Интервью: Михайлов Александр Сергеевич, Директор по развитию бизнеса Лизинговой компании "EUROPLAN".

ЛизингInfo.Ru: Грузовой транспорт занимает внушительную часть в структуре лизинговых портфелей компаний, что обусловлено, скорее всего, высоким спросом на данный вид услуг. Каковы преимущества лизинга для приобретения грузового автотранспорта?
Михайлов А.С.: Выгоды от приобретения грузового транспорта в лизинг по сравнению с кредитом можно разделить на три крупных блока:
- Упрощенная схема финансирования, действующая, например, в компании EUROPLAN: быстрое принятие решений (скоринговая система принимает решение по сделкам до 200 тыс.долларов за 15 минут); минимальное количество документов (всего 5, без справок из банка и налоговой инспекции); отсутствие дополнительных залогов и навязываемых услуг (таких как перевод счетов в банк, расчетно-кассовое обслуживание и т.п.)
- Скидки от автодилера, которые транслируются лизинговой компанией на эксплуатанта (лизингополучателя). Компания EUROPLAN является крупным покупателем автотранспорта в России (свыше 11000 единиц). Это позволяет получать от производителей автотранспорта и их дилеров скидки, которые недоступны для других предприятий, в том числе при кредитовании через банк. Эти скидки удешевляют стоимость финансирования. В некоторых случаях данные скидки позволяют лизингополучателю получить автомобиль в лизинг с нулевым удорожанием, т.е. по такой же розничной цене, но при этом в рассрочку на 12 месяцев и выше.
- Заложенные в российском законодательстве налоговые льготы для предприятий: применение коэффициента ускоренной амортизации до 3, что позволяет снизить налог на имущество; отнесение лизинговых платежей на себестоимость, что позволяет снизить налог на прибыль.
Также немаловажным для компаний, использующих транспорт в своей деятельности, является тот факт, что при лизинге они экономят также на административных издержках. Крупная лизинговая компания, имеющая большое количество машин, переданных в лизинг, возьмет на себя проблемы с регистрацией автомобилей, прохождением Государственных технических осмотров. Также не придется ломать голову при выборе страховой компании, избегать "трюков" страховщиков при получении страхового возмещения. Такие компании также экономят на ведении бухгалтерии и отсутствии учета и отчетности по налогам (на имущество, транспортного и проч.), что позволяет не увеличивать штат административного персонала при росте автомобилей в пользовании.
ЛизингInfo.Ru: Что необходимо компании-грузоперевозчику, чтобы воспользоваться вашими услугами?
Михайлов А.С.: Потенциальному клиенту компании Europlan необходимо иметь лишь 5% от стоимости автомобиля и минимальный набор документов – всего 5 (без справок из банков и налоговой инспекции). Заявка на лизинг – 2 страницы. Благодаря скоринговой системе решение принимается в течении 15 минут. Времена, когда лизинг для предприятия или индивидуального предпринимателя, планирующих покупать тягач или самосвал в лизинг, представлял большой документооборот и сложности в крупнейших лизинговых компаниях в России давно прошли.
ЛизингInfo.Ru: Для каждого лизингового сегмента существуют свои тонкости и "подводные камни". С чем приходится сталкиваться лизингополучателям в сфере грузового автотранспорта?
Михайлов А.С.: Лизинг транспорта является одним из наиболее отработанных видов сделок, где права и обязанности сторон четко определены, а интересы лизингополучателя хорошо защищены. В случае выбора крупной надежной лизинговой компании с большим количеством договоров в этой сфере и прозрачной структурой собственности можно быть уверенным, что сделка пройдет гладко. Лизингополучатель, перечислив по договору финансовой аренды, аванс за технику получит грузовик в долгосрочное владение и пользование, а после выплаты всех лизинговых платежей – и машину в собственность.
