На форуме в Сочи пивовары высказались против лицензирования, ЕГАИС и ограничений на ПЭТ-тару.

На международном форуме в Сочи представители более 100 пивоваренных производств высказались против введения лицензирования, ЕГАИС, ограничений на использование ПЭТ-тары и других инициатив по регулированию производства и оборота пива и пивоваренной продукции в России.
Круглый стол на тему "Правоприменительная практика в сфере государственного регулирования производства и оборота пивоваренной продукции", организованный и проведенный Союзом российских пивоваров, вызвал живой интерес у участников XXIII Международного форума "ПИВО-2014", проходящего в Сочи: количество участников мероприятия вдвое превысило число заявок.
На круглом столе были детально рассмотрены наиболее актуальные для сегодняшнего пивоварения вопросы:
– законодательное регулирование производства и оборота пива и правоприменительная практика ФЗ № 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в отношении пивоваренной отрасли;
- декларирование объемов производства и оборота пивоваренной продукции;
- функционирование счетчиков учета объемов готовой продукции на пивоваренном производстве;
- практика законодательного регулирования производства и оборота пива в Таможенном Союзе на примере Республики Беларусь;
- проект приказа ФС РАР о требованиях к складским помещениям для пивоваренных производств;
- проект приказа ФС РАР, касающийся расчета мощности пивоваренного производства.
С докладами выступили: генеральный директор ЗАО "Пино" Шихман Сергей Витальевич, заместитель генерального директора по правовым вопросам ЗАО "Московская Пивоваренная Компания" Аверьянова Ольга Николаевна; Директор ООО "Частная пивоварня Артель" Тарасевич Дмитрий Георгиевич; Исполнительный директор Союза российских пивоваров Мамонтов Вячеслав Иванович; Исполнительный директор Союза "Гильдия пивоваров" Беларусии Скребцов Владислав Юрьевич; Исполнительный директор НП "ОУПР" Лебедев Камаль Мохамедович; Генеральный директор ООО "БрауМастер"; Главный метролог ООО "Пивоваренная компания "Балтика" Васильев Николай Александрович; менеджер по взаимодействию с органами государственной власти ОАО "САН ИнБев" Петров Дмитрий Александрович и менеджер по связям с органами власти компании Эфес Рус Филиппов Павел Игоревич.
"На сегодня уже введено достаточно механизмов осуществления контроля за производством и оборотом в пивоваренной отрасли: процедура уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации, декларирование, справки к товарно-транспортным накладным, автоматические средства измерения и учета объема готовой продукции (счетчики). Таким образом, государством обеспечивается полный контроль над производством и оборотом пива и напитков на его основе", - отмечается в резолюции круглого стола.
Тем не менее состояние рынка пива в РФ является нестабильным. Пивоваренные и торговые предприятия, производители сырья и оборудования столкнулись с целым рядом острых проблем – экономических, законодательных, социальных.
Поэтому участники пивного рынка считают необходимым систематизировать практику предварительной оценки регулирующего воздействия законодательных инициатив (законов, постановлений, технических регламентов) экспертами пивоваренной отрасли с проведением соответствующих производственных испытаний предлагаемых технических и технологических нововведений ДО внедрения и исполнения различных нормативно-правовых актов.
Участники рынка были едины во мнении, что распространение лицензирования и ввод ЕГАИС на пивоваренных предприятиях станет избыточной мерой регулирования, которая повлечет дополнительные необоснованные расходы предприятий, связанных с бумажным документооборотом по оформлению справок, прилагаемых к товарно-транспортной накладной.
Предложения о введении дополнительных бюрократических барьеров для производства пива противоречит Посланию Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 13 декабря 2013 года, в котором Президент призвал к улучшению инвестиционного климата в России и снижению административного давления на бизнес.
Более того, уже введено достаточно механизмов осуществления контроля за производством и оборотом в пивоваренной отрасли: процедура уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации, декларирование, справки к товарно-транспортным накладным, автоматические средства измерения и учета объема готовой продукции (счетчики). Таким образом, государством обеспечивается полный контроль над производством и оборотом пива и напитков на его основе.
Большое внимание участников круглого стола было уделено проектам двух ведомственных приказов ФС РАР, имеющих критическое значение для пивоваренной отрасли. Речь идет о проекте приказа "О порядке и форме расчёта мощности основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи" и проекте приказа "О требованиях к складским помещениям организаций, осуществляющих деятельность по обороту (за исключением розничной продажи) пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, расфасованных в потребительскую упаковку".
Несмотря на то, что Союз российских пивоваров направлял важные экспертные предложения по адаптации положений проектов приказов к реалиям пивоваренных производств, они были в полной мере учтены разработчиками данных НПА, что, по мнению участников круглого стола, приведет только к усилению негативного воздействия на отрасль.
