространяется.
Действующее законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на имущественном и организационном разделении конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности, подчеркивается в заключении ответственного за подготовку Комитета Госдумы по энергетике.
По информации ФАС России, всего за период с 2019 года в рамках контроля за экономической концентрацией ФАС России было выдано 18 предписаний о прекращении хозяйствующими субъектами нарушения запрета на совмещение видов деятельности.
В то же время принудительная реорганизация (в форме разделения или выделения) касается только юридических лиц, нарушающих запрет, и не может быть применена антимонопольным органом при осуществлении контроля за соблюдением аффилированными лицами, в действиях которых имеются нарушения запрета на совмещение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности, предъявляемых требований.
Теперь этот пробел, по мнению разработчиков закона, устранен.
МНЕНИЯ
Юлия Загинайко, юрист корпоративной и арбитражной практики АБ "Качкин и Партнеры":
"В соответствии с частью 7 статьи 6 Федерального закона № 36 "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее — ФЗ № 36), юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также их аффилированным лицам в пределах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается осуществлять одновременно деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.
Обозначенные выше ограничения были введены в 2011 году в рамках реформы рынка электроэнергетики с целью создания конкурентной среды вместо монополистического и наделяли антимонопольные органы широким перечнем полномочий.
Среди прочего, они имеет право обращаться в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей и принимать решения о принудительной реорганизации юридических лиц, не соблюдающих указанные ограничения, а также требовать принудительную продажу имущества, используемого для деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
Эти меры применяются в практике антимонопольных органов уже более 10 лет для поддержания конкуренции на рынке. Следует заметить, что принудительная реорганизация и продажа имущества — это исключительные меры. Основным способом воздействия на участников рынка является выдача предписаний и наложение штрафов.
Последние изменения, внесенные Федеральным законом от 14.02.2024 № 19?ФЗ, направлены на усиление контроля за деятельностью холдингов и крупных объединений, осуществляющих деятельность на рынке электроэнергетики. Новые нормы не вносят существенных изменений в правила игры на рынке электроэнергии, но расширяют возможности антимонопольного органа.
Они позволят антимонопольному органу обратиться в суд с иском о принудительной продаже определенного количества акций или долей нарушающих компаний в целях восстановления конкуренции на рынке.
Вероятно, в течение ближайших пяти лет крупные холдинговые компании могут предпринять меры для обособления различных сфер деятельности с выделением их в независимые с точки зрения владения и управления структуры, что поможет снизить риски предъявления претензий со стороны контролирующих органов".
Монополии отдельно, рынок отдельно
Документ затронет компании, которые незаконно совмещают естественно-монопольные и конкурентные виды деятельности, отметили в ФАС России.
Полностью данный правовой акт называется Федеральный закон от 14.02.2024 № 19-ФЗ "О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" и признании утратившими силу отдельных положений статьи 38 Федерального закона "Об электроэнергетике".
Ранее у службы были полномочия обращаться с иском в суд только по принудительной продаже имущества компаний, но не акций.
Закон наделяет ФАС России правом обратиться в суд с требованием принудительной продажи акций компаний, которые продолжают незаконное совмещение. Например, когда организация осуществляет энергосбытовую деятельность вместе с передачей электроэнергии.
Поправки вступят в силу 1 января 2030 года. Служба будет наделена полным спектром полномочий по контролю за соблюдением запрета на совмещение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности.
Акции, которые подлежат принудительной продаже, могут быть переданы только по результатам открытого аукциона (Постановление Правительства РФ от 21 октября 2013 года № 938).
Время на самоподготовку
Как рассказали "ЭПР" в ФАС России, документ принят с целью стимулирования компаний рынков электроэнергетики к соблюдению законодательства в сфере электроэнергетики. Принятый закон не меняет действующие нормы 36-ФЗ в части запрета для компаний рынков электроэнергетики на совмещение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности.
Срок вступления закона в силу обусловлен необходимостью дать компаниям время для принятия соответствующих мер, направленных на соблюдение запрета. А именно: исключения аффилированности или прекращения осуществления одного из видов деятельности, нарушающих запрет.
Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии (ст. 6 ч. 7).
