Интервью: Алексей Сергеевич Голубничий, генеральный директор ООО "Мострансгаз".

Накануне 60-летнего юбилея ООО "Мострансгаз" на вопросы "ПР" ответил генеральный директор компании Алексей Сергеевич Голубничий.
История "Мострансгаза" началась в июле 1946 года, когда был построен самый первый в нашей стране магистральный газопровод Саратов -Москва. Это был второй в мире объект подобного рода. Первый тремя годами раньше построили в Америке. Кстати, оборудование для наших первых компрессорных станций поступило из США в рамках знаменитого ленд-лиза. Одна из этих станций сохранилась до сих пор, на ее базе сегодня создается музей истории предприятия.
- У нас тогда не было необходимых технологий, ведь только что закончилась война, в стране была разруха, - рассказывает Алексей Сергеевич. - Через полгода после строительства подача голубого топлива по только-только заработавшей магистрали прекратилась. Дело в том, что при минусовых температурах в трубе начали образовываться гидратные пробки, бороться с которыми в то время еще не умели. Расследованием занялась специальная комиссия под личным руководством Лаврентия Берия: под угрозой оказались жизни многих наших специалистов. Впрочем, все закончилось благополучно: в магистраль залили спирт (сегодня для этого используется метанол), и газоснабжение Москвы было восстановлено.
Пик развития газотранспортной системы пришелся на 80-е годы, когда при активном участии нашего предприятия с 1981 по 1985 год были созданы шесть крупнейших магистралей системы Уренгой - Центр.
День сегодняшний
- Какое место "Мострансгаз" занимает в структуре Газпрома сегодня?
- Нынешняя зона ответственности "Мострансгаза" распространяется на 18 регионов России. Обеспечивая природным газом Москву, Подмосковье и свыше 450 крупных городов и населенных пунктов, мы обслуживаем почти 24 тыс. км магистральных газопроводов. Если взглянуть на карту, то она напомнит нарисованного краба. В центральных районах страны сходятся все магистрали, идущие из Западной Сибири, Средней Азии, Ставрополья, Кубани и т. д.
Еще одна особенность "Мострансгаза" состоит в том, что через наши газоизмерительные станции проходит три четверти всего объема экспортных поставок. В зоне нашей ответственности - более десятка экспортных коридоров, крупнейшие из которых "Уренгой - Помары - Ужгород", "Средняя Азия - Центр", "Северный Кавказ - Центр". Узлы учета компании стоят не только на границе с Украиной, но и на рубежах зон ответственности других газотранспортных предприятий Газпрома. Эффективный контроль поставок и точное формирование всех видов баланса газа - от часового до годового - являются приоритетным фактором нашего развития.
- Как изменится структура "Мострансгаза" в результате начавшегося процесса реформирования Газпрома?
- Полтора года назад из состава "Мострансгаза" были выделены сети низкого давления, которые перешли на баланс "Газпромрегионгаза". Вслед за этим персонал ремонтных служб передан в специализированную компанию "Центрэнергогаз". До конца 2007 года мы должны расстаться и с ПХГ, которые будут аккумулированы в "Газпром - ПХГ". Так что начиная с 2008 года предприятие займется исключительно транспортировкой газа по магистралям. Это реформирование происходит с целью повышения прозрачности формирования транспортного тарифа.
В "Мострансгазе" действует современная система управления персоналом. У нас почти самый низкий в Газпроме показатель занятости в транспортировке (55 человек на 100 км), что положительно влияет на сокращение затрат в энергопотреблении, расходе газа на собственные нужды, фонде заработной платы, эксплуатационных и административных издержках. Замечу, что в вертикально интегрированной структуре на первое место выходят не экономические показатели отдельной "дочки", а повышение капитализации всего Газпрома.
Техническая политика
- В прошлом году на реализацию технической политики потрачено 12 млрд рублей, а в 2007-м эта цифра составит 22 млрд, - продолжает свой рассказ Алексей Сергеевич Голубничий. - У нас один из самых высоких в отрасли показателей наработки на отказ ГПА - почти семь тысяч часов. Реализуется на предприятии и комплексная программа повышения надежности работы КС.
Гордимся мы и низким коэффициентом аварийности - 0,04 на тысячу км, что в 2,5 раза ниже общего показателя по Газпрому. Достигается это за счет своевременной диагностики труб. В прошлом году на основе проведенного экспресс-анализа специалисты "Мострансгаза" устранили более полутора тысяч различных повреждений. В ближайшее время вырезка аварийных участков будет производиться с помощью нового бельгийского оборудования без так называемого стравливания газа.
