Нефтегазовая отрасль Узбекистана: переход на рыночные отношения путем трансформации.

К 2030 году добыча природного газа по Узбекистану планируется в объеме 66,1 млрд. куб. м. В свою очередь потребление достигнет 56,5 млрд. куб. м, что означает переход к первостепенности удовлетворения спроса со стороны внутренних потребителей и глубокой переработки природного газа как сырья. В целях достижения поставленной цели, Министерством энергетики Республики Узбекистан поэтапно реализуются масштабные проекты по глубокой переработке природного газа и координируются процессы реформирования отрасли с целью повышения её эффективности и перевода на рыночные отношения.
Реформирование нефтегазовой отрасли
Нефтегазовая отрасль, где работает порядка 1% занятого населения страны, является одним из основных источников формирования ВВП, доходов бюджета и валютных поступлений, а также играет значительную роль в структуре производства промышленной продукции и привлечения инвестиций.
Именно она дает возможности развития экономики, комфортного проживания людей, создания условий для нормального функционирования приоритетных отраслей экономики. Однако поддерживать в нормальном рабочем состоянии огромную нефтегазовую инфраструктуру, а тем более наращивать объемы добычи природного газа, удовлетворение потребности со стороны населения и экономики страны, сегодня уже невозможно без перевода сферы на рельсы рыночной экономики.
Развитие нефтегазовой отрасли на основе законов рынка создаст условие для конкуренции, дающей возможность повысить эффективность производства, транспортировки, переработки, и самое главное для обеспечения бесперебойной поставки природного газа потребителям. Также, даст возможность привлекать к реализации проектов инвесторов, обладающих не только средствами, но и современными технологиями и опытом.
Министерство энергетики в своей нынешней форме было создано более 2-х лет назад. Тогда об этом много говорилось и в прессе, и на различных встречах и собраниях. Сильно повторяться не хотелось бы, но кратко можно сказать, что главной причиной преобразования была недостаточная гибкость и неэффективность прежних структур. Некоторые из них не соответствовали современным задачам, таким как координированный подход к развитию топливно-энергетического комплекса; внедрение инновационных принципов управления; выстраивание здоровой конкурентной среды и создание привлекательного инвестиционного климата в нашей стране.
В настоящее время Министерство энергетики координирует развитие всего топливно-энергетического комплекса Узбекистана. Минэнерго и входящие в его структуру и координацию организации осуществляют государственное регулирование процессов добычи, переработки, транспортировки, распределения, реализации и использования нефти, газа и продуктов их переработки, а также производства, передачи, распределения и потребления электрической и тепловой энергии, угля.
Эти коренные изменения в сфере ТЭК потребовали кардинального реформирования всей базовой структуры. В середине 2019 года начат процесс реформирования нефтегазовой отрасли, в результате которого к настоящему времени завершен этап её трансформации.
Сформирована новая организационная структура АО "Узбекнефтегаз", сокращены излишние промежуточные звенья в системе управления общества.
Из состава АО "Узбекнефтегаз" выведен АО "Узтрансгаз", который определен единым оператором по приобретению природного газа у газодобывающих организаций для дальнейшей транспортировки, в том числе, экспорта и импорта, а также реализации потребителям, подключенным к магистральным газопроводам.
На базе территориальных филиалов газоснабжения АО "Узтрансгаз" было создано АО "Худудгазтаъминот" по эксплуатации газораспределительных сетей и поставке природного и сжиженного газа населению и объектам социальной сферы.
Целью этой реорганизации является переход на современные методы организации добычи, транспортировки, переработки и сбыта природного газа.
За прошедший со времени образования Минэнерго период получен ряд кардинальных изменений. В частности, в целях создания правовой основы для эффективного функционирования нефтегазовой отрасли, внедрения рыночных механизмов взаимоотношений между участниками рынка, совместно с международными консультантами завершается разработка проекта Закона Республики Узбекистан "О газоснабжении".
В июне 2020 года утверждена "Концепция обеспечения Республики Узбекистан нефтегазовой продукцией на 2020-2030 годы", разработанная Минэнерго совместно с причастными министерствами, ведомствами, а также международными консультантами.
В июне 2021 года Минэнерго совместно с причастными министерствами, ведомствами, а также международными консультантами завершена разработка "Стратегии трансформации АО "Узтрансгаз" и газовой отрасли".
Наша главнейшая задача – это обеспечить страну нефтегазовой продукцией, то есть создать такие условия, когда и население, и экономика в целом бесперебойно снабжаются природным газом и нефтепродуктами. Это значит увеличить добычу, модернизировать газотранспортную систему, совершенствовать учет и контроль потребления. Эти задачи сложные, но выполнимые.
Автоматизация и цифровизация
В нефтегазовой отрасли цифровизация рассматривается как основной способ повышения конкурентоспособности и доходности бизнеса.