ПОДВОДЯ ИТОГИ круглого стола, пивовары пришли к единому мнению, что законодательные ограничения на объем потребительской ПЭТ-упаковки следует вводить не раньше 2017 года. Это позволит отрасли получить достаточный адаптационный период;
Участники круглого стола высказались против в ведения лицензирования для пивоваренных производств . Говоря о намерении государства ввести ЕГАИС на пивоваренных заводах, пивовары сочли важным сначала провести анализ рынка пива для создания объективной картины нелегальной продукции и только по итогам исследования принимать дальнейшие решения о подключении отрасли к какой-либо системе.
Кроме того, решено настаивать на том, чтобы все неучтенные предложения Союза российских пивоваров, содержащиеся в отзывах Союза российских пивоваров на проект приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка "О порядке и форме расчёта мощности основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи" и проекте приказа "О требованиях к складским помещениям организаций, осуществляющих деятельность по обороту (за исключением розничной продажи) пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, расфасованных в потребительскую упаковку" были приняты во внимание регулятором отрасли.
Проект резолюции круглого стола был поддержан единогласно. В ближайшее время он будет направлен Союзом российских пивоваров во все министерства и ведомства, имеющие отношение к регулированию пивоваренной и смежных отраслей.
ПРОЕКТ
Резолюция
Участников круглого стола XXIII Международного форума "ПИВО"
по теме "Правоприменительная практика в сфере государственного регулирования производства и оборота пивоваренной продукции"
21 мая 2014 г. г. Сочи
21 мая 2014 года в рамках XXIII Международного форума "ПИВО-2013" состоялся круглый стол "Правоприменительная практика в сфере государственного регулирования производства и оборота пивоваренной продукции" с участием представителей производственных предприятий, суммарно производящих более 95 процентов пивоваренной продукции в стране, а также представителей торговых предприятий, осуществляющих деятельность на пивном рынке и в смежных отраслях, отраслевых общественных объединений стран Таможенного союза и других экспертных организаций. Предметом рассмотрения стали вопросы функционирования предприятий в современном правовом поле.
Обсудив основные принципы государственной политики в области законодательного и технического регулирования производства и оборота пивоваренной продукции и готовящиеся законодательные новеллы, а именно:
1. Правоприменительную практику Федерального закона России от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в редакции внесенных изменений Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ (далее - 171-ФЗ);
2. Находящиеся на рассмотрении Государственной думы проекты Федеральных законов №463102-6 (предусматривает ограничение объема ПЭТ-упаковки для алкогольной продукции), №463846-6 (предусматривает введение лицензирования производства пивоваренной продукции) и разрабатываемый в настоящее время проект федерального закона, предусматривающий оснащение пивоваренных производств системой ЕГАИС;
3. Проекты ведомственных приказов ФС РАР "О требованиях к складским помещениям, используемым для производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции, и о технических условиях в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной продукции" и "О порядке и форме расчета мощности основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи"
участники круглого стола отмечают следующее:
Состояние рынка пива в РФ на сегодняшний день является нестабильным. Работающие в этой сфере компании (пивоваренные и торговые предприятия, производители сырья и оборудования) столкнулись с целым рядом острых проблем – экономических, законодательных, социальных.
Новые законодательные инициативы, предусмотренные отдельными положениями 171-ФЗ, ограничивают деятельность на рынке пива и сопровождаются отсутствием механизмов оценки регулирующего воздействия на региональном уровне.
Процедура экспертной оценки проектов законодательных актов с привлечением отраслевых объединений и представителей бизнеса проводится несистемно. Поэтому остро назрела необходимость создания каналов эффективного информирования субъектов малого и среднего бизнеса в регионах о законодательных инициативах регионального и федерального уровня.
Данная мера необходима во избежание существенного негативного влияния на экономику Российской Федерации, неотъемлемой частью которой является пивоваренная индустрия и смежные с ней отрасли.
У частники пивного рынка считают необходимым систематизировать практику предварительной оценки регулирующего воздействия законодательных инициатив (законов, постановлений, технических регламентов) экспертами пивоваренной отрасли с проведением соответствующих производственных испытаний предлагаемых технических и технологических нововведений ДО внедрения и исполнения различных нормативно-правовых актов.
1
В настоящее время на рассмотрении Государственной думы находится проект Федерального закона №463102-6, предусматривающий ограничение объема ПЭТ-упаковки для алкогольной продукции.
Инициаторы ограничения полимерной упаковки для пива аргументируют свою инициативу по ограничению объема ПЭТ-упаковки тем, что продажа пива в полимерной упаковке больших размеров приводит к росту алкоголизма, однако такие заявления не соответствуют действительности.