Аванс – это доверие
При реализации любой сделки лизинга важнейшим обеспечением выступают авансовые платежи лизингополучателей, которые перечисляются в лизинговую компанию. Здесь, как нетрудно догадаться, возникает элемент доверия теперь не только со стороны лизинговой компании к лизингополучателю, но и наоборот. В условиях, когда лизинговая деятельность не лицензируется и любое юридическое лицо с уставным фондом около 10 тысяч рублей может ей заниматься, потенциальному лизингополучателю рекомендуется тщательно подходить к выбору лизинговых компаний, обращая внимание на их учредителей и размер капитала. Российская история лизингового рынка знает примеры, когда под видом лизинговой компании работала группа мошенников, собравшая предоплаты с фермеров по фиктивным договорам лизинга сельскохозтехники.
Стоит также с осторожностью относиться с сделкам лизинга с авансом более 50% от стоимости приобретаемой техники. На первый взгляд, стремление "облегчить" выплату всей суммы похоже на заботу лизинговой компании о клиенте. Чем больше первичный платеж, тем меньше размер последующих выплат. Однако, высокий аванс может стать поводом для пристального внимания налоговых органов.
Следует знать, что добросовестная лизинговая компания никогда не предложит потенциальному клиенту авансовый платеж, превышающий определенный порог. Более того, конкуренция на рынке такова, что сейчас величина авансового платежа может начинаться от 15%.
"Дегрессивный" лизинг
В некоторых случаях клиенту лизинговой компании предлагается весьма своеобразная схема выплаты суммы по договору лизинга. Всегда необходимо оценить, а какую часть контракта вы выплатите в ближайшие 3-6 месяцев после выплаты аванса, может эта сумма даже превысит то, что вы бы выплатили с 15% авансом и равными месячными платежами. Этот трюк называется "дегрессивные", "ступенчатые", "ниспадающие" платежи.
Своеобразие тут заключается в том, что при общем сроке договора, к примеру, 24 месяца выплату 80% суммы ненавязчиво предлагается провести за первые 6 месяцев. Мотивация тут может быть разнообразной: от псевдозаботы о финансах клиента до необходимости компенсировать собственные коммерческие риски. Именно поэтому, внимательное изучение лизингового договора со всеми приложениями, включая график выплат, поможет в данном случае избежать пристального внимания налоговых органов, которые вполне могут расценить такую сделку, как завуалированный кредит, а никак не лизинг.
Следует знать, что общепринятой мировой практикой является график выплат равными долями в течение всего срока договора.
Кэптивный лизинг
Поскольку лизинг автомобилей непосредственно завязан на отношениях лизинговой компании с автопроизводителями, то еще один "подводный камень" связан с лизинговыми компаниями при автозаводах. Здесь можно столкнуться с ситуацией, когда такая лизинговая компания предлагает более выгодные условия по продукции строго определенных марок, ограничивая при этом ассортимент другой техники. Скидки на технику включаются в лизинг и субсидируют ставку по лизингу автомобилей именно этого бренда.
Другими формами "привязки" клиента можно назвать требования некоторых кэптивных лизинговых компаний о подписании в дополнение к договору лизинга еще и векселей под каждый лизинговый платеж, что является чрезвычайно необычной практикой. Некоторые банковские лизинговые компании требуют перевести расчетные счета лизингополучателя в их банк для "удобства" безакцепного списания лизинговых платежей, что тоже идет скорее на благо лизингодателя.
Страхование – обязательно при лизинге
Особенности развития бизнеса в России зачастую проявляются в объединении интересов дилеров автопроизводителей, страховых компаний и лизинговых компаний.
Услуги лизингодателей, предусматривающие "выбор" из одной страховой компании должны вызывать больше вопросов. Скрытые и потенциальные затраты лизингополучателя могт заключаться в особых условиях страхования, которые, получается, навязываются потенциальному клиенту (франшизы, агрегатное страхование, судьба годных остатков, ограничения на количество лиц, допущенных к управлению, ограничения на ночную стоянку и т.п.). Все эти жесткие условия страхования можно ощутить при наступлении страхового случая, да лизингодатель, связанный узами эксклюзивности со страховой компанией, вряд ли займет сторону клиента в споре за страховой возмещение.
