В 2000-2008 гг. транспортное машиностроение России демонстрировало высокие темпы роста: так, производство большинства видов подвижного состава выросло в 10 и более раз, освоен выпуск целого ряда моделей (автомобилевозы, хопперы-цементовозы и т. д.), которые ранее в России не производились и импортировались из Украины. Емкость внутреннего рынка грузового подвижного состава (новые вагоны, произведенные в России, и импортированные из Украины и Белоруссии) в 2008 году превысит 130 млрд. руб., увеличившись по сравнению с 2007 годом более чем на 60% (более 80 млрд. руб.). При этом темпы роста объемов выпуска продукции сохранятся на уровне, существенно превышающем объемы промышленного производства в России, еще в течение, как минимум, пяти лет. В рамках настоящего исследования специалисты ИА "INFOLine" провели анализ только одного из сегментов рынка железнодорожного машиностроения – рынка грузовых выгонов, что обусловлено, более широкой аудитории потенциальных потребителей.
В рамках Исследования специалисты ИА "INFOLine" провели анализ наиболее конкурентного и динамично растущего в физическом и стоимостном выражении сегмента рынка железнодорожного машиностроения – рынка грузовых выгонов, что обусловлено следующими причинами:
превышающей показатели других видов подвижного состава долей грузовых вагонов (более 30%) на российском рынке железнодорожного машиностроения;
превалированием в структуре закупок грузовых вагонов частных операторов и лизинговых компаний в отличие от локомотивов, закупаемых в основном ОАО "РЖД", и ряда других видов продукции, закупаемых преимущественно государственными предприятиями (метрополитены и трамвайные парки);
сбалансированной структурой данного рынка, что обусловлено значительным количеством поставщиков (российские и украинские предприятия транспортного машиностроения) и потребителей (лизинговые компании, частные операторы, ОАО "РЖД" и его дочерние предприятия), а также ограниченной ролью ОАО "РЖД" на большинстве рынков различных видов подвижного состава.
Основная цель исследования "Рынок грузового железнодорожного подвижного состава России" – это оценка текущего состояния и перспектив развития рынка грузового железнодорожного подвижного состава России, характеристика отрасли железнодорожного машиностроения и рынка грузовых железнодорожных перевозок. В ходе проведения данного исследования специалисты ИА "INFOLine" проанализировали динамику производства, цен, экспорта и импорта грузовых вагонов, охарактеризовали крупнейшие вагоностроительные предприятия России, Украины и стран СНГ, проанализировали рынок грузовых вагонов России по видам подвижного состава (полувагоны, универсальные и фитинговые платформы, крытые вагоны, нефтебензиновые, газовые цистерны и цистерны для кислотвы, хопперы-цементовозы и хопперы-минераловозы, рефрижераторные и изотермические вагоны, а также думпкары), а также охарактеризовали крупнейшие транспортные и лизинговые компании, являющиеся потребителями грузового подвижного состава и владельцами парка.
В настоящее время в России существует целый ряд специалистов, нуждающихся в оперативном и объективном освещении событий на российском рынке железнодорожного машиностроения:
специалисты отделов маркетинга и продаж предприятий, производящих продукцию и услуги для предприятий железнодорожного машиностроения;
специалисты отделов маркетинга и менеджмент предприятий железнодорожного машиностроения;
специалисты лизинговых и транспортных компаний, отвечающие за закупку подвижного состава, и осуществляющие деятельность в сфере стратегического планирования;
частные и институциональные инвесторы, владеющие или планирующие приобрести ценные бумаги, эмитированные российскими предприятиями железнодорожного машиностроения.
На удовлетворение потребности в достоверной и полной информации перечисленных выше групп специалистов, направленно данной исследование.
Основные информационные источники, использованные в ходе подготовки исследования "Рынок грузового железнодорожного подвижного состава России":
база данных ИА "INFOLine" по тематикам "Железнодорожное машиностроение РФ" и "Железнодорожный транспорт РФ" за 2003-2008 гг.;
материалы Министерства транспорта, Федерального агентства по железнодорожному транспорту, Министерства промышленности и энергетики, Правительства РФ;
материалы ОАО "РЖД" и дочерних компаний (финансовая отчетность, брифинги, пресс-конференции, выступления руководства, пресс-релизы);
данные предприятий железнодорожного машиностроения, транспортных и лизинговых компаний (материалы сайтов, финансовая отчетность, пресс-релизы и презентации);
интервьюирование и анкетирование предприятий железнодорожного машиностроения, транспортных и лизинговых компаний;
материалы более 1000 российских и зарубежных средств массовой информации (федеральная и региональная пресса, информационные агентства, электронные СМИ, отраслевая пресса);
данные Федеральной службы государственной статистики, Федеральной таможенной службы и Федеральной антимонопольной службы;
По всем компаниям, представленным в исследовании, приведена контактная информация, а также:
по предприятиям железнодорожного машиностроения России (ЗАО "Трансмашхолдинг", ОАО "Брянский машиностроительный завод", ОАО "НПК "Уралвагонзавод", ОАО "Алтайвагон", ОАО "Рузаевский завод химического машиностроения", ОАО "Армавирский завод тяжелого машиностроения", ОАО "Энгельсский завод металлоконструкций", ОАО "Трансмаш", ОАО "Калининградский вагоностроительный завод", ЗАО "Промтрактор-вагон", ЗАО "Тихвинский завод транспортного машиностроения", ОАО "Барнаульский вагоноремонтный завод", ОАО "Рославльский вагоноремонтный завод") приведена динамика производственных (включая экспорт) и финансовых показателей, представлены данные об инвестиционных проектах;
по предприятиям железнодорожного машиностроения Украины (ОАО "Азовмаш", ОАО "Крюковский вагоностроительный завод", ОАО "Стахановский вагоностроительный завод", ОАО "Днепровагонмаш", ОАО "Полтавхиммаш", ООО "Трансмаш", ГП "Дарницкий вагоноремонтный завод", ГП "Попаснянский вагоноремонтный завод", ГП "Стрыйский вагоноремонтный завод", ГП "Укрспецвагон") и стран СНГ (СЗАО "Могилевский вагоностроительный завод") приведена динамика производственных показателей (включая экспорт в Россию) и финансовых показателей, а также представлены данные об инвестиционных проектах и разработке новых моделей подвижного состава;
по транспортным компаниям (ОАО "РЖД", ОАО "Первая грузовая компания", ОАО "Трансконтейнер", ОАО "Рефсервис", Globaltrans Investment plc, ООО "Газпромтранс", ООО "Фирма "Трансгарант", ОАО "Дальневосточная транспортная группа", ООО "ТрансГрупп АС", ООО "Трансойл", ООО "Металлоинвесттранс", ОАО "СГ-Транс", ООО "Балттранссервис", ЗАО "ОТЭКО", ООО "Независимая транспортная компания", ОАО "МХК "Еврохим", ЗАО "Евросиб СПб - Транспортные системы", ООО "ЕвразТранс", ООО "ММК-Транс", ЗАО "ЮТС" (ЗАО "Юкос-Транссервис"), ООО "Запсибтранссервис" , ОАО ХК "Новотранс", ОАО "Уралкалий", ОАО "Финтранс", ООО "ТрансЛес", ОАО "Рефсервис", ООО "Мечел-транс", ЗАО "ПО Спеццистерны", ЗАО "ВКМ-Транс", ЗАО "Локотранс", ООО "ФосАгро-Транс", ОАО "Сильвинит", ЗАО "Алькон", ОАО "Пивоваренная компания "Балтика", ООО "Рейлкрафт Сервис", ООО "Холдинговая компания "СЗНК", ООО "Транспортная Группа "Объединенная Рефрижераторная Компания", ООО "КузбассТрансЦемент") приведены краткое описание бизнеса, информация об акционерах, динамика и структура перевозки грузов по видам, динамика величины парка подвижного состава в собственности и управлении, информация о крупных сделках по приобретению подвижного состава, инвестиционные проекты по созданию вагоноремонтных депо, динамика финансовых показателей, краткий SWOT-анализ.
по лизинговым компаниям (ОАО "ВТБ-Лизинг", ООО "Альфа-Лизинг", ЗАО "РГ Лизинг", ООО "Брансвик Рейл Лизинг", ООО "ЛК "Инпромлизинг", ООО "ЮниКредит Лизинг", ЗАО "ЗР", ЗАО "Транслизинг-сервис", ЗАО "Рэйл Лизинг", ЗАО "Петролизинг-Менеджмент", ОАО "Росдорлизинг", ООО "ТрансКредитЛизинг", Группа компаний "НОМОС-лизинг", ООО "Лизинговая компания Уралсиб", ЗАО "Локат Лизинг Руссия", ООО "РБ Лизинг", ЗАО "Бизнес альянс", ОАО "РосБизнесЛизинг", ООО "ТрансФин-М", "Ганза-лизинг") приведены краткое описание бизнеса и информация о динамике и структуре парка подвижного состава, переданного в лизинг.
Введение
Раздел 1. Текущее состояние и перспективы развития железнодорожного машиностроения России
1.1 Основные показатели железнодорожного машиностроения России
1.2 Рынок грузового железнодорожного подвижного состава России
1.3 Производство грузового железнодорожного подвижного состава в России в 2006-2008 гг.
1.4 Проблемы и перспективы развития железнодорожного машиностроения Росси
1.5 Состояние рынков железнодорожного литья и колес
Раздел 2. Характеристика предприятий железнодорожного машиностроения России
Раздел 3. Текущее состояние отрасли и краткая характеристика предприятий железнодорожного машиностроения Украины и стран СНГ 3.1. Основные показатели железнодорожного транспорта и машиностроения Украины
3.2. Описание бизнеса предприятий железнодорожного машиностроения Украины
3.3. Описание бизнеса предприятий железнодорожного машиностроения Белоруссии
Раздел 4. Текущее состояние и перспективы развития железнодорожного транспорта России
4.1. Краткая характеристика железнодорожного транспорта России
4.2. Динамика перевозок различных видов грузов в России
4.3. Реформирование железнодорожного транспорта
4.4. Состояние вагонного парка ОАО "РЖД" и частных операторов
4.5. Динамика тарифов на железнодорожные перевозки
4.6. Проблемы и перспективы тарифного регулирования железнодорожных перевозок
Раздел 5. Рынок грузовых железнодорожных перевозок и описание бизнеса транспортных компаний России
Раздел 6. Рынок лизинга грузового железнодорожного подвижного состава и описание бизнеса лизинговых компаний
6.1. Основные показатели российского рынка лизинга грузового железнодорожного подвижного состава
6.2. Описание бизнеса лизинговых компаний России
Раздел 7. Текущее состояние и перспективы развития рынка грузовых вагонов по видам 7.1 Полувагоны
7.2 .Универсальные платформы
7.3 Фитинговые платформы
7.4 Нефтебензиновые цистерны
7.5 Газовые цистерны
7.6 Цистерны для кислот
7.7 Рефрижераторные и изотермические вагоны
7.8 Крытые вагоны
7.9 Вагоны автомобилевозы
7.10 Хопперы-цементовозы
7.11 Хопперы-минераловозы
7.12 Думпкары
Заключение