Взгляд в камеру или прикосновение пальца: как биометрия повышает эффективность розницы. "Будущее России. Национальные проекты". 15 августа 2019

Биометрию сотрудников использует ряд российских торговых сетей
Сотрудники многих крупных мировых ИТ-гигантов давно привыкли к тому, что попасть в офис можно, просто приложив палец к специальному датчику. Сейчас технология биометрической идентификации переросла в более серьезный инструмент — используя его, ретейлеры стараются повысить эффективность работы своей розницы, более точно учитывать отработанное сотрудниками время и увеличить производительность труда. Таким образом, биометрические системы отвечают целям сразу двух нацпроектов — "Цифровая экономика" и "Повышение производительности труда".
Внедрение биометрии персонала в российской рознице с каждым годом набирает обороты. Эту технологию уже используют в "М.Видео-Эльдорадо", "Связном", "Евросети", а также в "Перекрестке", "Пятерочке" и "Карусели", входящих в X5 Retail Group.
Отпечатки пальцев или сканирование лица
В розничных сетях "Связной" и "Евросеть" биометрические сканеры для отпечатков пальцев используются на протяжении нескольких лет, говорит вице-президент по продажам объединенной компании Давид Борзилов.
"Мы используем биометрию для подтверждения операций, для понимания того, какой именно сотрудник проводит ту или иную операцию. Здесь можно провести аналогию с цифровой или обычной подписью. Кроме того, биометрия используется для учета рабочего времени, авторизации и входа в различные сервисы компании, такие как, например, онлайн-брокер", — уточняет он.
Группа "М.Видео-Эльдорадо" уже более двух лет использует биометрические технологии для учета рабочего времени персонала в своих сетях. Однако в рознице группы для идентификации используется разработка российских стартапов, основанная на сканировании лица. "Сотрудник отмечает начало и конец смены на терминале, в который встроена камера верификации личности. Информация о графиках продавцов и количестве отработанных часов передается на облачный сервер, откуда выгружается для сведения табеля и начисления заработной платы. Данные хранятся на сервере компании и имеют все необходимые форматы защиты, как и любые другие персональные данные сотрудников", — поясняют в компании.
Там отмечают, что фотоверификация была выбрана как наиболее комфортная для сотрудников по итогам тестирования различных биометрических форматов. "Мы тестировали разные форматы биометрии — отпечаток пальца, руки, скан лица, и выбрали формат фото, потому что "пилоты" показали, что он наиболее комфортен для сотрудников. Этот подход к учету рабочего времени позволяет в автоматическом режиме отслеживать посещаемость, повышает прозрачность выплат и, как следствие, мотивацию сотрудников", — уточняют в группе. При этом сотрудникам сетей все равно приходится пользоваться электронными пропусками — они нужны для того, чтобы попасть в служебные помещения магазина.
Оператор "Вымпелком" (работает под брендом "Билайн") пока только начинает работу по внедрению идентификации по отпечаткам пальцев сотрудников своей розничной сети: тестирование проходит в ряде российских регионов, рассказывает исполнительный вице-президент по управлению персоналом, организационному развитию и поддержке компании Наталья Альбрехт. В планах оператора — запустить биометрическую идентификацию в своей рознице по всей России до конца года, уточняет она. "В сети "Билайна" более 3 тыс. магазинов, сотрудники каждой точки имеют дело с материальными ценностями и несут материальную ответственность. С помощью биометрии мы хотим установить персональную ответственность каждого сотрудника за совершение той или иной операции", — поясняет Альбрехт.
Больше пользы за те же деньги
Использование биометрических сканеров обходится компаниям не дороже, чем магнитные карточки. "Если сравнивать сканеры отпечатков пальцев и магнитные карточки, то все зависит от визуального представления и функционала. Решения, которые мы используем в своих магазинах, по стоимости сопоставимы с магнитными карточками", — отмечает вице-президент по продажам объединенной компании "Связной/Евросеть".
Внедрение биометрии способствовало улучшению дисциплины, в том числе и финансовой, поясняет Борзилов. "Полученные данные мы используем исключительно внутри компании для идентификации сотрудников. Также хочу отметить, что использование биометрии никак не повлияло на штатную численность сотрудников розницы", — рассказывает он.
Как отмечают в "М.Видео-Эльдорадо", биометрия дополняет действующую в рознице систему гибких графиков: когда каждый продавец выбирает удобные для него количество и продолжительность смен, а компания планирует число продавцов в зависимости от трафика конкретного магазина. "Система гибких графиков в сочетании с биометрией обеспечивают комфортную и прозрачную логику компенсаций, а также убирает конфликты внутри команды магазина, повышая мотивацию и вовлеченность. В результате мы вдвое повысили уровень точности планирования рабочих графиков и их контроля и сократили расходы на оплату труда", — уточняют в группе.
В "Билайне" также рассчитывают, что введение биометрической идентификации поможет более гибко подходить к созданию рабочих графиков сотрудников розницы. "Это поможет нам определить нагрузку на одного конкретного человека и понять, что он делал в свой рабочий день. Допустим, в магазине работают три человека, на каждого из них, согласно расчетам, приходится какое-то количество операций — и оно соответствует среднему по стране. Однако мы же не знаем, как есть на самом деле: может быть, два человека запросто справляются с этим объемом работ, но при этом они договорились и делятся доступом, перераспределяя загрузку в течение дня", — отмечает Альбрехт.
Биометрия позволит в итоге повысить производительность труда, уточняет она: "Мы четко будем понимать, кто сколько работал и как мы можем использовать это для повышения производительности труда".
Повышение производительности труда — это вопрос, который стоит на повестке дня у всей страны, работа в этом направлении позволит российское экономике совершить существенный рывок, резюмирует Альбрехт.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «FMCG сети», «DIY & Household Retail», «Сети сотовой связи», «Сети бытовой техники», «Прочие торговые сети», «Общественное питание», «Сети компьютерной техники» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233