Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Пространственное мышление. "Фонтанка.ru". 22 июля 2019

Кто платит за создание и эксплуатацию общественных зон в Петербурге.
Запрос населения на общественные пространства возрос - этот тренд ловят и строители, и крупные инвесторы, и городские власти. Надолго ли это и за чей счет город должен похорошеть, эксперты разбирались на круглом столе "Фонтанки" и "Недвижимости и строительства Петербурга".
В рамках федеральной программы "Городская среда" Петербург выделяет дополнительные деньги из бюджета на проект "Формирование комфортной городской среды" – сюда входит обновление парков и скверов, развитие набережных, благоустройство дворов. С присоединением сил крупных федеральных инвесторов речь уже идет о преображении целых кварталов.
Вернуть народ на набережные
Сейчас в разработке концепций благоустройства общественных мест стали учитывать и мнение жителей города. Заместитель председателя комитета по благоустройству Санкт-Петербурга Лариса Канунникова рассказала, что в центре внимания, прежде всего, прибрежные зоны, набережные, любые выходы к воде. Одним из реализованных пожеланий горожан стало благоустройство Южной дороги на Крестовском острове. Продолжение этого проекта предполагает благоустройство территории около "Новокрестовской" и реконструкцию береговой линии после "Евро-2021". Поскольку часть земель принадлежит городу, а часть – "Газпрому", единую концепцию береговой линии разработали совместно.
А вот с проектированием набережной реки Карповки – с функциональным насыщением нового пространства – помогали активные жители Петроградки. Они пожелали видеть там зону мероприятий, огород, детские площадки с максимальным сохранением деревьев. Зону релакса спроектировали студенты Первого медицинского университета. Преобразить эту, по сути заброшенную, территорию в центре, к которой, по словам Ларисы Канунниковой, "давно возникали вопросы", должна непрерывная пешеходная дорожка.
– Мы много работаем с инвесторами, но хотелось бы более активного участия строителей, – говорит Канунникова. – С "Газпромом" город сотрудничал при реконструкции пешеходных зон на Большой Морской и 1-й Советской, в этом году они взялись за более масштабную идею – Большой проспект Петроградской стороны с выходом на улицу Добролюбова и далее на площадь Лихачева.
Проект предполагает не просто обновление самой улицы, включая освещение и дворовые территории, но и всех фасадов в течение пяти лет. "Здесь реализуется оптимальная, на мой взгляд, формула для комплексных проектов благоустройства: бюджет города и муниципалитета плюс деньги инвестора", – подчеркивает Лариса Канунникова.
По такой же схеме продолжают облагораживать территорию вокруг Новой Голландии. С "Газпромом" город уже благоустроил две Морские улицы, Адмиралтейскую набережную, Исаакиевскую площадь, дворы (совместно с муниципалами). Далее в планах обновить Конногвардейский бульвар, чтобы в итоге все замкнулось в единый благоустроенный пешеходный маршрут от Невского до Мариинского театра. По словам Канунниковой, в этот же район выходит еще один крупный инвестор – "Почта России", которая сейчас готовит концепцию общественного кластера и благоустройства в квартале.
Стоит ждать и обновления набережной реки Охты – здесь строится много жилья, в проекте участвует несколько инвесторов. Главная сложность – сделать берег единым пространством имиджево и стилистически.
– Набережную Охты благоустроить предложили мы, – отметил заместитель генерального директора компании Bonava Александр Свинолобов. – Многие инициативы, которые выдаются за городские, на самом деле инициирует застройщик. Да, речь идет об участке набережной, прилегающем к нашему объекту, и нам выгодна общественная зона на берегу. Сейчас набережная поделена между разными компаниями. Хоть она и числится как территория общего пользования, фактически она пока закрыта и не развивается по разным причинам. Все соседи знакомы с нашим проектом и будут ориентироваться на него, чтобы выдержать набережную в едином стиле. Но за их концепцию, как и за сроки реализации, мы отвечать не можем. Наш участок арендован на пять лет, но что будет по окончании договора, когда территория снова станет городской? Как решится вопрос содержания и эксплуатации? Ответов на эти вопросы мы пока не нашли.
Лариса Канунникова на это ответила, что вопрос эксплуатации такого многосоставного проекта для городского бюджета слишком тяжел и надо бы рассмотреть вариант совместного с финансирования с бизнесом.
