Белорусские нефтепродукты разворачивают в Россию. "RBC Daily". 28 сентября 2016
Нефтяная и газовая » Нефтяная промышленность
Металлургия и ГОКи » Угольная промышленность
Химическая и фармацевтическая промышленность » Химическая промышленность
Транспорт и логистика » Деятельность портов
Транспорт и логистика » Железнодорожный транспорт
Транспорт и логистика » Логистика
Металлургия и ГОКи » Угольная промышленность
Химическая и фармацевтическая промышленность » Химическая промышленность
Транспорт и логистика » Деятельность портов
Транспорт и логистика » Железнодорожный транспорт
Транспорт и логистика » Логистика
28.09.2016 в 08:49 | РосБизнесКонсалтинг | Advis.ru
Отказ от транспортировки нефти через прибалтийские порты обсудят у Сергея Иванова
28 сентября спецпредставитель президента Сергей Иванов обсудит с нефтяниками переориентацию экспорта нефтепродуктов из Прибалтики в российские порты. Белорусские компании также могут обязать перенаправить потоки, говорят участники совещания
"Не кормить" чужие порты
Экс-глава президентской администрации, спецпредставитель президента по природоохранной деятельности, экологии и транспорту Сергей Иванов, который только в середине августа занял этот пост, планирует 28 сентября провести совещание с участием топ-менеджеров нефтегазовых компаний, "Транснефти" и РЖД о перспективах перенаправления экспорта нефтепродуктов из портов Прибалтики в российские порты. Об этом РБК рассказали три собеседника, близких к компаниям, приглашенных на это совещание.
Источник в окружении Иванова подтвердил РБК, что совещание стоит в его графике, но отказался комментировать повестку и список участников. О совещании также сообщил "Интерфакс" со ссылкой на свои источники.
Президент "Транснефти" Николай Токарев на встрече с президентом Владимиром Путиным 12 сентября сообщал, что Россия уже к 2018 году сможет полностью перебросить экспорт нефтепродуктов через порты Прибалтики (Вентспилс и Рига) в сторону российских портов — Усть-Луга, Приморск и Новороссийск. По его данным, в 2015 году через Прибалтику российские компании экспортировали 9 млн т нефтепродуктов, а в 2016 году этот объем снизится почти вдвое — до 5 млн т.
По словам одного из собеседников РБК, на совещании у Иванова планируется выработать меры для повышения привлекательности перевалки нефтепродуктов через российские порты, чтобы обеспечить более выгодную экономику для нефтяных компаний. В частности, планируется разработать систему понижающих коэффициентов к тарифам РЖД для транспортировки российских и транзитных грузов, которые идут в Усть-Лугу, Приморск и Новороссийск вместо Прибалтики, говорится в материалах "Транснефти", подготовленных к этому совещанию.
"Транснефть" также планирует предложить транспортировать по остаточному принципу грузы по системе "труба плюс железная дорога" в экспортном направлении, в том числе в Прибалтику, отдавая приоритет тем грузам, которые идут через российские порты, говорит один из собеседников. Кроме того, в материалах к совещанию содержится предложение о применении повышающих коэффициентов при транспортировке по РЖД грузов в сторону портов Прибалтики. Трубопроводная монополия предлагает расширить нефтепродуктопровод "Север" с 15 млн до 30 млн т в год, чтобы уже к 2018 году загрузить терминалы в Высоцке и Приморске до их проектных мощностей.
Источники РБК в двух российских нефтяных компаниях поддерживают инициативу по перенаправлению грузов в российские порты. По словам собеседника РБК, близкого к "Роснефти", компания "не собирается кормить порты стран, поддержавших европейские санкции против России, и готова постепенно переориентировать свои грузы в российские порты к 2018 году". Он утверждает, что в этом году компании предлагали приобрести долю в одном из прибалтийских портов "практически за бесценок" под условие направлять туда свои грузы, но "Роснефть" отказалась.
Перевод всего объема экспорта нефтепродуктов в российские порты Балтики может обеспечить их загрузку дополнительно на 9 млн т в год. При этом через три терминала в Ленинградской области и Петербурге (Усть-Луга, Высоцк, Петербургский нефтяной терминал) можно отправлять дополнительно до 20 млн т нефтеналивных грузов в год, указывает источник, близкий к другому участнику совещания.
