Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Кризис-2020: что ждет нефтяную отрасль? "OilCapital.ru". 28 мая 2020

Кризис не только время угроз и возможностей, но и отличный повод для того, чтобы включить режим перезагрузки.
Мы попали в идеальный шторм. Падение цен на нефть в два-три раза от уровней начала года бьет по доходам со стороны предложения, а пандемия коронавируса — со стороны спроса, который сократился ориентировочно 20%. В результате из среднесуточной добычи 100 млн баррелей невостребованными оказались 20 млн баррелей. Очевидно, что заявленное OPEC+ сокращение добычи на 10 млн баррелей в сутки недостаточно. Для роста цен, скорее всего, потребуются одновременно и восстановление спроса, и дополнительное снижение предложения. Нетривиальный вызов приведет, возможно, и к нетривиальным последствиям для отрасли. Точно предсказать их пока сложно, но вполне можно попытаться сделать обоснованный прогноз. Какой будет индустрия после неизбежной перезагрузки?
Сильные станут еще сильнее
Во второй половине 2020-го и в 2021-м году мы увидим по всему миру волну банкротств и распродаж малых и средних нефтяных компаний. Что уже можно наблюдать в отношении сланцевиков в США. Средняя цена безубыточности этих компаний около 50$/bbl и предпосылок для достижения такой цены в краткосрочной перспективе нет. Очевидно, что крупные, или просто более успешные игроки не замедлят воспользоваться возможностью нарастить свои активы за счет разорившихся.
В наиболее уязвимом положении находятся компании с высокой себестоимостью добычи, серьезной кредитной нагрузкой и без подушки ликвидности, которая помогла бы пережить тяжелый период.
Они и являются первыми кандидатами на "вылет".
Аварийный чемоданчик на день "Ч"
Из первого вывода логично следует необходимость выстраивания антикризисных систем и стратегий. Текущий кризис — уже третий масштабный катаклизм, который переживает отрасль после ценовых шоков 2008 и 2016 годов. Более того, подобные "апокалипсисы" начинают не только происходить чаще, но с каждым разом они несут больше рисков и ставят перед нами все более сложные задачи. Очевидно, что нынешний кризис — далеко не последний, следующий придет скоро и, не исключено, будет еще более суровым.
Выжившим неизбежно придется обратить внимание на формирование "подушки безопасности" в виде запаса наличности. Появятся требования по лимитам неснижаемых остатков, будут приняты другие целенаправленные меры по обеспечению ликвидности. Среди них, скорее всего, будет сокращение размеров выплат дивидендов, а также инвестиций в развитие, по крайней мере, в краткосрочном периоде. Большинство компаний уже заявили о сокращении инвестиционных программ. ЛУКОЙЛ остановил бурение в Западной Сибири и заморозил новые проекты, Equinor, ENI, Total, PetroChina, Chevron, MOL Group и другие сокращают инвестиции 2020 г. на 30-40%. Кроме того, нефтяным компаниям впору начать работать над инструментами доступа к легкой ликвидности, в частности, открытию в банках кредитных линий, что позволяет быстро и без лишних трудозатрат пополнить запасы наличности и справиться с серьезным ценовым шоком или падением спроса.
К финансовой части плана, приготовленного для "дня „Ч"", стоит отнести и пересмотр подходов к уровню закредитованности, который в нестабильные времена может оказаться увесистым фактором риска. Даже благополучные в этом отношении игроки задумаются над тем, чтобы постепенно снизить кредитную нагрузку. Для этого придется умерить финансовые аппетиты, что вызовет снижение уровня риска и уменьшение инвестиций.
Наверняка компании станут более ответственно относиться к разработке антикризисных сценариев и планов действий, которые можно, образно говоря, достать с полки и тут же начать применять, а не тратить время на анализ ситуации и расчет вариантов.
Если говорить о нефтянке, то имеются в виду сценарии и алгоритмы по сокращению издержек при долгосрочном снижении цен до определенного уровня.
