Ж/д и порты в погоне за контейнерами: кто выигрывает? " ИА РЖД-Партнер.ру". 19 июня 2017

Стоимость доставки для перевозчиков важный инструмент в борьбе за клиента. В условиях экономической нестабильности и санкций этот критерий становится чуть ли не ключевым при выборе способа доставки и вида транспорта. Железная дорога или морские порты: какой вид транспорта сегодня выбирают контейнеры и почему?
Объемы не сопоставимы
Сегодня основной объем торговли между Европой и Азией обслуживается морским транспортом (21,7 млн контейнеров было перевезено в 2015 году, 22,4 млн ед. – в 2016 году). Транспортное пространство ЕАЭС претендует на часть этого товаропотока за счет преимущества в скорости доставки. По территории России проходят оптимальные железнодорожные маршруты, многие из которых являются частью международных транспортных коридоров. Мероприятия по расширению их пропускной способности и развитию железнодорожной инфраструктуры реализуются ОАО "РЖД" на постоянной основе. Наиболее характерными, отражающими географию торгово-экономических связей, являются международные транспортные коридоры: "Восток – Запад" и "Север – Юг".
Отметим, что перевозка контейнеров по сети РЖД в январе-мае 2017 года увеличилась на 20,4% относительно аналогичного периода прошлого года до 1,52 млн TEU. Перевозка груженых контейнеров выросла на 24,7%, до 998,63 тыс. TEU, в том числе на экспорт было отправлено на 16,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года (339,91 тыс. TEU), во внутреннем сообщении – на 8,1% (344,71 тыс. TEU), импорт – на 54,4% (194,67 тыс. TEU), транзит – на 85,5% (119,34 тыс. TEU). Доля экспортных перевозок от совокупного объема перевозки груженых контейнеров по сети РЖД составила 34%, внутренних – 34,5%.
Порожних контейнеров за отчетный период перевезено 525,53 тыс. TEU, что на 12,9% больше показателя января-мая 2016 года. Тоннаж грузов в контейнерах за отчетный период увеличился на 19%, до 15,87 млн т. Напомним, что по итогам 2016 года объем контейнерных перевозок по сети РЖД составил 3,27 млн TEU, что на 10,2% выше показателя 2015 года. Тоннаж контейнерных перевозок увеличился на 11,6%, до 34,44 млн т.
Скорость или стоимость?
Увеличение контейнеропотока на сети РЖД, по мнению руководителя отдела логистики компании "ВР Логистик" Алексея Долматова, связано с несколькими факторами: расширение количества контейнерных сервисов, запуск новых контейнерных терминалов и активная реновация инфраструктуры. К тому же директор проектного департамента компании NAWINIA RUS Олег Урван отмечает, что в последнее время произошел отток контейнерных перевозок с морского направления. "Например, еще два-три года назад грузы активно шли из Юго-Восточной Азии в Санкт-Петербург морем, а теперь большая их часть направляется в Дальневосточные порты, далее по железной дороге в сторону европейской части России. Кроме того, несколько лет назад были запущены контейнерные поезда из Китая, которые также оттянули часть грузов с морского направления", – добавляет О. Урван.
По мнению участников отрасли, конкуренция между видами транспорта усиливается во многом под влиянием экономических и политических событий в мире, которые так или иначе отражаются на сегменте контейнерных перевозок. "Конкуренция между видами транспорта связана с объективными экономическими факторами. В частности, с поиском путей для оптимизации расходов на логистическую составляющую. Рассматривая железнодорожный транспорт, мы можем говорить о следующих преимуществах: бОльшая грузовая способность, независимость от сезонных факторов, четкая регулярность
маршрутов, универсальность. В связи с этим при перевозках на дальние расстояния железнодорожный транспорт является доминирующим. Например, железная дорога более конкурентоспособна при перевозке тяжелых и потоковых грузов на дальние расстояния. Морской транспорт обеспечивает низкую себестоимость при большом транзитном времени, и всегда является лишь одним из этапов в перевозке, где первая и последняя миля выполняются другими видами транспорта", – рассуждает А. Долматов.
"По сравнению с доставкой морским транспортом, железнодорожные контейнерные перевозки еще и быстрее и на некоторых направлениях выходят ниже по стоимости, что особенно важно после падения курса рубля", – добавляет О. Урван.
Новые сервисы – новые возможности
Руководитель направления мультимодальных перевозок FM Logistic Дмитрий Суховерша считает, что, как правило, срочные и дорогостоящие грузы переориентируются с морского на железнодорожный транспорт.
Еще один фактор, который играет в пользу железной дороги – это развитие новых сервисов и расширение возможностей для клиентов. "Доставка через Дальний Восток выполняется за короткое транзитное время. Это стало возможным после широкого внедрения ускоренных контейнерных поездов, осуществляющих движение строго по расписанию без остановок в пути следования, а отправки осуществляются не реже двух раз в неделю. Основный фактор, сдерживающий более динамичное развитие доставки через Дальний Восток – не всегда более низкая стоимость портов Балтийского моря, а также пропускная способность железной дороги и периодически возникающая нехватка подвижного состава", – комментирует директор по интермодальным операциям логистической компании "ДАКСЕР" Роман Ипатов.
По его словам, если сроки доставки короче, а стоимость перевозки сопоставима или даже ниже, клиенты охотно меняют привычные маршруты и начинают отгружать контейнеры с грузом по железной дороге. А ускоренные контейнерные поезда, следующие без расписания и остановок, имеют большую популярность, в связи с чем наблюдается их динамичное развитие на многих маршрутах.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Деятельность портов», «Железнодорожный транспорт», «Логистика» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233