В Севастополе реконструировали музей фортификационных сооружений. "ТАСС". 18 мая 2021

Военные строители воссоздали и реконструировали все основные кластеры, разработали новую концепцию функционирования фондов
Специалисты Военно-строительного комплекса Минобороны России завершили масштабную реконструкцию музея фортификационных сооружений с подземной гаванью для подводных лодок и сухим доком в бухте Балаклава в Севастополе.
"Сегодня в уникальном гидротехническом сооружении состоялась торжественная церемония открытия новой экспозиции музейного комплекса. В мероприятии приняли участие заместитель министра обороны РФ Тимур Иванов и губернатор Севастополя Михаил Развозжаев", - говорится в распространенном во вторник сообщении Минобороны.
Военные строители воссоздали и реконструировали все основные кластеры, разработали новую концепцию функционирования фондов, создали его объемную карту. Ранее они состояли лишь из настенных баннеров, стендов и витрин с экспонатами.
Особенная атмосфера аутентичного противоатомного подземного убежища XX века дополнена современными мультимедийными технологиями, световыми, звуковыми и декорационными решениями, а также оригинальными инсталляциями с использованием подлинных экспонатов и артефактов.
"Сейчас посетители "Объекта 825" смогут ознакомиться с историей создания секретного ранее объекта, узнать о системах его жизнеобеспечения, ремонтных работах в сухом доке", - говорится в пресс-релизе.
Музейные экспонаты
Отмечается, что в музее восстановлено множество интересных исторических деталей, в том числе карта размещения баз подводных лодок на территории СССР по состоянию на 1980-е годы, схема действия мощных защитных ворот, макет Балаклавского подземного комплекса с динамической подсветкой систем жизнеобеспечения и схемой подачи топлива.
В зоне "Системы жизнеобеспечения противоатомного убежища" установлены приборы и музейные экспонаты о системах сохранения жизни с информацией о каждой из них с чертежами. В "Зоне безопасности" - дозиметр радиации с цифровым табло, герметичная дверь с механизмом движения, транспортный узел торпедной части для вооружения подводных лодок с воссозданным поворотным кругом для транспортировки торпед, инсталляция с настоящей торпедой на рельсовой тележке.
Оборудованы витрина с моделями дизель-электрических подводных лодок, гребной винт, подвешенный на кран-балке с проекцией о работе в ремонтном цехе сухого дока, плакаты в стилистике 60-х годов о поражающих факторах ядерного взрыва, инфографика скорости распространения ударной волны и движения транспортных средств. Заново обустроены "Вход в потерну ядерного арсенала", экспозиция "Преступление перед человечеством" об атомной бомбардировке американскими летчиками японских городов Хиросима и Нагасаки, говорится в сообщении.
О базе в Балаклавской бухте
Засекреченная подземная база ВМФ создавалась в середине прошлого столетия для обслуживания подводных лодок и могла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью в 100 кт, что в пять раз превышает силу удара по Хиросиме. Сложное фортификационное сооружение создавалось подземным способом в толще горы, что давало возможность развивать сеть подземных галерей на заданной глубине от поверхности земли.
Согласно проекту, в состав противоатомного подземного комплекса должно было войти несколько автономных объектов, в том числе объект 825 ГТС "гидротехническое сооружение" - укрытие для подводных лодок и экипажей 613-го и 633-го проектов, специальный цех судоремонтного завода с сухим доком, минно-торпедная часть для приготовления и проверки торпед, топливное хранилище на 9 500 тонн.
В 1958 году проект был доработан и дополнен новой подземной ремонтно-технической базой - арсеналом для хранения и подготовки ядерных боеприпасов. Работы по созданию подземного комплекса велись круглосуточно - в три смены. Прокладка тоннелей производилась с помощью взрывов направленного действия. В толще восточного склона горы Таврос построены подземные дороги, шлюзовые камеры, цеха завода, арсенал, хранилища горючего, кабинеты, причалы, глубоководный канал и сухой док. В 1961 году в доке стояла первая подлодка.
В канале (длина 602 метра) засекреченного объекта могло разместиться семь подлодок. Заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов. Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море. В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время. Поэтому сосчитать количество лодок, на которых к тому же часто меняли бортовые номера, в Балаклаве было почти невозможно.
Последняя российская подлодка покинула Балаклаву в марте 1995 года. И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины. Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти. Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении.
Балаклавская бухта Черного моря идеальна для организации порта базирования подводных лодок. Ее ширина составляет 200-400 метров, глубина - 17 метров. Природный ландшафт способствует отсутствию в ней штормов. Это отличное условие для швартовки. Благодаря уникальной извилистости бухта абсолютно незаметна со стороны открытого моря.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Дорожное строительство РФ и инфраструктурные проекты» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233