В настоящее время далеко не все компании четко представляют себе себестоимость добычи нефти по каждому месторождению, участку, скважине, а также затраты на конкретный технологический процесс.
Соответственно, при ценовом шоке, который, бывает, случается резко и неожиданно, им требуется время, чтобы понять, что останавливать в первую очередь, во вторую и так далее. Для этого потребуется разработка стресс сценариев и определение точек безубыточности по всем основным компонентам портфеля и технологическим процессам.
Заранее просчитанная рентабельность каждого процесса формирует четкую картину финансовой модели бизнеса и позволяет определить алгоритм действий при конкретной средне- или долгосрочной цене на мировом рынке. Речь не только об остановке технологических операций, но также и о сокращении персонала или переводе его на режим частичной занятости, а также многих других шагах. Все это помогает быстро понять и то, какой объем средств необходим, чтобы обеспечить стабильное функционирование бизнеса при конкретной цене на тот или иной период.
GR: надо чаще встречаться
Какой бы сильной и финансово устойчивой ни была нефтяная компания, без прямой или косвенной поддержки со стороны государства ей обойтись будет сложно. Этот тезис особенно актуален для России, в которой нефтедобывающие корпорации с каждым ценовым шоком оказываются между молотом резкого сокращения доходов и наковальней "ножниц Кудрина". В результате в марте–апреле мы видели отрицательные нетбэки по сорту Urals, а цена на WTI в моменте уходила в минус на страхах о перезаполнении нефтехранилищ. В нынешнем же случае к уже становящемуся привычным падению котировок прибавляется и отсутствие возможности хоть как-то минимизировать потери за счет изменения объема предложения. Согласно условиям сделки OPEC+, в мае добывающие страны должны сократить объемы поставок на 20%. Что нас ждет в следующие месяцы? Вряд ли положение дел сильно изменится, даже если экономика и, соответственно, спрос начнет постепенно восстанавливаться.
Работа с государственными органами будет напоминать схему по формированию "аварийного чемоданчика": обсуждать возможные меры на случай кризиса надо заранее.
Государство даже при большом желании не отличается скоростью реакции на внешние и внутренние вызовы, поэтому требуется большая заблаговременная подготовительная деятельность, чтобы разработать и "положить на полку" эффективные антикризисные решения.
Разумно ожидать, что нефтяное лобби, в хорошем смысле этого слова, может и должно предложить государству набор соответствующих инструментов. Это в интересах и самих органов власти, которым важно не допустить или по возможности минимизировать негативные социальные последствия. Необходимо иметь в виду, что во многих городах и поселках нефтяные компании являются не просто градообразующими, а вообще единственными крупными работодателями. И их потери и вызванные ими сокращения персонала могут привести к социально-экономическому коллапсу с долгосрочными негативными последствиями.
Make oil industry sexy again
Череда кризисов в нефтянке в силу понятных причин в России очень широко освещается в СМИ. Вряд ли вы найдете человека, который хотя бы не слышал об очередном снижении котировок. А, скорее всего, вам даже назовут стоимость барреля на текущий момент. Очевидно, что масштабное и долгосрочное повторение комбинации слов "нефть" и "кризис" заставит задуматься наиболее умных и талантливых выпускников школ и вузов о том, а стоит ли им связываться с отраслью?
Да, сегодня нефтянка все еще служит главным источником и бюджета, и самых высоких зарплат. И, возможно, через пять лет проблем с набором достаточного количества резюме у кадровиков не будет. Но давайте посмотрим на перспективу 10 лет, кадровый резерв для которой надо формировать уже сейчас, хотя бы на уровне поддержания привлекательного образа отрасли в глазах перспективной молодежи. Мы видим, что уже сегодня у способных ребят есть отличные возможности реализовать себя во множестве других сфер, не связанных к тому же с вахтами в отдаленные от крупных мегаполисов районы нашей страны. И известные помимо прочего своими суровыми климатическими условиями.