Если Россия перебросит 4 млн т нефтепродуктов из Прибалтики в свои порты в 2016 году, то ежегодная выгода составит около $16 млн, говорит главный редактор информационно-аналитического агентства Portnews Виталий Чернов. К 2018 году, когда через российские порты должны экспортироваться все 9 млн т, дополнительные доходы составят $33 млн, добавляет генеральный директор "INFOLine-Аналитики" Михаил Бурмистров.
На текущий момент транзит российских грузов в направлении прибалтийских портов составляет около 49 млн т в год, говорится в пояснительной записке к совещанию: помимо нефтепродуктов экспортируются также уголь, калийные и азотные удобрения и другие грузы. "В результате российские терминалы недополучают порядка $1,3 млрд выручки ежегодно. При этом происходит субсидирование экономики прибалтийских государств, ведущих по отношению к России недружелюбную политику", — говорится в документе.
Но Россия продолжает снижать экспорт через Прибалтику. По итогам первого полугодия 2016 года через ее порты было перевалено 20,95 млн т российских грузов, что на 7,69% меньше, чем годом ранее, замечает Чернов.
Российские корни
Несколько российских компаний могут потерять прибыль в случае переориентации экспорта из Прибалтики в российские порты. Это касается не только нефтепродуктов, но и других товаров. Сейчас "Уралхиму" принадлежит контрольный пакет терминала по перевалке минеральных удобрений Riga Fertilizer Terminal в Рижском порту. "Еврохим" владеет терминалом "Еврохим Силламяэ" в Эстонии, "Акрон" и "Кузбассразрезуголь" также владеют эстонскими терминалами. Объем перевалки только минудобрений через порты Прибалтики, по данным PortNews, за шесть месяцев 2016 года вырос на 3,1%, до 3,7 млн т.
Представителей "Еврохима" и "Уралхима" на совещание к Иванову не позвали, оно касается только нефтяников, сообщили РБК источники в этих двух компаниях (официально их представители это не комментируют).
Стимул для Белоруссии
На совещании у Иванова также может быть поднят вопрос об увеличении экспорта белорусских грузов через российские порты, рассказали РБК два источника, близких к участникам совещания. Об этом же говорится в материалах "Транснефти". Монополия предлагает закрепить в межправсоглашении, регламентирующем беспошлинные поставки нефти из России для переработки на белорусских НПЗ, обязательства Белоруссии по экспорту определенных объемов нефтепродуктов через российские порты.
Сегодня более 90% экспорта нефтепродуктов из Белоруссии уходит в направлении Прибалтики и черноморских портов Украины, говорит источник, близкий к одному из участников совещания. В 2015 году Белоруссия транспортировала через Прибалтику 8,5 млн т нефтепродуктов (за восемь месяцев 2016 года — еще 5,67 млн т). Объемы перевалки крупнейшего литовского нефтеналивного терминала Klaipedos Nafta в 2015 году выросли на 18,5%, до 6,42 млн т. Klaipedos Nafta даже объявил о планах инвестировать около €10 млн в расширение мощностей терминала в Клайпеде специально под белорусские грузы.
Помимо этого Белоруссия отгружает на экспорт калийные и азотные удобрения через Литву.
Россия в 2016 году обещала увеличить поставки нефти в Белоруссию на 4,3%, с 23 млн до 24 млн т. Но в середине июня Минэнерго анонсировало сокращение поставок почти на 40% в третьем квартале и дальнейшее снижение в четвертом квартале. Это произошло на фоне спора о ценах на российский газ. По данным "Белстата", Белоруссия за семь месяцев 2016 года импортировала 12,7 млн т российской нефти.
Источник, близкий к белорусской стороне, сообщил РБК, что поставлять нефтепродукты через российские порты на запад логистически дороже, так как это удлиняет путь. Он сообщил, что такая переориентация возможна при условии льгот — предоставлении скидок от РЖД и гарантированного доступа к трубопроводным мощностям. Он также считает, что изменение межправсоглашения, предполагающее переориентацию белорусских грузов из Прибалтики в российские порты, противоречит концепции Единого экономического пространства и договоренностям в рамках Союзного государства России и Белоруссии.
Помощник министра энергетики Белоруссии Ирина Титович сообщила РБК, что представителей этого ведомства не приглашали на совещание к Иванову, и перенаправила вопросы в "Белнефтехим". Представитель "Белнефтехима" сказала, что о встрече у Иванова в компании также ничего не знают. Президент Белоруссии Александр Лукашенко еще в 2012 году заявлял о намерении перенаправить грузы с прибалтийских терминалов в порты Ленинградской области и Калининграда, но до сих пор этого не произошло.
