В преддверии 14-го Петербургского Международного энергетического форума (конгрессно-выставочный центр "ЭКСПОФОРУМ", октябрь 2014 г.) Информационным агентством "INFOLine" для участников Форума ТЭК подготовлен специальный аналитический обзор
"Инвестиционная активность в нефтяной и газовой промышленности России. Тенденции 2014. Прогноз до 2020". Значительный опыт работы аналитиков и менеджеров в данном направлении, оптимальное соотношение цены и качества обеспечивает востребованность маркетинговых продуктов агентства со стороны крупных и средних компаний. С помощью этих продуктов пользователи решают спектр стратегических бизнес-задач, в том числе, получение данных о динамике отрасли и ближайших перспективах ее развития, актуальных сведений о важных событиях, а также информации о роли компании и ее конкурентов на рынке.
Агентство INFOLine является организатором деловой Конференции в рамках Форума с участием авторитетных экспертов и топ-менеджеров ведущих компаний российского нефтегазового рынка и ТЭК. В ходе крупнейшего отраслевого события года, специалисты INFOLine предоставляют структурированную информацию по крупнейшим инвестиционным проектам и ведущим компаниям рынка. Отраслевой продукт включает глубокий анализ рынка, обзор ключевых событий и трендов, намечает актуальные направления развития отечественной нефтегазовой отрасли. Таким образом, на основе актуальных данных Исследования и прямого диалога с отраслевым сообществом, участники Форума смогут найти эффективные пути решения основных задач своего бизнеса.
В ходе подготовки Исследования специалисты INFOLine выявили тренды, влияющие на развитие рынка инжиниринговых услуг в ТЭК России:
- состояние и динамика развития нефтяной и газовой отраслей;
- вектор государственного регулирования;
- динамика инвестиционной активности крупнейших компаний;
- оценка объема инвестиций в целом в нефтегазовую промышленность и по ее сегментам;
- планы инвестиций нефтегазовых компаний до 2020 года с учетом реализуемых инвестиционных проектов.
Такой системный подход к описанию ситуации, выявленный аналитиками агентства, позволяет сформировать наиболее вероятные прогнозы развития событий на рынке, так как было учтено воздействие событий и тенденций в промышленном производстве России, в правовой, политической и финансовой сферах.
В 2014 году в связи с напряжённой геополитической обстановкой в мире, в отношении России были введены финансово-экономические ограничения со стороны некоторых западных стран. В этой связи на первый план выходят перспективы реализации амбициозных проектов с участием иностранных инвестиций. Нефтегазовые компании России заявили, что у них хватит собственных средств для финансирования текущих проектов и выполнения всех обязательств по контрактам. По оценкам специалистов INFOLine, в текущей экономической обстановке привлечение долгосрочных международных займов является оптимальным способом реализации стратегических проектов добычи в Восточной Сибири и на шельфе, газотранспортной системы "Силы Сибири" и создания высокотехнологичных перерабатывающих производств.
Вход в активную фазу реализации ряда крупных проектов в ТЭК России повышает актуальность мониторинга инвестиционной деятельности в отрасли и комплексного анализа конкурентной среды на рынке инжиниринга. Исследование INFOLine показывает, что в 2013-2014 гг. произошло укрепление государственного сектора на рынке проектирования и строительства объектов нефтегазовой отрасли при сокращении рынка строительного подряда более чем на 20%. Это привело к новым тенденциям:
- Основным конкурентным преимуществом на рынке инжиниринговых услуг становится фактор их стоимости. Этому способствовали завершение ряда крупных проектов и инвестиционная пауза на фоне ограничения финансовых возможностей заказчиков. В результате в независимом сегменте рынка на первый план выступают компании, применяющие недобросовестные методы конкуренции и демпинг. Система госзакупок с ориентацией на минимальную цену в данной ситуации не эффективна.
- Расширение практики "ручного управления" в сфере распределения госзаказов повышает риски для добросовестных проектных и строительных подрядчиков. Централизация процесса госзакупок упростила контроль. Однако госкорпорации сохранили за собой право не использовать конкурентный отбор контрагентов, пользуясь методом "единственного поставщика".
- Инжиниринговые компании, поставщики комплектующих и оборудования вынуждены принимать участие в проектах по так называемому "шоковому сценарию". Причины – сужение рынка госзаказа. Это произошло вследствие сокращения расходов естественных монополий при сохранении задач реализации приоритетных проектов. Так, вынужденная экономия расходов ОАО "Газпром" во II полугодии 2013 г. привела к резкому спаду выручки для крупных компаний-стратегических партнеров Группы ("Стройгазконсалтинг" – на 33%, "Стройгазмонтаж" – на 20%). Для множества малых игроков это может и вовсе означать уход с рынка.
- Ужесточение конкуренции некрупных подрядчиков снижает качество работ. На этапе тендера мелкие и средние инжиниринговые компании занижают стоимость услуг. Это влечёт за собой использование низкокачественных материалов, труда неквалифицированных работников и недобросовестному контролю. В конечном счете это приводит к удорожанию, срыву сроков, нарушению правил промышленной безопасности на различных этапах реализации проекта. При сокращении количества аварий в нефтегазовой отрасли России, масштаб этих аварий увеличился. Материальный ущерб в 2013 г. по сравнению с авариями 2012 г. возрос в 6 раз.
- Снижение спроса на инжиниринговые услуги в нефтегазовой отрасли неуклонно ведёт к диверсификации проектных и строительных организаций. Компании всё больше расширяют географию работ и компетенции по отраслевым направлениям.
- Реализации комплексных стратегий M&A снижают риски для инжиниринговых компаний России. Это происходит путём объединения разнопрофильных проектных и строительных компаний России в инжиниринговые холдинги, в том числе, с участием международных лидеров рынка. Такие стратегии формируют частные холдинговые компании "второго эшелона" (ООО "Стройновация", ООО "Промстрой груп" и другие). Малые независимые игроки становятся перспективными объектами поглощения российскими или иностранными игроками.
На основе данного Исследования, аналитики информационного агентства "INFOLine" сделали вывод, что в среднесрочной перспективе реальную альтернативу государственному сектору могут составить новые холдинговые структуры или совместные предприятия с участием международных лидеров инжинирингового бизнеса. Это будет происходить на фоне ужесточения конкурентной борьбы на рынке проектно-строительных услуг и при условии сохранения режима "ручного управления" в ТЭК.
Специальный обзор
"Инвестиционная активность в нефтяной и газовой промышленности России. Тенденции 2014. Прогноз до 2020" от INFOLine позволяет анализировать текущий уровень и направления инвестиционной активности в нефтегазовой, нефтегазоперерабатывающей и нефтегазохимической отраслях, определять направления развития и спроса на услуги проектных и строительных компаний с учетом реализации инвестиционных проектов и вектора государственного регулирования.