В западных странах подобная тенденция уже наблюдается. Нефтянка перестала быть sexy. В мейнстриме уже много лет культивируется образ талантливого выпускника колледжа или университета, который собрал команду столь же молодых и амбициозных, создал IT-стартап и покорил мир. В России мы, похоже, будем скоро наблюдать такую же картину.
Смена поколений и технологического уклада явно не будет способствовать притоку кадров в отрасль, с чем уже столкнулись добывающие и производственные компании в нашей стране.
Работает здесь и другой фактор, пока еще менее осязаемый — экологическое сознание. Нефтянка устойчиво ассоциируется не только с "устаревшим" технологическим укладом, но и с чем-то "грязным" в плане окружающей среды. Для современного выпускника вуза, ориентированного на идеи "индустрии 4.0", активно практикующего "осознанное потребление" и "минимизацию углеродного следа", она вряд ли покажется привлекательным местом для реализации жизненных планов.
Череда кризисов, безусловно, эти тенденции только усиливает. Бизнесу придется задуматься над перспективой кадрового голода и запустить корпоративные или отраслевые PR-кампании, чтобы донести все выгоды работы в нефтянке и все те усилия, которые здесь предпринимаются в области экологии.
Союз верхов и низов
Еще один вызов, с которым сейчас явно столкнулись компании, и не только в нашей индустрии, относится к корпоративной культуре. А именно — необходимости построить такую культуру, которая вовлекает всех работников в процесс принятия решений и способствует укреплению командного духа.
Мантры современных теоретиков и практиков менеджмента о том, что успеха добиваются команды, а не отдельные, пусть даже гениальные, личности, сегодня можно встретить в большинстве статей и книг. Равно как и тезис о том, что сотрудников нужно мотивировать так, чтобы они трудились не за страх, а за совесть. Были проактивными, инициативными и творческими, а не просто следовали указаниям руководства как роботы на конвейере. Но, как показывает практика, в вертикально-интегрированных структурах с командообразованием все пока сложно. Об этом говорят в том числе опросы топ-менеджеров на тему эффективности работы персонала в удаленном режиме. Многие констатировали существенное снижение эффективности — и дело не только в том, что люди попали в непривычные условия и им не хватает навыков работы в онлайне. Гораздо заметнее эффект снижения мотивации, потери вовлеченности, появление у сотрудников и членов управленческих команда чувства изолированности и одиночества. Контролировать работу удаленных сотрудников также стало сложнее: там, где не привыкли полагаться на доверие (то есть почти во всех вертикально-иерархических структурах), стали возникать сбои.
Кроме того, удаленка не способствует и эффективной коммуникации: в иерархических структурах и без кризиса существовала проблема искажения при передаче управляющих сигналов, теперь же, в условиях переноса коммуникаций в онлайн, она подвергается серьезному переосмыслению. Так, многие компании обнаружили, что им не нужно такое большое количество менеджеров среднего звена — онлайн-коммуникация может сделать оргструктуру более "плоской", а руководителей — ближе к исполнителям.
Результатом может стать сокращение избыточных "передаточных звеньев" в управляющих цепях, совмещение / перераспределение ролей между корпоративным центром и управленческих структур на местах.
Трансформация корпоративной культуры будет идти в сторону большей открытости процессов компании для всех сотрудников, их большему вовлечению в сферу принятия решений и более открытому обсуждению. Такие шаги необходимы, чтобы раскрыть творческий потенциал и мотивацию работников, добиться того, чтобы они делали все, что могли, а не только то, что им скажут выполнять.
Начать трансформацию можно и даже нужно уже сейчас. Часто сотрудники на операционных уровнях лучше представляют себе обстановку "на земле" и могут посоветовать те решения, которые со своего "этажа" не видит руководство. Кризис не только время угроз и возможностей, но и отличный повод для того, чтобы включить режим перезагрузки.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.