Быстрый малый лизинг
Важное значение имеет время между рассмотрением заявки клиента и исполнением договора лизинга. Фактор "время – деньги" срабатывает, когда длительное рассмотрение заявки приводит к серьезным финансовым потерям. К примеру, начало строительства и лизинговый договор на специальную технику. Или же открываются новые маршруты пассажирских перевозок и поступление партии автобусов. Четкое планирование в работе автопроизводителей в случае с затяжкой времени рассмотрения заявки может привести к сбою в поставке техники.
Следует учитывать также, что подавляющее большинство лизинговых компаний в России являются банковскими и очень сильно завязаны на объем и крупные сделки. Примеров массового розничного лизинга, когда предоставляют в лизинг от 1 (!) автомобиля относительно немного.
Несмотря на массу острых моментов, которые отравляют покупку автомобиля в лизинг, отказываться от обновления парка и копить деньги в "банке" не стоит. Внимательно изучайте договор лизинга и вносите в него свои поправки! А о подводных камнях, которые могут вам попасться, мы будем вас заблаговременно информировать.
ЛизингInfo.Ru: В середине прошлого года, "Эксперт РА" предсказывал снижение темпов роста в области лизинга грузового автотранспорта. В качестве одного из аргументов, было сказано, что "мы не видим сколько-нибудь значительного увеличения объема перевозок". Можно предположить, что при таком развитии событий, грузоперевозки будут стагнировать, значит, спрос на лизинг будет падать и соответственно конкуренция лизинга в этой сфере усилиться. И как это отразиться на рынке?
Михайлов А.С.: Действительно, мы в Europlan наблюдаем опережающий рос внутрироссийских автомобильных перевозок по сравнению с международными. Очень быстро растет сегмент перевозок на "коротком плече". Все это ведет к росту продаж всех типов грузовых автомобилей: и новых отечественных, и новых импортных, и импортных б/у. За этим ростом следует и рынок лизинга, а иногда даже стимулируя его. Мы в Europlan положительно оцениваем замещение устаревшего парка грузовых автомобилей новыми импортного и ответственного производства.
ЛизингInfo.Ru: В случае роста конкуренции в вашем сегменте, какие моменты вы бы продемонстрировали рынку в качестве плюсов работы именно с вашей компанией?
Михайлов А.С.: Если коротко, то плюсов пять:
Компания Europlan ближе, чем кто-либо из российских лизинговых компаний к своим клиентам, так как уже работает в 60 регионах РФ.
Компания Europlan осуществляет более 1000 договоров в месяц благодаря ускоренной системе принятия решений и электронному документообороту по всей стране.
Компания Europlan предлагает своим клиентам специальные условия лизинга 25 марок автомобилей за счет большого оборота по ним и скидкам от автопроизводителей.
Аванс по некоторым лизинговым предложениям составляет от 5% и требуется минимальное количество документов (всего 5, без справок из банка и налоговой инспекции); отсутствуют требования дополнительных залогов и навязываемых услуг (таких как перевод счетов в банк, расчетно-кассовое обслуживание и т.п.)
Компания Europlan является надежным финансовым партнером с международными акционерами и кредиторами для тысяч компаний от малого частного бизнеса до крупных многонациональных концернов.
К началу 2007 года компания профинансировала более 14000 договоров лизинга с более чем 4200 компаниями, которые представляют собой предприятия от малого и среднего бизнеса до корпораций, входящих в Fortune-500. Europlan профинансировал самый крупный на сегодня в России парк автомобилей, переданных в лизинг – на данный момент это более 11000 единиц транспорта.
ЛизингInfo.Ru: Лизинг в будущем может стать основной формой приобретения грузового автотранспорта. Какие преобразования, на ваш взгляд, и в каких сферах необходимы, чтобы ускорить этот процесс?
