Ж.В.Мартынова, Генеральный директор информационно-аналитической компании ООО "ВладВнешСервис", эксперт по "точкам роста" во внешней торговли.

РАСТУЩИЕ РЫНКИ. РАСТИТЕ ВМЕСТЕ С НИМИ.
Работать на растущем рынке – желание каждого бизнеса. Оно и понятно: конкуренция не успевает досаждать, потому что места на рынке хватает всем, а значит и "ценовых войн" никто не устраивает. Растет спрос – растет сбыт – растут и доходы. Работать на растущем рынке в кризис – мечта, которая на первый взгляд кажется несбыточной…
Однако для отдельных групп российских бизнесов эта мечта является реальной былью. Растущие рынки существуют и в кризис. "Ну и что с того?", - можете заметить Вы. "Повезло счастливчикам, но нам-то от этого какая польза? Мы не сможем завтра просто так взять и закупить новую линию по производству вагонов метрополитена или трикотажных изделий!"
Это, конечно так, но… дело в том, что "встать" на растущий рынок – это реальная возможность для каждого бизнеса, даже в период всеобщего экономического спада. И вот какой АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ мы для этого предлагаем.
Шаг первый:
Нужно выяснить, существуют ли растущие товарные рынки в интересующей вас сфере бизнеса, и какие данные можно о них получить. Согласитесь, что знакомство с точными данными в своей сфере деятельности, например, в форме списка "успешного" ассортимента товаров, меняет дело. Для того, чтобы перейти с производства одного товара на аналогичный или начать им торговать, не потребуется глобальная перестройка организации.
В этом нам поможет статистика внешней торговли, которую традиционно считают привлекательной, связанной с высококонкурентными товарами. Все внешнеторговые потоки делятся на 97 групп в соответствии с международным классификатором (коротко ТН ВЭД). Каждый товар в нем имеет свой код. Чтобы выявить "свои" растущие рынки, необходимо выбрать "свою" товарную группу. Далее, в рамках группы, внимательно изучите товары, по которым статистика демонстрирует рост торговли и в кризис. Где это можно сделать? Получить вводные данные о том, есть или нет в интересующей вас товарной группе растущие рынки, можно в открытом доступе на нашем сайте. С детальным списком растущих рынков можно познакомиться в нашем ежемесячном обзоре. Заметим, что описание многих товаров удивит вас своей детальностью. Так, например, если вы занимаетесь стеклотарой, то сможете уточнить: какой емкости бутылка сегодня имеет наибольший спрос, если хлопчатобумажными тканями – какая плотность ткани является предпочтительной, если кабельно-проводниковой продукцией, то кабель какого напряжения является лидером продаж. Такие точные данные можно получить практически в каждой группе, идет ли речь об алкоголе, мясе, автомобилях, пластмассе, двигателях или других товарах.
Ежемесячно мы выявляем сотни конкретных товаров, рынки которых растут, несмотря на кризис. Итоговые списки вместе с сопроводительными данными (в том числе о лидерах рынка) рассылаем подписчикам.
В качестве примера приведем сначала "общий срез" растущих рынков, а затем – несколько конкретных случаев. Итак, на начало осени 2009г. наиболее активными, с точки зрения присутствия растущих рынков, являются следующие товарные группы:

Тенденции роста, как видно из рисунка, гораздо чаще встречаются в импортной торговле, а вероятность попасть на растущий рынок гораздо выше при торговле товарами, относящимися к группе "Оборудование и механические устройства".
Сам термин "растущие товарные рынки" требует небольшого пояснения: продажи могут расти как из месяца в месяц, так и из года в год. Поэтому каждому виду "точки роста" мы дали своё название:
• восстанавливающийся рынок – тот, который при ежемесячном росте пока еще не достиг прошлогодних результатов по итогам квартала (трёх месяцев);
• растущий сезонный рынок – тот, у которого трехмесячный объем продаж выше прошлогоднего, но ежемесячного роста нет;
• стабильно растущий рынок – тот, у которого и суммарные объемы выше прошлогодних, и рост из месяца в месяц наблюдался.
Последний случай – самый привлекательный. Приведем пример. К стабильно растущему рынку относится импорт детских пеленок и подгузников, объемы его за лето 2009г. составили 93,7 млн. $ и более чем на 5 млн. $ превысили прошлогодние показатели. В августе этой торговлей занимались 55 компаний. Какой вывод? Можно попробовать встать в их ряды, а можно задуматься о производстве, ведь марлю и вату в огромных количествах на экспорт отправляем. Можно еще кое-что, но об этом позже.
ИМПОРТ ДЕТСКИХ ПЕЛЕНОК И ПОДГУЗНИКОВ (код ТН ВЭД 4818409000),$

Еще пример - стабильно растущий экспорт счетчиков жидкости. За июнь – август экспортные продажи выросли на 184% (!) по сравнению с прошлым годом и достигли 2,5 млн. $. При этом участники рынка также исчисляются несколькими десятками.

ЭКСПОРТ СЧЕТЧИКОВ ЖИДКОСТИ, $

Таких примеров, как мы уже сказали, сотни. Крупный вы бизнес или малый, производитель, торговец, или иной коммерсант, оперативные данные о растущих рынках вам будут полезны:
• Те, кто обнаружит свой товар в списке растущих товарных направлений, будут рады отметить, что они на правильном пути!
• Те, кто не являются прямыми участниками растущих рынков, смогут использовать данные для того, чтобы "поднастроить" свой товар на выпуск (торговлю) аналогичной продукции или продукции, потребляемой в качестве сырья. Для участников смежных рынков (н: поставщиков сырья или тары) мы рекомендуем изучить данные сразу по нескольким товарным группам, в которых могут оказаться потенциальные потребители или поставщики. Пример: чем информация о растущем импорте мороженого мяса может быть полезна производителю компрессоров или электродвигателей? Ответ: привлекательной клиентской категорией для этих производителей теперь может стать производитель промышленных холодильников, используемых для хранения мяса .
• Бизнесы, занимающиеся финансовыми, страховыми, транспортными, логистическими, складскими, консалтинговыми, инвестиционными и многими другими видами услуг укрепят свой клиентский портфель, выбрав участников растущих рынков в качестве своих потребителей. Этим компаниям мы рекомендуем ознакомиться со всем перечнем растущих рынков, чтобы отобрать для анализа максимальное количество успешных клиентских категорий.
• Для многих малых бизнесов (тут вам и клининг, и доставка горячих обедов, и канцелярских товаров) список "успешных" товаров в профильных бизнес-направлениях также может стать ориентиром в стратегии продвижения. Достойными внимания здесь могут быть данные о лидерах, расположенных в том же регионе, где находится малый бизнес.
Рекомендуем также изучать "точки роста" не только интересующих товаров, но и оборудования, их производящего. Допустим, вы занимаетесь торговлей медицинским стеклом. Согласитесь, что, помимо известий о росте спроса на стеклянные ампулы, вам будут полезны данные о росте импорта машин для их изготовления. Здесь можно "сработать на опережение": пока идет наладка и запуск – заблаговременно подготовиться к выходу на рынок новых конкурентных товаров: обеспечить будущие поставки от производителя, продумать сбыт.
Таким образом, шаг второй нашего алгоритма направлен на то, чтобы стать участником растущих рынков или стать партнером участника.
В любом случае оперативная "настройка" на реально существующего потребителя (российского или зарубежного) не только поможет многим предприятиям выстоять, удержаться, но и предоставит шанс расшириться в кризис. Ну а потом, став прямым партнером участника растущего рынка или самим его участником, обнаружить, что работать на растущем рынке в кризис – мечта, которая кажется несбыточной только на первый взгляд…
Так какой же растущий рынок выбираете Вы?
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Макроэкономика», «Рынок мяса», «Приборы и системы учета» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233