Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

На форуме в Сочи пивовары высказались против лицензирования, ЕГАИС и ограничений на ПЭТ-тару.

На международном форуме в Сочи представители более 100 пивоваренных производств высказались против введения лицензирования, ЕГАИС, ограничений на использование ПЭТ-тары и других инициатив по регулированию производства и оборота пива и пивоваренной продукции в России.
Круглый стол на тему "Правоприменительная практика в сфере государственного регулирования производства и оборота пивоваренной продукции", организованный и проведенный Союзом российских пивоваров, вызвал живой интерес у участников XXIII Международного форума "ПИВО-2014", проходящего в Сочи: количество участников мероприятия вдвое превысило число заявок.
На круглом столе были детально рассмотрены наиболее актуальные для сегодняшнего пивоварения вопросы:
– законодательное регулирование производства и оборота пива и правоприменительная практика ФЗ № 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в отношении пивоваренной отрасли;
- декларирование объемов производства и оборота пивоваренной продукции;
- функционирование счетчиков учета объемов готовой продукции на пивоваренном производстве;
- практика законодательного регулирования производства и оборота пива в Таможенном Союзе на примере Республики Беларусь;
- проект приказа ФС РАР о требованиях к складским помещениям для пивоваренных производств;
- проект приказа ФС РАР, касающийся расчета мощности пивоваренного производства.
С докладами выступили: генеральный директор ЗАО "Пино" Шихман Сергей Витальевич, заместитель генерального директора по правовым вопросам ЗАО "Московская Пивоваренная Компания" Аверьянова Ольга Николаевна; Директор ООО "Частная пивоварня Артель" Тарасевич Дмитрий Георгиевич; Исполнительный директор Союза российских пивоваров Мамонтов Вячеслав Иванович; Исполнительный директор Союза "Гильдия пивоваров" Беларусии Скребцов Владислав Юрьевич; Исполнительный директор НП "ОУПР" Лебедев Камаль Мохамедович; Генеральный директор ООО "БрауМастер"; Главный метролог ООО "Пивоваренная компания "Балтика" Васильев Николай Александрович; менеджер по взаимодействию с органами государственной власти ОАО "САН ИнБев" Петров Дмитрий Александрович и менеджер по связям с органами власти компании Эфес Рус Филиппов Павел Игоревич.
"На сегодня уже введено достаточно механизмов осуществления контроля за производством и оборотом в пивоваренной отрасли: процедура уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации, декларирование, справки к товарно-транспортным накладным, автоматические средства измерения и учета объема готовой продукции (счетчики). Таким образом, государством обеспечивается полный контроль над производством и оборотом пива и напитков на его основе", - отмечается в резолюции круглого стола.
Тем не менее состояние рынка пива в РФ является нестабильным. Пивоваренные и торговые предприятия, производители сырья и оборудования столкнулись с целым рядом острых проблем – экономических, законодательных, социальных.
Поэтому участники пивного рынка считают необходимым систематизировать практику предварительной оценки регулирующего воздействия законодательных инициатив (законов, постановлений, технических регламентов) экспертами пивоваренной отрасли с проведением соответствующих производственных испытаний предлагаемых технических и технологических нововведений ДО внедрения и исполнения различных нормативно-правовых актов.
Участники рынка были едины во мнении, что распространение лицензирования и ввод ЕГАИС на пивоваренных предприятиях станет избыточной мерой регулирования, которая повлечет дополнительные необоснованные расходы предприятий, связанных с бумажным документооборотом по оформлению справок, прилагаемых к товарно-транспортной накладной.
Предложения о введении дополнительных бюрократических барьеров для производства пива противоречит Посланию Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 13 декабря 2013 года, в котором Президент призвал к улучшению инвестиционного климата в России и снижению административного давления на бизнес.
Более того, уже введено достаточно механизмов осуществления контроля за производством и оборотом в пивоваренной отрасли: процедура уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации, декларирование, справки к товарно-транспортным накладным, автоматические средства измерения и учета объема готовой продукции (счетчики). Таким образом, государством обеспечивается полный контроль над производством и оборотом пива и напитков на его основе.
Большое внимание участников круглого стола было уделено проектам двух ведомственных приказов ФС РАР, имеющих критическое значение для пивоваренной отрасли. Речь идет о проекте приказа "О порядке и форме расчёта мощности основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи" и проекте приказа "О требованиях к складским помещениям организаций, осуществляющих деятельность по обороту (за исключением розничной продажи) пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, расфасованных в потребительскую упаковку".