Активно ведется и строительство новых объектов. В ближайшем будущем планируется завершить два масштабных и стратегически важных проекта: сооружение нитки от Касимовского ПХГ до Москвы длиной 205 км и газопровода протяженностью 310 км Сохрановка - Октябрьская на территории Ростовской области. Первый объект поможет столице легче переживать пиковые нагрузки, второй повысит надежность газоснабжения жителей Ростовской области и экспортных поставок по "Голубому потоку", позволит сэкономить финансы. Еще во времена СССР система была построена таким образом, что до сих пор газопроводы на Ростов и по проекту "Голубой поток" проходят через территорию ныне суверенной Украины. Из-за этого Газпром ежегодно теряет около 40 млн долларов, которые мы могли бы использовать, в частности, по программе газификации регионов России.
Кроме того, в этом году сдается новая КС "Волоколамская", входящая в систему газопровода "Ямал - Европа". Таким образом, постепенно мы приближаемся к тем объемам капитального строительства, которые осваивал "Мострансгаз" в 80-е годы прошлого столетия на пике развития газотранспортной системы.
- Что уже сделано и что еще предстоит сделать по газификации регионов коллективу "Мострансгаза"?
- Наша основная задача - своевременная подача потребителям голубого топлива. Но кроме этого мы ежегодно прокладываем в среднем 200 км газопроводов-отводов. В прошлом году активно газифицировали Воронежскую и Ростовскую области, в нынешнем - Курскую.
- Есть ли трудности во взаимоотношениях с крупными потребителями голубого топлива?
- В принципе - нет, не считая ситуации с резервным топливом, вернее, с его отсутствием в зимний период у ряда крупных компаний. Кроме того, существует и такая проблема, как сверхдоговорный отбор газа, что существенно влияет на технологические показатели нашей деятельности. Поэтому в некоторых случаях мы даже вынуждены идти на крайнюю меру - принудительное ограничение.
- Как развивается сеть газовых автозаправочных станций?
- У "Мострансгаза" - самая крупная в Газпроме сеть АГНКС (34 станции). Раньше большинство из них были убыточными. Но благодаря предпринятым усилиям два года назад половина наших станций смогла достичь нулевого уровня рентабельности, а 10 АГНКС даже начали приносить прибыль. Хорошие результаты показывает Тульская область, где на уровне местного законодательства приняты документы, стимулирующие использование газа в качестве моторного топлива.
О себе
- Алексей Сергеевич, вы - новый человек в системе Газпрома. Скажите, как повлиял на ваш образ жизни переход в газовую сферу?
- Всех работников нашей отрасли с известной долей условности можно разделить на три категории: газовики от рождения, газовики по призванию и газовики волею судьбы. Я принадлежу к третьей категории. После окончания МГИМО в конце 80-х годов был на дипломатической работе, а с 1993 года занимался нефтяным бизнесом. В 2002 году мне предложили возглавить "Мострансгаз", где я практически сразу же получил поддержку уникальной команды высококлассных специалистов-единомышленников.
Конечно, мера ответственности за принимаемые решения в газовой отрасли на порядок выше, чем где-либо еще. Это не могло не сказаться на моем характере и поведении: я стал жестче, собраннее, требовательнее (в первую очередь к самому себе), гораздо внимательнее отношусь к поступкам и словам. Ведь за мной - 18-тысячный коллектив прославленного предприятия.
- Чем любите заниматься в свободное время?
- А вот с этим есть некоторые проблемы. Правда, я считаю, что это нормальная ситуация для мужчины - работать по 20 часов в сутки. Жаль только, что с семьей общаться удается нечасто, а ведь подрастает восьмилетняя дочь, которая все больше требует отцовской заботы и ласки. Стараюсь поддерживать спортивную форму: когда-то я почти профессионально занимался фехтованием. А сегодня все больше осваиваю традиционные для газовиков виды спорта - стендовую стрельбу и бильярд.
- "Мострансгаз" известен своей благотворительностью. Кого вы поддерживаете?
- Приоритет - проекту "Газпром - детям". В его рамках будет построен физкультурно-оздоровительный комплекс в поселке Глинищево (Брянское УМГ), на очереди аналогичные объекты в Белгородской, Курской, Калужской областях. Участвуем мы и в федеральной программе по изданию учебников для слепых ребятишек. А вообще-то, живем по принципу: делать то, что хорошо и полезно и для Газпрома, и для России в целом.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Газовая промышленность» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233