Поэтому юрлицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается иметь одновременно на праве собственности или ином предусмотренном федеральными законами основании имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, и имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
В рамках осуществления контроля за соблюдением требований статьи 6 закона антимонопольные органы вправе обратиться в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей, а также принимать решения о принудительной реорганизации (в форме разделения или выделения) юридических лиц, не обеспечивших выполнение указанных требований.
В соответствии с частью пятнадцатой статьи 6 Федерального закона права на голосующие акции либо доли в уставном (складочном капитале) юридических лиц, подлежащие принудительной продаже, могут быть переданы только по результатам открытого аукциона, проводимого в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 октября 2013 г. № 938 "О проведении аукциона по продаже прав на имущество, подлежащее принудительной продаже, и определении уполномоченного федерального органа исполнительной власти по проведению указанного аукциона".
Реализация закона не потребует финансовых вложений из бюджета.
Некоторые замечания
Работа над законом заняла много времени, в Госдуму законопроект был внесен в июле 2022 года.
Концептуально законопроект возражений не вызывал, говорится в заключении Комитета по защите конкуренции Государственной Думы. Этот орган парламента был соисполнителем подготовки. Заключение подписано председателем комитета Валерием Гартунгом.
Однако есть несколько неясных моментов.
Так, понятие объем (голосующих акций либо долей в уставном капитале), "исключающий аффилированность лиц", осуществляющих совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии, ни в проекте, ни в Федеральном законе № 36-ФЗ не раскрывается. Критерии аффилированности таких лиц не закреплены.
Поэтому неясно, в каком порядке антимонопольный орган будет принимать решение о наличии аффилированности с целью подачи соответствующего заявления в суд.
Кроме того, в тексте говорится о запрете на совмещение деятельности аффилированным лицам, а вот на их группы лиц запрет прямо не распространяется.
Действующее законодательство Российской Федерации об электроэнергетике основывается на имущественном и организационном разделении конкурентных и естественно-монопольных видов деятельности, подчеркивается в заключении ответственного за подготовку Комитета Госдумы по энергетике.
По информации ФАС России, всего за период с 2019 года в рамках контроля за экономической концентрацией ФАС России было выдано 18 предписаний о прекращении хозяйствующими субъектами нарушения запрета на совмещение видов деятельности.
В то же время принудительная реорганизация (в форме разделения или выделения) касается только юридических лиц, нарушающих запрет, и не может быть применена антимонопольным органом при осуществлении контроля за соблюдением аффилированными лицами, в действиях которых имеются нарушения запрета на совмещение естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности, предъявляемых требований.
Теперь этот пробел, по мнению разработчиков закона, устранен.
МНЕНИЯ
Юлия Загинайко, юрист корпоративной и арбитражной практики АБ "Качкин и Партнеры":
"В соответствии с частью 7 статьи 6 Федерального закона № 36 "Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" (далее — ФЗ № 36), юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также их аффилированным лицам в пределах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается осуществлять одновременно деятельность по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и купле-продаже электрической энергии.
Обозначенные выше ограничения были введены в 2011 году в рамках реформы рынка электроэнергетики с целью создания конкурентной среды вместо монополистического и наделяли антимонопольные органы широким перечнем полномочий.
Среди прочего, они имеет право обращаться в арбитражный суд с требованием о прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей и принимать решения о принудительной реорганизации юридических лиц, не соблюдающих указанные ограничения, а также требовать принудительную продажу имущества, используемого для деятельности по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике.
Эти меры применяются в практике антимонопольных органов уже более 10 лет для поддержания конкуренции на рынке. Следует заметить, что принудительная реорганизация и продажа имущества — это исключительные меры. Основным способом воздействия на участников рынка является выдача предписаний и наложение штрафов.
Последние изменения, внесенные Федеральным законом от 14.02.2024 № 19?ФЗ, направлены на усиление контроля за деятельностью холдингов и крупных объединений, осуществляющих деятельность на рынке электроэнергетики. Новые нормы не вносят существенных изменений в правила игры на рынке электроэнергии, но расширяют возможности антимонопольного органа.
Они позволят антимонопольному органу обратиться в суд с иском о принудительной продаже определенного количества акций или долей нарушающих компаний в целях восстановления конкуренции на рынке.
Вероятно, в течение ближайших пяти лет крупные холдинговые компании могут предпринять меры для обособления различных сфер деятельности с выделением их в независимые с точки зрения владения и управления структуры, что поможет снизить риски предъявления претензий со стороны контролирующих органов".