Несмотря на то, что Союз российских пивоваров направлял важные экспертные предложения по адаптации положений проектов приказов к реалиям пивоваренных производств, они были в полной мере учтены разработчиками данных НПА, что, по мнению участников круглого стола, приведет только к усилению негативного воздействия на отрасль.
ПОДВОДЯ ИТОГИ круглого стола, пивовары пришли к единому мнению, что законодательные ограничения на объем потребительской ПЭТ-упаковки следует вводить не раньше 2017 года. Это позволит отрасли получить достаточный адаптационный период;
Участники круглого стола высказались против в ведения лицензирования для пивоваренных производств . Говоря о намерении государства ввести ЕГАИС на пивоваренных заводах, пивовары сочли важным сначала провести анализ рынка пива для создания объективной картины нелегальной продукции и только по итогам исследования принимать дальнейшие решения о подключении отрасли к какой-либо системе.
Кроме того, решено настаивать на том, чтобы все неучтенные предложения Союза российских пивоваров, содержащиеся в отзывах Союза российских пивоваров на проект приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка "О порядке и форме расчёта мощности основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи" и проекте приказа "О требованиях к складским помещениям организаций, осуществляющих деятельность по обороту (за исключением розничной продажи) пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, расфасованных в потребительскую упаковку" были приняты во внимание регулятором отрасли.
Проект резолюции круглого стола был поддержан единогласно. В ближайшее время он будет направлен Союзом российских пивоваров во все министерства и ведомства, имеющие отношение к регулированию пивоваренной и смежных отраслей.
ПРОЕКТ
Резолюция
Участников круглого стола XXIII Международного форума "ПИВО"
по теме "Правоприменительная практика в сфере государственного регулирования производства и оборота пивоваренной продукции"
21 мая 2014 г. г. Сочи
21 мая 2014 года в рамках XXIII Международного форума "ПИВО-2013" состоялся круглый стол "Правоприменительная практика в сфере государственного регулирования производства и оборота пивоваренной продукции" с участием представителей производственных предприятий, суммарно производящих более 95 процентов пивоваренной продукции в стране, а также представителей торговых предприятий, осуществляющих деятельность на пивном рынке и в смежных отраслях, отраслевых общественных объединений стран Таможенного союза и других экспертных организаций. Предметом рассмотрения стали вопросы функционирования предприятий в современном правовом поле.
Обсудив основные принципы государственной политики в области законодательного и технического регулирования производства и оборота пивоваренной продукции и готовящиеся законодательные новеллы, а именно:
1. Правоприменительную практику Федерального закона России от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в редакции внесенных изменений Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ (далее - 171-ФЗ);
2. Находящиеся на рассмотрении Государственной думы проекты Федеральных законов №463102-6 (предусматривает ограничение объема ПЭТ-упаковки для алкогольной продукции), №463846-6 (предусматривает введение лицензирования производства пивоваренной продукции) и разрабатываемый в настоящее время проект федерального закона, предусматривающий оснащение пивоваренных производств системой ЕГАИС;
3. Проекты ведомственных приказов ФС РАР "О требованиях к складским помещениям, используемым для производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции, и о технических условиях в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной продукции" и "О порядке и форме расчета мощности основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи"
участники круглого стола отмечают следующее:
Состояние рынка пива в РФ на сегодняшний день является нестабильным. Работающие в этой сфере компании (пивоваренные и торговые предприятия, производители сырья и оборудования) столкнулись с целым рядом острых проблем – экономических, законодательных, социальных.
Новые законодательные инициативы, предусмотренные отдельными положениями 171-ФЗ, ограничивают деятельность на рынке пива и сопровождаются отсутствием механизмов оценки регулирующего воздействия на региональном уровне.
Процедура экспертной оценки проектов законодательных актов с привлечением отраслевых объединений и представителей бизнеса проводится несистемно. Поэтому остро назрела необходимость создания каналов эффективного информирования субъектов малого и среднего бизнеса в регионах о законодательных инициативах регионального и федерального уровня.
Данная мера необходима во избежание существенного негативного влияния на экономику Российской Федерации, неотъемлемой частью которой является пивоваренная индустрия и смежные с ней отрасли.
У частники пивного рынка считают необходимым систематизировать практику предварительной оценки регулирующего воздействия законодательных инициатив (законов, постановлений, технических регламентов) экспертами пивоваренной отрасли с проведением соответствующих производственных испытаний предлагаемых технических и технологических нововведений ДО внедрения и исполнения различных нормативно-правовых актов.
1
В настоящее время на рассмотрении Государственной думы находится проект Федерального закона №463102-6, предусматривающий ограничение объема ПЭТ-упаковки для алкогольной продукции.