Ранее премьер-министр Латвии Марис Кучинскис назвал решение "Транснефти" прекратить перевалку нефтепродуктов через Вентспилс и Ригу "вызовом для экономики Латвии". По его словам, страна будет повышать качество сервиса своих перевозчиков, чтобы привлечь другие грузы из Китая, Белоруссии, Казахстана.
Представители "Роснефти", ЛУКОЙЛа и РЖД отказались от комментариев. Представитель "Транснефти" не ответил на запрос РБК.
28 сентября спецпредставитель президента Сергей Иванов обсудит с нефтяниками переориентацию экспорта нефтепродуктов из Прибалтики в российские порты. Белорусские компании также могут обязать перенаправить потоки, говорят участники совещания
"Не кормить" чужие порты
Экс-глава президентской администрации, спецпредставитель президента по природоохранной деятельности, экологии и транспорту Сергей Иванов, который только в середине августа занял этот пост, планирует 28 сентября провести совещание с участием топ-менеджеров нефтегазовых компаний, "Транснефти" и РЖД о перспективах перенаправления экспорта нефтепродуктов из портов Прибалтики в российские порты. Об этом РБК рассказали три собеседника, близких к компаниям, приглашенных на это совещание.
Источник в окружении Иванова подтвердил РБК, что совещание стоит в его графике, но отказался комментировать повестку и список участников. О совещании также сообщил "Интерфакс" со ссылкой на свои источники.
Президент "Транснефти" Николай Токарев на встрече с президентом Владимиром Путиным 12 сентября сообщал, что Россия уже к 2018 году сможет полностью перебросить экспорт нефтепродуктов через порты Прибалтики (Вентспилс и Рига) в сторону российских портов — Усть-Луга, Приморск и Новороссийск. По его данным, в 2015 году через Прибалтику российские компании экспортировали 9 млн т нефтепродуктов, а в 2016 году этот объем снизится почти вдвое — до 5 млн т.
По словам одного из собеседников РБК, на совещании у Иванова планируется выработать меры для повышения привлекательности перевалки нефтепродуктов через российские порты, чтобы обеспечить более выгодную экономику для нефтяных компаний. В частности, планируется разработать систему понижающих коэффициентов к тарифам РЖД для транспортировки российских и транзитных грузов, которые идут в Усть-Лугу, Приморск и Новороссийск вместо Прибалтики, говорится в материалах "Транснефти", подготовленных к этому совещанию.
"Транснефть" также планирует предложить транспортировать по остаточному принципу грузы по системе "труба плюс железная дорога" в экспортном направлении, в том числе в Прибалтику, отдавая приоритет тем грузам, которые идут через российские порты, говорит один из собеседников. Кроме того, в материалах к совещанию содержится предложение о применении повышающих коэффициентов при транспортировке по РЖД грузов в сторону портов Прибалтики. Трубопроводная монополия предлагает расширить нефтепродуктопровод "Север" с 15 млн до 30 млн т в год, чтобы уже к 2018 году загрузить терминалы в Высоцке и Приморске до их проектных мощностей.
Источники РБК в двух российских нефтяных компаниях поддерживают инициативу по перенаправлению грузов в российские порты. По словам собеседника РБК, близкого к "Роснефти", компания "не собирается кормить порты стран, поддержавших европейские санкции против России, и готова постепенно переориентировать свои грузы в российские порты к 2018 году". Он утверждает, что в этом году компании предлагали приобрести долю в одном из прибалтийских портов "практически за бесценок" под условие направлять туда свои грузы, но "Роснефть" отказалась.
Перевод всего объема экспорта нефтепродуктов в российские порты Балтики может обеспечить их загрузку дополнительно на 9 млн т в год. При этом через три терминала в Ленинградской области и Петербурге (Усть-Луга, Высоцк, Петербургский нефтяной терминал) можно отправлять дополнительно до 20 млн т нефтеналивных грузов в год, указывает источник, близкий к другому участнику совещания.
Если Россия перебросит 4 млн т нефтепродуктов из Прибалтики в свои порты в 2016 году, то ежегодная выгода составит около $16 млн, говорит главный редактор информационно-аналитического агентства Portnews Виталий Чернов. К 2018 году, когда через российские порты должны экспортироваться все 9 млн т, дополнительные доходы составят $33 млн, добавляет генеральный директор "INFOLine-Аналитики" Михаил Бурмистров.