Практически все технологические процессы можно смоделировать и заранее выбрать наиболее подходящий сценарий, а не действовать на месте методом проб и ошибок. Несколько часов моделирования заменяют месяцы испытаний, при этом давая даже более точное представление о свойствах пласта. В результате экономятся годы труда, а нефтеотдача повышается в полтора-два раза.
В целях внедрения современных информационно-коммуникационных технологий и обеспечения автоматизации процессов, Министерством энергетики совместно с компанией "ИКС Холдинг" разрабатывается "Концепция комплексного и планомерного развития автоматизации и цифровизации топливно-энергетического комплекса Республики Узбекистан", с учетом текущих и долгосрочных бизнес-целей отрасли.
До конца текущего года концепция будет утверждена и с 2022 года будет начата реализации концепции.
Текущая ситуация
До конца текущего года концепция будет утверждена и с 2022 года будет начата реализации концепции.
В соответствии с постановлением Президента Республики Узбекистан от 9 июля 2019 года № ПП-4388 "О мерах по стабильному обеспечению экономики и населения энергоресурсами, финансовому оздоровлению и совершенствованию системы управления нефтегазовой отраслью" при Министерстве создан Проектный офис, который, в том числе, работает с международными финансовыми институтами. Привлечены международные эксперты, имеющие большой опыт реформирования нефтегазовых отраслей различных стран.
Также будут продолжены работы по совершенствованию нормативно-правовой базы нефтегазовой отрасли. В частности, завершается работа по разработке Закона Республики Узбекистан "Об газоснабжении".
Повышение эффективности бурения
При участии "RLG International Inc." (Канада) в АО "Узбекнефтегаз" реализован первый этап проекта "Повышение операционной эффективности бурения и капитального ремонта скважин": "Диагностика".
В рамках первого этапа проекта "Диагностика" изучена, критически проанализирована и оценена деятельность АО "Узнефтгаз-?уду?таъмирлаш" и ООО "Узнефтегаз бур?улаш ишлари", и их работы по бурению и капитальному ремонту скважин на месторождениях.
По итогам анализа разработаны рекомендации по оптимизации производственных затрат и улучшению финансовых показателей.
В настоящее время в целях реализации очередного этапа "Внедрения новой системы" проекта по внедрению рекомендаций, разработанных в рамках 1 этапа проекта, осуществляется работа по организации проектных групп по Бурению скважин и Капитальному ремонту скважин.
Модернизация газотранспортной системы
В целях снижения потерь природного газа АО "Узтрансгаз" начата работа по модернизации существующей газотранспортной системы Узбекистана.
Утверждена "Программа модернизации и повышения эффективности газотранспортной системы Узбекистана на 2021-2022гг.". Согласно данной программе в 2021 г. будет модернизировано 275 км магистральных труб на общую сумму 300 млн. долл.
Водородная энергетика
На сегодняшний день меняется структура потребности в энергетических ресурсах, в частности при переходе от углеводородных ресурсов к возобновляемым источникам энергии актуальным становится вопрос развития водородной энергетики.
Водород — идеальный источник энергии и экологически приемлемое топливо. Теплота его сгорания (1,17 ГДж/кг) почти в три раза выше, чем у нефти, и в четыре раза больше, чем у каменного угля или природного газа.
В целях повышения результативности научных и практических изысканий в сферах возобновляемой и водородной энергетики, а также обеспечения перехода Республики Узбекистан к "зеленой" экономике принято постановление Президента Республики Узбекистан от 09.04.2021г. №ПП-5063 "О мерах по развитию возобновляемой и водородной энергетики в Республике Узбекистан".
Совместно с Всемирным банком и международными консультантами в 2022 г. запланировано проведение оценки технического потенциала Республики Узбекистан по производству "синего" водорода, в контексте его сравнительных преимуществ и недостатков, а также ожидаемого развития регионального и глобального спроса на низкоуглеродный водород. По итогам изучения будет разработана "Дорожная карта" по развитию "синего" и "зеленного" водорода в Узбекистане.
В целях создания инфраструктуры водородной энергетики республики в 2022 году в рамках модернизации Ферганского нефтеперерабатывающего завода будет построена установка по производству водорода мощностью 9,4 млн. тонн в год.
Также, в целях развития индустрии водорода в 2022-2023 годах запланированы следующие мероприятия:
- компанией "ACWA Power" в городах Ташкент и Фергана будут построены пилотные водородные автозаправки для общественного транспорта и легковых автомобилей.
- начата работа по внедрению технологии "зеленый водород", в частности на экспериментальном участке научно-исследовательского Центра водородной энергетики будет налажено производство зеленного водорода.
- совместно с научно-исследовательским институтом Саудовской Аравии будут проводиться научные исследования по производству "синего водорода".
Внедрение современной системы корпоративного управления и выход на международные финансовые рынки
Выход на международные финансовые рынки является актуальным не только возможностью получения доступа к относительно недорогим финансовым ресурсам, а также необходимостью внедрения современных систем корпоративного управления с обеспечением прозрачности и эффективности управления.