Инициаторы ограничения полимерной упаковки для пива аргументируют свою инициативу по ограничению объема ПЭТ-упаковки тем, что продажа пива в полимерной упаковке больших размеров приводит к росту алкоголизма, однако такие заявления не соответствуют действительности.
Законодательными инициативами такого рода создаются неравные условия для производителей разных видов алкогольной продукции. Регулирование в части ограничения объема упаковки алкогольной продукции с целью снижения ценовой доступности и сокращения потребления алкоголя должно быть унифицировано и привязано к содержанию чистого спирта в единице продукции для всех категорий алкогольной продукции.
В случае ввода запрета розничных продаж алкогольной продукции в полимерной упаковке более 1,5 литра с 1 января 2015 года, производители должны будут прекратить производство продукции в полимерной таре свыше 1,5 литра уже весной-летом 2014 года - при условии, что законопроект будет принят в ближайшее время.
Необходимо учитывать тот факт, что подготовка бизнеса к адаптации к новым производственным условиям (ограничениям упаковки) может начаться только после прохождения законопроекта через все стадии согласования и подписания закона Президентом РФ, установление срока вступления в силу с 1 января 2015 года представляется чрезвычайно критичным для производителей пива и производителей оборудования для ПЭТ-линий.
При этом важно отметить, что на уровень потребления алкоголя влияет не объем жидкости в упаковке, а содержание в ней алкоголя. В пластиковую упаковку объема более 1,5 литра разливается, в основном, пиво, содержание алкоголя в котором составляет в среднем по рынку 5%. Таким образом, в наиболее распространенных пластиковых упаковках объемом 2,5 литра и 1,5 литра содержится, соответственно, 125 мл и 75 мл чистого алкоголя. При этом, в стандартной стеклянной бутылке водки объемом 0,5 литра содержится 200 мл чистого алкоголя, а в получившей в последнее время большое распространение стеклянной бутылке для водки объемом 0,7 литра – 280 миллилитров чистого алкоголя, что более чем в два раза больше, чем в пластиковых упаковках пива большого формата. Тем не менее, не предлагается ограничить объем упаковки для водки, изготовленной из стекла и других материалов.
Основная причина алкоголизма в России – в потреблении дешевого крепкого алкоголя, в том числе нелегального, и суррогатов. Объем упаковки не влияет на уровень злоупотребления алкоголем, однако российские пивовары с пониманием относятся к тому, что присутствующие на рынке пластиковые бутылки с пивом большого объема вызывают определенную озабоченность общественности и ряда органов государственной власти. Поэтому Союз российских пивоваров добровольно ограничил объем полимерной упаковки для пива с 1 января 2014 года.
2
В соответствии с действующей редакцией Федерального закона
№ 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", производство пива и напитков на основе пива не является лицензируемым видом деятельности.
Однако, проект Федерального закона №463846-6, также находящийся на рассмотрении Госдумы, предусматривает введение лицензирования в отношении производства пивоваренной продукции.
Инициаторы законопроекта аргументируют необходимость ввода лицензирования для пива наличием теневого рынка пива. "Под теневым рынком подразумевается разница между задекларированными объемами производства и реализуемыми объемами в рознице. Если ранее разница не превышала 1-3%, что можно было считать погрешностью измерений, то теперь разница выросла до 5-6% и растет дальше". Данное утверждение применительно к пивоваренной продукции не соответствует действительности, т.к. теневого рынка пива не существует.
Официальные отчеты Межрегиональных управлений Федеральной службы регулирования алкогольного рынка по региональным округам по выявлению и пресечению производства и оборота нелегальной продукции (этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) и реестры алкогольной продукции, имеющей признаки нелегального оборота, выявленной Межрегиональными управлениями Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по федеральным округам не содержат информации о случаях выявления нелегального производства пивоваренной продукции. Нарушения выявляются только для крепкой алкогольной продукции и вина.
Необходимо сохранение различного регулирования для крепкого и слабого алкоголя. Сохранение отличий в регулировании для производителей пива и пивных напитков, как слабоалкогольных продуктов натурального брожения, на данном этапе является оправданным и полностью соответствует положениям Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года в части изменения структуры потребления населением алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков. Пиво является напитком с небольшим содержанием алкоголя.
Дифференцированный подход к лицензированию, базирующийся на объемах производства или производственной мощности, противоречит принципам технического регулирования и ставит в неравные экономические условия производителей пива.
Предложение о введении дополнительного бюрократического барьера для производства пива противоречит Посланию Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 13 декабря 2013 года, в котором Президент призвал к улучшению инвестиционного климата в России и снижению административного давления на бизнес.
