Машины и оборудование: тяжкий вес проблем. "ИА РЖД-Партнер.ру" № 3-4 (391-392) февраль 2019
Автомобильная промышленность » Отечественный рынок
Машино- и приборостроение » Железнодорожное машиностроение
Транспорт и логистика » Железнодорожный транспорт
Машино- и приборостроение » Железнодорожное машиностроение
Транспорт и логистика » Железнодорожный транспорт
Погрузку машин и оборудования обычно относят к проблемной для сети РЖД – прежде всего потому, что выпуск этих изделий традиционно падает. В 2017 году в данном секторе, вероятно, нащупали дно, однако
это мало что изменило.
В 2018 году, впервые за 7 лет, производство машин и оборудования продемонстрировало рост по сравнению с предыдущим периодом (+2,4%). Тем не менее железнодорожная погрузка машин, станков, двигателей, а также сельскохозяйственных машин снова снизилась – на 2,5 и 0,8% соответственно. Причина в том, что основной рост в высокотехнологичном секторе отечественной промышленности обеспечили автопром и производство железнодорожного подвижного состава. Продукция первого вошла в статистику под другой позицией (автомобили), а вагоны, понятно, как грузы не учитываются – их доставка включена в порожние рейсы. Ну а практически по всем остальным позициям машиностроения спад в прошлом году продолжился, за исключением отдельных ниш, связанных с экспортом электротехнического и металлургического оборудования, а также выпуска деталей к нему.
Низкий внутренний потребительский спрос объясняется отсутствием роста реальных доходов населения, отметил заместитель руководителя департамента исследований ТЭК ИПЕМ Евгений Рудаков. Кроме того, в 2018-м в 3 раза снизился плановый объем федеральных целевых программ, формирующих госинвестиции в отечественное машиностроение. Это связано с задержкой пролонгации программ господдержки, по которым реальные выплаты по льготам предприятия стали получать только в начале лета прошлого года. С этого момента было отмечено оживление в приобретении сельскохозяйственной, дорожно-строительной и коммунальной техники, а также оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности от российских производителей, отметил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
Неплохим подспорьем оказались также закупки Минобороны отечественных бульдозеров. При этом практически провалились надежды на подъем в таком существенном для железнодорожной погрузки сегменте, как производство зерноуборочных комбайнов. Этот вопрос довольно остро был поставлен на заседании коллегии по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Только после этого в России стали рассматривать дополнительные меры поддержки отечественных заводов сельхозтехники, рассказал член коллегии ЕЭК Александр Субботин. Правда, эти меры начнут действовать только в 2019 году.
Одно из ключевых направлений развития – повышение локализации производимой техники и увеличение объемов закупки материалов и комплектующих у отечественных предприятий. Но это опять-таки вопрос перспективы. В частности, в декабре прошлого года в АО "ПТЗ" обещали наладить выпуск фронтальных погрузчиков, разработанных при непосредственной поддержке Минпромторга. На данный момент в РФ используют только импортные машины подобного типа. С 2019 года в рамках программ импортозамещения ряд предприятий начнут модернизацию цехов для производства оборудования для льноводства, виноградарства, овощеводства и расширения линеек для садоводства, отметил генеральный директор АО "Росагролизинг" Павел Косов.
Еще один нюанс: определенная часть перевозок машин и оборудования попадает в статистику контейнерных перевозок. Причем в последние 2 года производители техники стремятся увеличить отправки своих изделий машинокомплектами именно в контейнерах, а не в собранном виде. Это тоже стало одним из факторов, который привел к снижению объемов железнодорожных перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов.
Рост ставок на контейнерные перевозки подтолкнул грузы уходить с сети РЖД на другие виды транспорта. Прежде всего на автомобильный, несмотря на сложности с получением спецразрешений на перевозки тяжеловесов и ужесточение весогабаритного контроля на федеральных автотрассах. Еще часть объемов ушла на водные пути.
Из-за всего этого статистика железнодорожной погрузки машин и оборудования могла оказаться даже хуже, если бы по сети перевозили только новую продукцию российских заводов. Однако солидным подспорьем для РЖД является доставка импортной техники, поступающей через отечественные морские терминалы. Также есть сезонные транспортировки дорожно-строительных машин на новые площадки. Эти негабаритные и тяжеловесные грузы везутся на транспортерах и платформах, отметил коммерческий директор Центра железнодорожных технологий "Негабарит" Павел Волков. В этом сегменте как раз можно найти резервы для привлечения дополнительных объемов, чем и занимаются операторские компании. Впрочем, прогнозы на 2019 год в части погрузки машин и оборудования все равно не слишком оптимистичные. Но есть и вероятность перемен к лучшему.
это мало что изменило.