В рамках подготовки к первичному публичному размещению акций АО "Узбекнефтегаз" на международном фондовом рынке (IPO) с целью привлечения консалтинговой компании для внедрения современной системы корпоративного управления начаты работы с международной консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers.
Налажена деятельность инспекторов комплаенс на управлениях (заводах), предприятиях, нефтебазах.
По международному стандарту ISO 37001:2016 проводятся сертификационные процессы по внедрению системы управления противодействия коррупции.
Корпоративный кредитный рейтинг
В целях получения корпоративного кредитного рейтинга АО "Узбекнефтегаз", совместно с международными рейтинговыми агентствами "Fitch", "Moodys" и "Standard & Poors" и инвестиционными банками осуществляется планомерная работа.
АО "Узбекнефтегаз" впервые получило международный корпоративный кредитный рейтинг на уровне BB- оцененный со стороны международных кредитных агентств "Fitch Ratings" и "S&P Global Ratings".
9 ноября т.г. АО "Узбекнефтегаз" впервые успешно разместила на Лондонской фондовой бирже еврооблигации на сумму 700 млн. долларов США сроком на 7 лет под 4,75%.
Международные облигации общества распределены между более чем 120 инвесторами из Великобритании, США, Германии, стран Евразии.
Для выпуска облигаций были привлечены банки-организаторы "CITI Group", "JP Morgan (США)", "Mitsubishi UFG" (Япония) и АО "Газпромбанк" (РФ).
Средства, поступившие от евробондов, будут направлены в первую очередь на мероприятия и перспективные проекты, направленные на увеличение объемов добычи и переработки углеводородов.
Добыча
Реформы в нефтегазовой сфере должны быть направлены на результат, который обеспечит удовлетворение растущих потребностей потребителей в продукции нефтегазовой отрасли с соблюдением баланса экономических интересов поставщиков и потребителей.
Принимая во внимание прогноз по росту потребления природного газа до 56,5 млрд. куб м. уже к 2030 году, основной задачей Министерства энергетики является принятие комплеса мер по удовлетворению растущего спроса.
Для этого будут приняты следующие меры:
- повышения энергоэффективности экономики путем стимулирования использования энергоэффективных технологий, машин и оборудования;
- дальнейшее развитие внедрения рыночных механизмов и создание равных условий ведения бизнес для всех участников рынка вне зависимости от формы собственности;
- повышение эффективности работ в сферах геологоразведочных работ, добычи, транспортировки, переработки и реализации углеводородов, путем внедрения инновационных технологий, современных принципов корпоративного управления;
- развитие углеводородно-сырьевой базы предприятий отрасли за счет проведения геолог разведывательных работ в нефтегазоносных регионах страны;
- поддержание необходимых объемов добычи углеводородов, посредством ввода новых разведываемых и ранее законсервированных месторождений;
- увеличения объемов добычи углеводородного сырья на месторождениях с длительноразрабатываемыми запасами, с привлечением международно признанных компаний на условиях риск-сервис контракта.
Переработка
Нефтегазохимия характеризуется существенно большей устойчивостью и темпами роста по сравнению с большинством других отраслей, и на данном этапе относится к числу наиболее стратегических с точки зрения экономики Узбекистана. Расширение переработки природного газа позволит в разы увеличить прибыльность, будет способствовать внедрению современных технологий и созданию новых рабочих мест. В этом направлении будут реализованы крупные инвестиционные проекты:
До конца года будет введен в эксплуатацию завод по производству синтетического жидкого топлива на базе очищенного метана Шуртанского ГХК. В результате будут созданы мощности по производству 311 тыс.тн. керосина, 743 тыс. тн. дизельного топлива 435 тыс. тн. Нафты и 53,4 тыс. тн. сжиженного газа.
Продолжается реализация проекта по расширению производственных мощностей Шуртанского ГХК до 280 тыс. тн. полиэтилена и 100 тыс. тн. полипропилена в год.
В 2024 году будет осуществлена модернизация производственных мощностей Бухарского нефтеперерабатывающего завода, что позволит наладить производство 1,75 млн. тн. Нефтепродуктов стандарта Евро 5.
В 2026 году за счет реализации проекта по доразведке и разработке месторождения "Мутакилликнинг 25 йиллиги" со строительством газохимического комплекса в Сурхандарьинской области будет производиться 500 тыс. тн. полимерной продукции в год.
Также, до 2026 года запланировано создание газохимического кластера на базе технологии МТО с созданием производственных мощностей по производству 1,1 млн. тн. газохимической продукции.
Вводимые в стране проекты по расширению переработки нефтегазовой продукции будут вносить свой вклад в реализацию задачи, поставленной перед нефтегазовым сектором Узбекистана.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Нефтяная промышленность», «Газовая промышленность», «Химическая промышленность», «Страны ближнего зарубежья» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233