Законодательными инициативами такого рода создаются неравные условия для производителей разных видов алкогольной продукции. Регулирование в части ограничения объема упаковки алкогольной продукции с целью снижения ценовой доступности и сокращения потребления алкоголя должно быть унифицировано и привязано к содержанию чистого спирта в единице продукции для всех категорий алкогольной продукции.
В случае ввода запрета розничных продаж алкогольной продукции в полимерной упаковке более 1,5 литра с 1 января 2015 года, производители должны будут прекратить производство продукции в полимерной таре свыше 1,5 литра уже весной-летом 2014 года - при условии, что законопроект будет принят в ближайшее время.
Необходимо учитывать тот факт, что подготовка бизнеса к адаптации к новым производственным условиям (ограничениям упаковки) может начаться только после прохождения законопроекта через все стадии согласования и подписания закона Президентом РФ, установление срока вступления в силу с 1 января 2015 года представляется чрезвычайно критичным для производителей пива и производителей оборудования для ПЭТ-линий.
При этом важно отметить, что на уровень потребления алкоголя влияет не объем жидкости в упаковке, а содержание в ней алкоголя. В пластиковую упаковку объема более 1,5 литра разливается, в основном, пиво, содержание алкоголя в котором составляет в среднем по рынку 5%. Таким образом, в наиболее распространенных пластиковых упаковках объемом 2,5 литра и 1,5 литра содержится, соответственно, 125 мл и 75 мл чистого алкоголя. При этом, в стандартной стеклянной бутылке водки объемом 0,5 литра содержится 200 мл чистого алкоголя, а в получившей в последнее время большое распространение стеклянной бутылке для водки объемом 0,7 литра – 280 миллилитров чистого алкоголя, что более чем в два раза больше, чем в пластиковых упаковках пива большого формата. Тем не менее, не предлагается ограничить объем упаковки для водки, изготовленной из стекла и других материалов.
Основная причина алкоголизма в России – в потреблении дешевого крепкого алкоголя, в том числе нелегального, и суррогатов. Объем упаковки не влияет на уровень злоупотребления алкоголем, однако российские пивовары с пониманием относятся к тому, что присутствующие на рынке пластиковые бутылки с пивом большого объема вызывают определенную озабоченность общественности и ряда органов государственной власти. Поэтому Союз российских пивоваров добровольно ограничил объем полимерной упаковки для пива с 1 января 2014 года.
2
В соответствии с действующей редакцией Федерального закона
№ 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", производство пива и напитков на основе пива не является лицензируемым видом деятельности.
Однако, проект Федерального закона №463846-6, также находящийся на рассмотрении Госдумы, предусматривает введение лицензирования в отношении производства пивоваренной продукции.
Инициаторы законопроекта аргументируют необходимость ввода лицензирования для пива наличием теневого рынка пива. "Под теневым рынком подразумевается разница между задекларированными объемами производства и реализуемыми объемами в рознице. Если ранее разница не превышала 1-3%, что можно было считать погрешностью измерений, то теперь разница выросла до 5-6% и растет дальше". Данное утверждение применительно к пивоваренной продукции не соответствует действительности, т.к. теневого рынка пива не существует.
Официальные отчеты Межрегиональных управлений Федеральной службы регулирования алкогольного рынка по региональным округам по выявлению и пресечению производства и оборота нелегальной продукции (этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) и реестры алкогольной продукции, имеющей признаки нелегального оборота, выявленной Межрегиональными управлениями Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по федеральным округам не содержат информации о случаях выявления нелегального производства пивоваренной продукции. Нарушения выявляются только для крепкой алкогольной продукции и вина.
Необходимо сохранение различного регулирования для крепкого и слабого алкоголя. Сохранение отличий в регулировании для производителей пива и пивных напитков, как слабоалкогольных продуктов натурального брожения, на данном этапе является оправданным и полностью соответствует положениям Концепции государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкоголем и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года в части изменения структуры потребления населением алкогольной продукции за счет уменьшения доли потребления крепких спиртных напитков. Пиво является напитком с небольшим содержанием алкоголя.
Дифференцированный подход к лицензированию, базирующийся на объемах производства или производственной мощности, противоречит принципам технического регулирования и ставит в неравные экономические условия производителей пива.
Предложение о введении дополнительного бюрократического барьера для производства пива противоречит Посланию Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина от 13 декабря 2013 года, в котором Президент призвал к улучшению инвестиционного климата в России и снижению административного давления на бизнес.
Также важно отметить, что на сегодня уже введено достаточно механизмов осуществления контроля за производством и оборотом в пивоваренной отрасли: процедура уведомления о начале оборота на территории Российской Федерации, декларирование, справки к товарно-транспортным накладным, автоматические средства измерения и учета объема готовой продукции (счетчики). Таким образом, государством обеспечивается полный контроль над производством и оборотом пива и напитков на его основе.