Михайлов А.С.: Лизинг выгоден сам по себе. Нынешнее законодательство обеспечивает списание в затраты не только процентов внутри лизинговых платежей, но и стоимости машины. При этом амортизация происходит в три раза быстрее, чем по кредиту. То есть у лизингополучателя имеется возможность "отбить" самосвал или тягач в три раза быстрее, чем обычно. Отрасль успешно переживает реформы перехода на новые экологические стандарты и запретительные пошлины на импорт старых грузовиков. Те компании, которые уже пользуются лизингом грузовых автомобилей уже оценили его выгоды. Поэтому специальных преобразований не требуется, нужно лишь попробовать воспользоваться таким финансированием и посмотреть, на сколько быстрее окупается одна машина. Если опыт положительный, то вопрос решится сам собой.
ЛизингInfo.Ru: С какими типами автотранспортных средств работает Ваша компания по лизингу (это только грузовики или дополнительно автобусы и т.д.)? По каким типам автотранспортных средств, маркам и моделям было заключено наибольшее количество договоров в 2006 г.? Изменилась ли ситуация в этом плане по сравнению с 2005 г.?
Михайлов А.С.: В сегменте Europlan наиболее многочисленны сделки лизинга грузового и легкового транспорта, а также лизинга специальной техники и автобусов; по оборудованию – это быстро реализуемые контракты с оборудованием стоимостью до 1 млн. долларов США.
За один только 2006 год компания Europlan купила для своих клиентов и передала в лизинг 6388 транспортных средств на 5,2 млрд. рублей. Если сравнивать легковые и грузовые автомобили, то доля договоров лизинга легковых автомобилей больше как в количественном выражении, так и в стоимостном. По рейтингам ассоциации "Рослизинг" и журнала "Финанс." компания Europlan заняла первой место по лизингу пассажирского транспорта среди всех лизинговых компаний России.
Если говорить о грузовом автотранспорте, то наибольшей популярностью пользуются машины с пробегом, поскольку новые для многих предпринимателей слишком дороги. А вот легковые автомобили компании предпочитают брать в лизинг новые.
Лизинг корпоративного автотранспорта растет также бурно как и продажи автомобилей в России. Это объясняется все возрастающим разнообразием, популярностью качественных автомобилей и их ценовой привлекательностью. Последние два года продажи автотранспорта растут темпами, превышающими 50 процентов. Растущая покупательная способность населения и растущие бизнес-потребности компаний стимулируют спрос на авторынке. Соответственно, вместе с ростом спроса на машины, увеличивается потребность в том, чтобы находить для этих приобретений финансирование. Лизинг, делает покупку транспорта более доступной и экономичной для организаций и индивидуальных частных предпринимателей, способствуя, таким образом росту данного рынка.
Лизинговые компании являются профессиональными покупателями. Наиболее крупные из них имеют парк автомобилей в несколько тысяч. Это означает, что такие фирмы вложили миллионы долларов в приобретение машин и являются ценными покупателями для производителей. Поэтому им предоставляются специальные скидки, недоступные для компаний, которые берут две-три машины.
ЛизингInfo.Ru: Какие интересные сделки заключила Ваша компания, и какие тенденции проявились на рынке лизинга в 2006 году?
Михайлов А.С.: Мы в Europlan исключительно положительно оцениваем результаты 2006 года. Сегмент по-настоящему рыночной финансовой аренды, то есть который не зависит от объемов внутрихолдинговых сделок лизинга, распространенного в России, а также проведения или непроведения крупных тендеров организациями, занимающими монопольное положение на своих отраслевых рынках, растет двузначными темпами. Скорее всего, конъюнктурность таких крупных сделок определяет некоторую волатильность объемов ежегодного лизинга в стране.