Куда пойти в новых районах
Для новых районов вдали от центра особенно важен дизайн-код, поскольку застройка здесь типовая. Так, в рамках городской программы в августе планируют открыть общественное пространство у Ивановского карьера в Невском районе – этого опять же добились жители. По их пожеланию там, в частности, появятся даже светящиеся качели. Спроектировано 9 пляжей в Курортном районе – до 2024 года они должны соединиться в единую цепочку вдоль береговой линии. Обновится малый Ильинский сад в Красногвардейском районе – здесь будет зона для рыбаков и площадка подготовки к ГТО.
– На Невском и в Кудрово живут одни и те же люди, и пространства мы делаем для людей, а не для города, – говорит руководитель проектов КОТ компании "Строительный трест" Анзор Берсиров. - Подобные зоны внутри города интегрируются в уже сформировавшуюся среду, а в районах новой застройки в чистом поле есть свои проблемы. Там огромная пропасть между средой, создаваемой девелоперами внутри пространства дома, и внешней средой, сформировавшейся в этом районе. Объединить их практически нереально. Поэтому при работе с общественными пространствами однозначно нужна интеграция в окружение.
"Строительный трест" уже 10 лет вместе с "Отделстроем" ведет проект в Кудрово, где построили парк "Оккервиль" площадью более 10 га. Это более природное, чем креативное, пространство на муниципальной территории, из-за чего долго были проблемы с местными властями и статусом парка. Тем не менее сегодня парк официально создан и признан, и содержит его девелопер, а не муниципалитет. Но в ближайшие два года застройка завершится, и девелопер уйдет из Кудрово. Где муниципалы возьмут бюджет на обслуживание парка после этого – вопрос открытый и обсуждаемый.
Кто заплатит
Представительница СК "Мегалит" Александра Саблина рассказала о боли девелопера: хочешь общедоступное пространство для людей – будь готов бороться со стремлением проектировщика все удешевить и упростить.
– Мы для "Дома на Львовской" разработали внутреннее общедоступное пространство с садом под окнами, можжевельником, велодорожками, функциональным делением на зоны. Потом идём к генпроектировщику, а он и говорит: "Девелопер, успокойтесь, это очень дорого. Плиточку вот вы тут хотите, как в "Зарядье". И приходится доказывать, что это осознанное вложение денег в красоту, что в этом и есть смысл.
Любое общественное пространство как элемент инфраструктуры изнашивается. Если денег на эксплуатацию много, то это не важно, считает управляющий партнер управляющей компании "Севкабель порт" Miles & Yards Артём Кардаш.
– Например, мы долго не могли понять, почему у нашего катка цвет льда желтоватый, а в Новой Голландии – белый, – рассказал он. – Да просто у них отдельная система фильтрации воды для катка. На нашем этапе развития такое невозможно. Крупные инвесторы, вкладывающие средства в общественные пространства, замечают недостаточность бюджетного финансирования в городе. Мы же работаем в условиях рыночной экономики, не рассчитывая на глобальные сторонние вложения.
Недавно представители компании изучили затраты на создание крупных всемирно известных парков. Исследование показало – действительно дорогой парк мирового уровня в среднем обходится в переводе на наши деньги в 2,5 млрд рублей за гектар. А парк "Миллениум" в Чикаго обошелся в 4 млрд. Девелопер, как и город, у нас подобного воплотить не может. В России под этот критерий подходит лишь парк "Зарядье", где на гектар потратили 2,3 – 2,5 млрд рублей. Но все-таки это практически федеральный проект, не городской.
В то же время мир знает и любит и малобюджетные парки с затратами меньше 100 млн рублей на гектар. В России сегодня в среднем закладывают 70 млн рублей на гектар благоустройства внутри девелоперского проекта. Но, даже реализовав супердорогой проект, можно не справиться на этапе эксплуатации, поэтому важны операторы и стейкхолдеры, владеющие функциями рядом, которые и создадут положительную экономику пространства.
Главное для общественного места, по словам Артема Кардаша, это аттрактор – то, что притягивает горожан, а единственный критерий его успешности – время пребывания там. Естественно, на огромном Елагином острове можно пробыть целый день. А 3 га "Севкабеля" в мае посетили 167 тысяч человек, в среднем задерживаясь там на 69 минут. К главным аттракторам места эксперт отнес еду, набережную, инстапойнты и арт-объекты. Их будут обновлять, чтобы место не приедалось. Вот эта экономика впечатлений и отличает традиционные культурные объекты вроде Эрмитажа от современных пространств.