Также важно отметить, что на сегодня уже введено достаточно механизмов осуществления контроля за производством и оборотом в пивоваренной отрасли: процедура уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации, декларирование, справки к товарно-транспортным накладным, автоматические средства измерения и учета объема готовой продукции (счетчики). Таким образом, государством обеспечивается полный контроль над производством и оборотом пива и напитков на его основе.
3
Предприятия пивоваренной отрасли России также выступают категорически против ввода системы ЕГАИС – меры, предусматриваемой проектом Федерального закона, находящимся в стадии разработки.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что "законопроект направлен на решение проблем, связанных с оборотом контрафактной алкогольной продукции, которые вызваны ростом акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и ввозом физическими лицами на территорию Российской Федерации большими партиями дешевой, немаркированной алкогольной продукции казахстанского производства и ее нелегальной реализацией…Как показывают проверки, проведенные Счетной палатой Российской Федерации, даже при существовавшем ранее уровне акцизных ставок и действенном механизме государственного регулирования алкогольной отрасли в 2012 году около 30% реализуемой населению алкогольной продукции являлось нелегальной".
Как уже говорилось, указанные проблемы контрафакта и нелегальной продукции не касаются пива, они существуют не на рынке пива, а на рынке крепкой алкогольной продукции. Контрафактного и нелегального рынка пива не существует. Подделывать пиво не имеет смысла: соотношение стоимости готового продукта и сложных технологий производства слишком велико в сторону последнего.
Разработчики законопроекта ссылаются на то, что ЕГАИС является основным инструментом учета оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Данное утверждение не соответствует действительности применительно к пиву.
ЕГАИС не решает проблемы контрафакта и нелегального производства. ЕГАИС для производства крепкого алкоголя был введен в 2006 году, однако не помог снизить долю нелегального рынка крепкого алкоголя. При этом на этапе внедрения отрасль понесла существенные потери в связи с техническими проблемами с отладкой системы, многочисленными сбоями, которые привели к массовым остановкам алкогольных предприятий и дефициту спиртного в рознице. Убытки отрасли крепкого алкоголя в первый год действия системы ЕГАИС были оценены участниками рынка в $2,5 млрд., без учета расходов на закупку и установку оборудования.
Следовательно, ввод ЕГАИС является избыточной мерой регулирования, предполагающей дополнительные необоснованные расходы предприятий, несопоставимые с заявленным инициатором законопроекта снижением издержек, связанных с бумажным документооборотом по оформлению справок, прилагаемых к товарно-транспортной накладной.
4
В настоящее время процедуру ОРВ проходят проекты двух ведомственных приказов ФС РАР, имеющих критическое значение для пивоваренной отрасли. Речь идет о проекте приказа "О порядке и форме расчёта мощности основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи" и проекте приказа "О требованиях к складским помещениям организаций, осуществляющих деятельность по обороту (за исключением розничной продажи) пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, расфасованных в потребительскую упаковку".
Союз российских пивоваров в сроки, установленные процедурой публичного обсуждения проектов НПА, направлял экспертные предложения по адаптации положений проектов приказов к реалиям пивоваренных производств, однако мне все они были учтены разработчиками данных НПА, что приведет к усилению негативного воздействия на отрасль
В связи с вышеизложенным участники круглого стола ПРЕДЛАГАЮТ:
– В ходе формирования нормативной базы наднационального регулирования консолидировать экспертный потенциал стран Таможенного союза и таким образом организовать непрерывный диалог профессионального сообщества с представителями Евразийской экономической комиссии, Росалкогольрегулирования и другими профильными ведомствами стран России, Казахстана, Беларуси. При этом наиболее спорные вопросы необходимо выносить в сферу отрытого общественного обсуждения с обращением к международному опыту и практике ВТО;
– В случае принятия проекта Федерального закона №463102-6 перенести срок вступления в силу ограничения объема ПЭТ-упаковки на период до 2017 года;
– Считать нецелесообразным введение лицензирования для пивоваренных производств и в связи с этим снять с повестки дня данный вопрос ;
– Провести анализ рынка пива для создания объективной картины нелегальной продукции и только по итогам исследования принимать дальнейшие решения о подключении отрасли к какой-либо системе. До получения результатов снять законопроект о ЕГАИС с повести дня Государственной думы, так как ввод ЕГАИС для пивоваренной отрасли является избыточной, нецелесообразной и неэффективной мерой;
– Учесть все неучтенные предложения Союза российских пивоваров, содержащиеся в отзывах Союза российских пивоваров на проект приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка "О порядке и форме расчёта мощности основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи" и проекте приказа "О требованиях к складским помещениям организаций, осуществляющих деятельность по обороту (за исключением розничной продажи) пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, расфасованных в потребительскую упаковку".
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.