В 2018 году, впервые за 7 лет, производство машин и оборудования продемонстрировало рост по сравнению с предыдущим периодом (+2,4%). Тем не менее железнодорожная погрузка машин, станков, двигателей, а также сельскохозяйственных машин снова снизилась – на 2,5 и 0,8% соответственно. Причина в том, что основной рост в высокотехнологичном секторе отечественной промышленности обеспечили автопром и производство железнодорожного подвижного состава. Продукция первого вошла в статистику под другой позицией (автомобили), а вагоны, понятно, как грузы не учитываются – их доставка включена в порожние рейсы. Ну а практически по всем остальным позициям машиностроения спад в прошлом году продолжился, за исключением отдельных ниш, связанных с экспортом электротехнического и металлургического оборудования, а также выпуска деталей к нему.
Низкий внутренний потребительский спрос объясняется отсутствием роста реальных доходов населения, отметил заместитель руководителя департамента исследований ТЭК ИПЕМ Евгений Рудаков. Кроме того, в 2018-м в 3 раза снизился плановый объем федеральных целевых программ, формирующих госинвестиции в отечественное машиностроение. Это связано с задержкой пролонгации программ господдержки, по которым реальные выплаты по льготам предприятия стали получать только в начале лета прошлого года. С этого момента было отмечено оживление в приобретении сельскохозяйственной, дорожно-строительной и коммунальной техники, а также оборудования для пищевой и перерабатывающей промышленности от российских производителей, отметил министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров.
Неплохим подспорьем оказались также закупки Минобороны отечественных бульдозеров. При этом практически провалились надежды на подъем в таком существенном для железнодорожной погрузки сегменте, как производство зерноуборочных комбайнов. Этот вопрос довольно остро был поставлен на заседании коллегии по промышленности и агропромышленному комплексу Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Только после этого в России стали рассматривать дополнительные меры поддержки отечественных заводов сельхозтехники, рассказал член коллегии ЕЭК Александр Субботин. Правда, эти меры начнут действовать только в 2019 году.
Одно из ключевых направлений развития – повышение локализации производимой техники и увеличение объемов закупки материалов и комплектующих у отечественных предприятий. Но это опять-таки вопрос перспективы. В частности, в декабре прошлого года в АО "ПТЗ" обещали наладить выпуск фронтальных погрузчиков, разработанных при непосредственной поддержке Минпромторга. На данный момент в РФ используют только импортные машины подобного типа. С 2019 года в рамках программ импортозамещения ряд предприятий начнут модернизацию цехов для производства оборудования для льноводства, виноградарства, овощеводства и расширения линеек для садоводства, отметил генеральный директор АО "Росагролизинг" Павел Косов.
Еще один нюанс: определенная часть перевозок машин и оборудования попадает в статистику контейнерных перевозок. Причем в последние 2 года производители техники стремятся увеличить отправки своих изделий машинокомплектами именно в контейнерах, а не в собранном виде. Это тоже стало одним из факторов, который привел к снижению объемов железнодорожных перевозок негабаритных и тяжеловесных грузов.
Рост ставок на контейнерные перевозки подтолкнул грузы уходить с сети РЖД на другие виды транспорта. Прежде всего на автомобильный, несмотря на сложности с получением спецразрешений на перевозки тяжеловесов и ужесточение весогабаритного контроля на федеральных автотрассах. Еще часть объемов ушла на водные пути.
Из-за всего этого статистика железнодорожной погрузки машин и оборудования могла оказаться даже хуже, если бы по сети перевозили только новую продукцию российских заводов. Однако солидным подспорьем для РЖД является доставка импортной техники, поступающей через отечественные морские терминалы. Также есть сезонные транспортировки дорожно-строительных машин на новые площадки. Эти негабаритные и тяжеловесные грузы везутся на транспортерах и платформах, отметил коммерческий директор Центра железнодорожных технологий "Негабарит" Павел Волков. В этом сегменте как раз можно найти резервы для привлечения дополнительных объемов, чем и занимаются операторские компании. Впрочем, прогнозы на 2019 год в части погрузки машин и оборудования все равно не слишком оптимистичные. Но есть и вероятность перемен к лучшему.
Введите e-mail получателя:
Укажите Ваш e-mail:
Получить информацию:
Получить информацию:
Специальное предложение
Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».
В пакет входит бесплатное предложение:
- подписка на еженедельный отраслевой мониторинг «Рынок строительно-отделочных материалов, торговые сети DIY и товары для дома России и Республики Беларусь» II квартал 2024 года,
- свежий выпуск ежемесячного обзора «Инвестиционные проекты в жилищном строительстве РФ»,
- презентация INFOLine c бизнес-завтрака «Строительные материалы и рынок DIY. Итоги 2023 года, перспективы 2024-го».
Свяжитесь с нами любым удобным способом:
+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru
Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.