3
Предприятия пивоваренной отрасли России также выступают категорически против ввода системы ЕГАИС – меры, предусматриваемой проектом Федерального закона, находящимся в стадии разработки.
В пояснительной записке к законопроекту указано, что "законопроект направлен на решение проблем, связанных с оборотом контрафактной алкогольной продукции, которые вызваны ростом акцизов на этиловый спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и ввозом физическими лицами на территорию Российской Федерации большими партиями дешевой, немаркированной алкогольной продукции казахстанского производства и ее нелегальной реализацией…Как показывают проверки, проведенные Счетной палатой Российской Федерации, даже при существовавшем ранее уровне акцизных ставок и действенном механизме государственного регулирования алкогольной отрасли в 2012 году около 30% реализуемой населению алкогольной продукции являлось нелегальной".
Как уже говорилось, указанные проблемы контрафакта и нелегальной продукции не касаются пива, они существуют не на рынке пива, а на рынке крепкой алкогольной продукции. Контрафактного и нелегального рынка пива не существует. Подделывать пиво не имеет смысла: соотношение стоимости готового продукта и сложных технологий производства слишком велико в сторону последнего.
Разработчики законопроекта ссылаются на то, что ЕГАИС является основным инструментом учета оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Данное утверждение не соответствует действительности применительно к пиву.
ЕГАИС не решает проблемы контрафакта и нелегального производства. ЕГАИС для производства крепкого алкоголя был введен в 2006 году, однако не помог снизить долю нелегального рынка крепкого алкоголя. При этом на этапе внедрения отрасль понесла существенные потери в связи с техническими проблемами с отладкой системы, многочисленными сбоями, которые привели к массовым остановкам алкогольных предприятий и дефициту спиртного в рознице. Убытки отрасли крепкого алкоголя в первый год действия системы ЕГАИС были оценены участниками рынка в $2,5 млрд., без учета расходов на закупку и установку оборудования.
Следовательно, ввод ЕГАИС является избыточной мерой регулирования, предполагающей дополнительные необоснованные расходы предприятий, несопоставимые с заявленным инициатором законопроекта снижением издержек, связанных с бумажным документооборотом по оформлению справок, прилагаемых к товарно-транспортной накладной.
4
В настоящее время процедуру ОРВ проходят проекты двух ведомственных приказов ФС РАР, имеющих критическое значение для пивоваренной отрасли. Речь идет о проекте приказа "О порядке и форме расчёта мощности основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи" и проекте приказа "О требованиях к складским помещениям организаций, осуществляющих деятельность по обороту (за исключением розничной продажи) пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, расфасованных в потребительскую упаковку".
Союз российских пивоваров в сроки, установленные процедурой публичного обсуждения проектов НПА, направлял экспертные предложения по адаптации положений проектов приказов к реалиям пивоваренных производств, однако мне все они были учтены разработчиками данных НПА, что приведет к усилению негативного воздействия на отрасль
В связи с вышеизложенным участники круглого стола ПРЕДЛАГАЮТ:
– В ходе формирования нормативной базы наднационального регулирования консолидировать экспертный потенциал стран Таможенного союза и таким образом организовать непрерывный диалог профессионального сообщества с представителями Евразийской экономической комиссии, Росалкогольрегулирования и другими профильными ведомствами стран России, Казахстана, Беларуси. При этом наиболее спорные вопросы необходимо выносить в сферу отрытого общественного обсуждения с обращением к международному опыту и практике ВТО;
– В случае принятия проекта Федерального закона №463102-6 перенести срок вступления в силу ограничения объема ПЭТ-упаковки на период до 2017 года;
– Считать нецелесообразным введение лицензирования для пивоваренных производств и в связи с этим снять с повестки дня данный вопрос ;
– Провести анализ рынка пива для создания объективной картины нелегальной продукции и только по итогам исследования принимать дальнейшие решения о подключении отрасли к какой-либо системе. До получения результатов снять законопроект о ЕГАИС с повести дня Государственной думы, так как ввод ЕГАИС для пивоваренной отрасли является избыточной, нецелесообразной и неэффективной мерой;
– Учесть все неучтенные предложения Союза российских пивоваров, содержащиеся в отзывах Союза российских пивоваров на проект приказа Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка "О порядке и форме расчёта мощности основного технологического оборудования для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи" и проекте приказа "О требованиях к складским помещениям организаций, осуществляющих деятельность по обороту (за исключением розничной продажи) пива и пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи, расфасованных в потребительскую упаковку".
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Слабо и безалкогольные напитки» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233