Малая форма – большой эффект
Генеральный директор компании "Айра", президент Ассоциации умных городов Юрий Берестов рассказал об инновациях для благоустройства, успешно показавших себя в малых городах, теперь внимание на них хотят обратить и в Петербурге.
Например, в компании разработали велоинфраструктурный проект Smart Track с интеллектуальной системой навигации, световые ограничители для парковки, которые видно даже под снегом, управляемую маркерную подсветку, интерактивные детские видеоплощадки с возможностью выбора игровой программы.
В целом компания специализируется на дизайне городской среды и благоустройстве общественных пространств: создает и внедряет в инфраструктуру территории инновационные Smart-МАФы (МАФ – малая архитектурная форма) из запатентованного материала собственной разработки SELIN, не имеющего зарубежных аналогов.
В конце прошлого года компания даже создала объединяющий производителей МАФов технопарк на границе города и области. Заказчик в режиме "единого окна" может получить здесь весь комплекс услуг – от концепции до производства и монтажа элементов городской среды.
Большинство смарт-идей для благоустройства реализовано в Альметьевске, Грозном и подмосковных Химках. Благодаря подобным инновациям небольшой город Альметьевск в Татарстане недавно стал велостолицей России, а еще был признан стартап-столицей страны, победил в конкурсе на лучшее муниципальное образование по благоустройству, лучший пляж. Здесь компании удалось реализовать 50 км велодорожек с велосчетчиками, интеллектуальной световой системой навигации и полной инфраструктурой – от возможности ремонта до перекуса. В крупных же городах вроде Москвы и Петербурга дело обстоит сложнее. Велоинфраструктура здесь развивается кусками без единой концепции, так как не хватает законодательной базы для проектирования велотрасс, к тому же ГИБДД не идет навстречу.
– Проект умных велодорожек мы хотим предложить Петербургу в рамках благоустройства Петроградской стороны, – пояснил Берестов. – А еще мы выступим с предложением о проектировании велокольца вокруг Петербурга – такой трассы нет нигде в мире. Помочь в этом мог бы такой крупный инвестор, как РЖД, обладающий огромным ресурсом и как раз реализующий сейчас проект железнодорожного кольца вокруг города. Если заложить огороженные велозоны рядом с железнодорожными платформами, потом пустить от них "лучи" в Ленобласть, это стало бы базовой велосипедной магистралью и существенно снизило бы пробки.
Что касается малых архитектурных форм, то здесь все решает здравый смысл и экономика проекта. Есть минимальные требования по благоустройству, есть пожелания людей и есть бюджет девелопера. Надо как-то балансировать.
– Мы проводили исследование нашей целевой аудитории, люди готовы платить за общественное пространство, – пояснил заместитель генерального директора "ЛенРусСтрой" Максим Жабин. – Когда мы спросили и у новоселов Новогорелово об их пожеланиях, то они попросили МАФы запредельной стоимости – по сути, они хотели Новую Голландию и "Севкабель порт" на территории поселка. Мы в проект закладываем благоустройство сразу – в спальниках в цене "квадрата" это не менее 2 тысяч рублей.
Другая проблема среды спальных районов – льготные арендаторы, кафе, барбершопы и пекарни, которые могли бы послужить аттракторами для общественного пространства, сюда не пойдут. Как пояснил Максим Жабин, им будет нечего делать весь день на первых этажах, так как там нет потока людей – все уехали на работу в 8 утра, а в выходные все гуляют в том же "Севкабеле" и в Новой Голландии.
По мнению некоторых участников круглого стола, лучшие объекты благоустройства – это живые деревья. Координатор движения "Деревья Петербурга" Мария Тиника посетовала, что из города уходят общественные пространства в старом, привычном понятии – "милые взору перекрестки", сочетающие тень деревьев, скамейку и фонтан.
"Сегодня в городе уже нет улиц, остались только дороги. На улицах не гуляют люди – большинство либо едет в машинах, либо под землей в метро, на бывших общественных территориях сегодня парковки. Мой совет девелоперам – в любом случае высаживайте деревья", – подытожила она.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.