Хотя стоит отметить, что даже в сегменте рыночного лизинга достоверно можно оценивать и подтверждать альтернативной статистикой объемы, в основном, лизинга автомобильного транспорта. И здесь, продажи, которые в денежном выражении выросли почти на 50%, не только вели за собой, но и подпитывались финансовыми услугами, включающими лизинг. Мы в Europlan оцениваем емкость рынка лизинга автотранспорта более чем в 2 млрд. долларов США и этот сегмент постоянно растет. Аналогично стабильно растет объем лизинга оборудования в автосервисе, пищевой отрасли, обрабатывающей (металл, дерево, пластик), строительстве, складском хозяйстве, где требуется быстрая реализация проектов до $1 млн.
В целом, потенциал для роста автолизинга громаден. По сравнению с развитыми странами, доля автомобилей, реализованных по лизинговых схеме, отличается на порядок. Услуга начинает пользоваться в России все возрастающим спросом, прежде всего за счет того, что на рынке работают крупные автолизинговые компании с долгосрочным западным финансированием. А также потому что потенциальный лизингополучатель может не просто стать владельцем и пользователем автомобиля с такой длительной рассрочкой оплаты, но и воспользоваться несколькими преимуществами, связанными с лизингом. Это специальные цены на автомобили, списание на себестоимость лизинговых платежей в полном объеме. Лизинговая компания возьмет на себя вопросы страхования, регистрации и прохождения государственных технических осмотров, ведения бухгалтерского и налогового учета автомобилей, начисления и оплаты налога на имущество и транспортного налога. Наиболее опытные лизингодатели также снимут нагрузку, связанную с эксплуатацией корпоративного парка автомобилей: займутся регулярным техническим обслуживанием автомобилей, сезонным хранением шин, предоставлением подменных машин, помощью на дорогах. Все это в одном пакете компания может получить при лизинге и оплачивать стоимость по единому счету.
Продажи новых иномарок и автомобилей локализованных в России иностранных производств бьют все рекорды, и вместе с ними растет портфель лизинговых компаний. Гораздо медленнее растут продажи исконно российских машин. Лизинг, являясь преимущественно долгосрочным финансированием до 5 лет, традиционно опирается на долговечные, надежные и ликвидные автомобили. По этой причине корпоративные клиенты часто предпочитают приобретать в лизинг импортные машины. Однако есть традиционные бизнесы, которые используют в лизинге парки автомобилей отечественных марок, скажем таксомоторные парки, малые грузоперевозчики или компании доставки, где эффективно используются машины отечественного автопрома. Часто такие компании обладают собственной вспомогательной ремонтной базой и рассчитывают на меньшие сроки эксплуатации автомобилей. В этом случае определяющим фактором выступает цена и распространенность данных машин, например в регионах. Очевидно, отметить, что для представительских целей подавляющее большинство компаний и предпринимателей вне зависимости от сферы деятельности используют автомобили импортного производства
ЛизингInfo.Ru: Какова филиальная сеть Вашей компании? Произошли ли какие-либо изменения по этой части в 2006 г. и планируется ли ее расширение количества филиалов в дальнейшей перспективе?
Михайлов А.С.: В последнее время компания Europlan открыла 12 филиалов и представительств по стране. Особенно важным оказался приход Europlan в сибирский федеральный округ, где начал бурную работу филиал в г. Новосибирске.
В настоящий момент региональная сеть нашей компании насчитывает 39 офисов, это позволяет нам оказывать наши услуги в более чем 60 регионах нашей страны на абсолютно одинаковых условиях. Техника, оборудование и недвижимость были переданы в лизинг в этих регионах России, при этом более чем 50% инвестиций Europlan пришлось на субъекты федерации, кроме Москвы. Это и дало возможность говорить о по-настоящему региональном "массовом" лизинге. Таким образом, компания Europlan стала обладать самой широкой в России собственной филиальной сетью среди всех российских лизинговых компаний. Это сделало услуги Europlan еще ближе к клиентам, учитывая, что лизингополучатели с численность сотрудников менее 100 человек занимают около 75%(!) портфеля компании.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Грузовое автомобилестроение», «Лизинг» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

Fatal error: Call to undefined function module_ball_fu() in /home/bitrix/www/php/print_news.php on line 233