На текущий момент транзит российских грузов в направлении прибалтийских портов составляет около 49 млн т в год, говорится в пояснительной записке к совещанию: помимо нефтепродуктов экспортируются также уголь, калийные и азотные удобрения и другие грузы. "В результате российские терминалы недополучают порядка $1,3 млрд выручки ежегодно. При этом происходит субсидирование экономики прибалтийских государств, ведущих по отношению к России недружелюбную политику", — говорится в документе.
Но Россия продолжает снижать экспорт через Прибалтику. По итогам первого полугодия 2016 года через ее порты было перевалено 20,95 млн т российских грузов, что на 7,69% меньше, чем годом ранее, замечает Чернов.
Российские корни
Несколько российских компаний могут потерять прибыль в случае переориентации экспорта из Прибалтики в российские порты. Это касается не только нефтепродуктов, но и других товаров. Сейчас "Уралхиму" принадлежит контрольный пакет терминала по перевалке минеральных удобрений Riga Fertilizer Terminal в Рижском порту. "Еврохим" владеет терминалом "Еврохим Силламяэ" в Эстонии, "Акрон" и "Кузбассразрезуголь" также владеют эстонскими терминалами. Объем перевалки только минудобрений через порты Прибалтики, по данным PortNews, за шесть месяцев 2016 года вырос на 3,1%, до 3,7 млн т.
Представителей "Еврохима" и "Уралхима" на совещание к Иванову не позвали, оно касается только нефтяников, сообщили РБК источники в этих двух компаниях (официально их представители это не комментируют).
Стимул для Белоруссии
На совещании у Иванова также может быть поднят вопрос об увеличении экспорта белорусских грузов через российские порты, рассказали РБК два источника, близких к участникам совещания. Об этом же говорится в материалах "Транснефти". Монополия предлагает закрепить в межправсоглашении, регламентирующем беспошлинные поставки нефти из России для переработки на белорусских НПЗ, обязательства Белоруссии по экспорту определенных объемов нефтепродуктов через российские порты.
Сегодня более 90% экспорта нефтепродуктов из Белоруссии уходит в направлении Прибалтики и черноморских портов Украины, говорит источник, близкий к одному из участников совещания. В 2015 году Белоруссия транспортировала через Прибалтику 8,5 млн т нефтепродуктов (за восемь месяцев 2016 года — еще 5,67 млн т). Объемы перевалки крупнейшего литовского нефтеналивного терминала Klaipedos Nafta в 2015 году выросли на 18,5%, до 6,42 млн т. Klaipedos Nafta даже объявил о планах инвестировать около €10 млн в расширение мощностей терминала в Клайпеде специально под белорусские грузы.
Помимо этого Белоруссия отгружает на экспорт калийные и азотные удобрения через Литву.
Россия в 2016 году обещала увеличить поставки нефти в Белоруссию на 4,3%, с 23 млн до 24 млн т. Но в середине июня Минэнерго анонсировало сокращение поставок почти на 40% в третьем квартале и дальнейшее снижение в четвертом квартале. Это произошло на фоне спора о ценах на российский газ. По данным "Белстата", Белоруссия за семь месяцев 2016 года импортировала 12,7 млн т российской нефти.
Источник, близкий к белорусской стороне, сообщил РБК, что поставлять нефтепродукты через российские порты на запад логистически дороже, так как это удлиняет путь. Он сообщил, что такая переориентация возможна при условии льгот — предоставлении скидок от РЖД и гарантированного доступа к трубопроводным мощностям. Он также считает, что изменение межправсоглашения, предполагающее переориентацию белорусских грузов из Прибалтики в российские порты, противоречит концепции Единого экономического пространства и договоренностям в рамках Союзного государства России и Белоруссии.
Помощник министра энергетики Белоруссии Ирина Титович сообщила РБК, что представителей этого ведомства не приглашали на совещание к Иванову, и перенаправила вопросы в "Белнефтехим". Представитель "Белнефтехима" сказала, что о встрече у Иванова в компании также ничего не знают. Президент Белоруссии Александр Лукашенко еще в 2012 году заявлял о намерении перенаправить грузы с прибалтийских терминалов в порты Ленинградской области и Калининграда, но до сих пор этого не произошло.
Ранее премьер-министр Латвии Марис Кучинскис назвал решение "Транснефти" прекратить перевалку нефтепродуктов через Вентспилс и Ригу "вызовом для экономики Латвии". По его словам, страна будет повышать качество сервиса своих перевозчиков, чтобы привлечь другие грузы из Китая, Белоруссии, Казахстана.
Представители "Роснефти", ЛУКОЙЛа и РЖД отказались от комментариев. Представитель "Транснефти" не ответил на запрос РБК.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.