Техническая политика Трансмашхолдинга: сегодня и завтра. "Новочеркасский электровозостроительный завод". 10 марта 2017

Щедров Игорь Сергеевич, заместитель генерального директора ЗАО "Трансмашхолдинг" по операционно-технической деятельности
В 2017 году исполняется 15 лет со дня основания крупнейшего холдинга транспортного машиностроения России - Трансмашхолдинга. В его состав вошли самые мощные предприятия страны в области создания железнодорожной техники. Самым старейшим предприятием является Октябрьский электровагоноремонтный завод, образованный еще в 1826 году. На его фоне 15 лет и мало, и много. Мало с точки зрения истории железнодорожного транспорта и много с точки зрения вложенной энергии, труда, интеллекта, человеческого напряжения, а порой и действий, граничащих с настоящим подвигом.
Прошедшие 15 лет для предприятий России стали настоящим испытанием на выживание. Трансмашхолдинг достойно справился с этой задачей, объединив усилия всех заводов в единую задачу - обеспечить железные дороги России качественным, надёжным и доступным подвижным составом. Нужно объективно отметить, что каждое предприятие внесло свой эффективный вклад в достижение этого результата.
Многие работники заводов и холдинга и сейчас помнят все значительные события, произошедшие за эти доблестные 15 лет. Им есть что вспомнить, что рассказать и чем гордиться. Нам бы хотелось осветить период будущих задач, отражённых в "Стратегии развития Трансмашхолдинга до 2020 года". Задачи амбициозные и направлены на централизацию и специализацию деятельности заводов с целью создания единого высокоэффективного и высокотехнологического производственного комплекса.
Трансформация заготовительных производств
Началом любой технологии изготовления деталей для продукции ТМХ является заготовительные производства. С целью оптимизации литейного производства разработаны концепции реструктуризации сталелитейного и чугунолитейного производств, предусматривающие более эффективное использование имеющихся мощностей, внедрение современных технологий, развитие внутрихолдинговой и внешней кооперации, создание центров компетенций по видам литья. Целью реструктуризации является снижение себестоимости и повышение качества продукции, а также возможность более гибкого управления литейным производством предприятий холдинга. Реструктуризация предусматривает работу в рамках программы импортозамещения по ключевым компонентам дизелестроения.
К 2020 году планируется создание единого центра компетенции по крупному и среднему стальному и чугунному литью на базе завода "Бежицкая сталь", по точному литью по выплавляемым моделям на базе Пензадизельмаша. Также планируется расширение кузнечного производства на ОАО "Коломенский завод". Все это позволит сконцентрировать в рамках предприятий холдинга изготовление всех ключевых металлических компонентов, часть которых в настоящее время приобретаются за рубежом. Реструктуризация литейного производства позволит существенно повысить его эффективность и полностью соответствует поставленной задаче по повышению конкурентоспособности продукции предприятий холдинга на внутреннем и внешнем рынках.
Мы будем сами выпускать необходимое электрооборудование
Новочеркасский электровозостроительный завод совместно с ОАО "ВЭлНИИ" в последние годы становится полноценным центром по разработке и изготовлению тягового и вспомогательного электрооборудования для подвижного состава предприятий холдинга и центром по проведению испытаний наравне с традиционным выпуском инновационных электровозов. Создание центра компетенции по электрооборудованию позволяет:
- сохранить и развить накопленный научный, конструкторский, технологический и производственный потенциал. Сохранять лидирующие позиции в своих направлениях;
- создать фундамент для освоения новых разработок по перспективным направлениям;
- осуществлять разработку и внедрение передовых конструктивно-технологических решений;
- оптимизировать затраты на разработку новой продукции;
- обеспечить обучение и преемственность специалистов.
К настоящему времени локомотивные предприятия холдинга (ОАО "Коломенский завод" и АО "УК "БМЗ") могут быть полностью обеспечены поставками тяговых электродвигателей с НЭВЗа
На НЭВЗе освоено производство синхронных тяговых генераторов и агрегатов для тепловозов. Выпускаются тяговые генераторы для дизель-генераторной установки 18-9ДГ (которые выпускает Коломенский завод), используемой в конструкции магистрального тепловоза 2ТЭ25КМ. Одновременно освоен выпуск тяговых агрегатов для пассажирского тепловоза ТЭП70БС.
Там же, на НЭВЗе, реализуется проект по освоению производства тягового преобразователя и комплекта электрооборудования для нового тверского электропоезда ЭГ2Тв и комплекта электрооборудования для созданной на ДМЗ электрички ЭП2Д. Завершение этой работы позволит создать альтернативу поставкам аналогичной продукции с рижского завода "РЭЗ", снизить себестоимость электропоездов, минимизировать геополитические риски в условиях введенных против России санкций.
В перспективе планируется разработка и освоение выпуска электрооборудования и его компонентов для подвижного состава зарубежных партнёров Трансмашхолдинга - Alstom, GE Transportation, а также для собственного подвижного состава, который планируется поставлять в страны Ближнего Востока и Африки.
Новой эпохе - новые подходы к производству
Производственный комплекс Трансмашхолдинга, обеспечивающий выпуск новой продукции, подходит к 15-летию компании в стадии трансформации. Мы ставим перед собой цель существенно повысить его эффективность, за счет внедрения передовых подходов к организации производственных процессов.
ОАО "Метровагонмаш" ожидает наиболее глубокая реструктуризация. Предстоящее выделение излишних площадей завода, передача производства кузовов из легированных сталей на ТВЗ, выделение из состава завода инженерного центра с опытным цехом, должны поставить завод по эффективности в один ряд с передовыми зарубежными предприятиями аналогичного профиля.
Предпринимаемые шаги создают предпосылки для дальнейшего снижения себестоимости вагонов метро и повышения конкурентоспособности метровагоностроения как важнейшего направления работы холдинга в целом. Ставится задача по обеспечению возможности изготовления до 500 вагонов метро в год, в том числе и для зарубежных заказчиков.
Сегодня Брянский машиностроительный завод - крупнейший производитель железнодорожного подвижного состава. В последние годы здесь развёрнуто единственное в России крупносерийное производство магистральных тепловозов мощностью до 350 секций в год и маневровых тепловозов до 120 локомотивов в год. На предприятии обновлена производственная база, установлено и запущено в работу современное оборудование, внедрены передовые технологии, обеспечивающие высокое качество продукции. Теперь перед коллективом стоит задача повысить эффективность производства, снизить себестоимость и обеспечить в условиях массового выпуска безусловно высокое качество продукции.
В 2018 году ожидается создание на заводе магистрального тепловоза повышенной мощности с новым коломенским дизелем Д300 и новочеркасским генератором. Освоение выпуска новых локомотивов и начало поставок тепловозов ОАО "РЖД" позволит перейти к вождению тяжеловесных железнодорожных составов в любых климатических условиях.
Тверской вагоностроительный завод медленно, но уверенно выходит из сложного экономического положения, вызванного спадом заказов на пассажирские вагоны. Кроме расширения номенклатуры и регионов поставки пассажирских вагонов стоит задача вывести на российские и зарубежные рынки электропоезда нового поколения с асинхронным тяговым приводом семейства "Иволга". Мощная конструкторская и технологическая база завода позволяет с уверенностью смотреть в будущее. Уникальные технологии завода и высококвалифицированные рабочие позволяют создавать любую пассажирскую железнодорожную технику необходимого качества.
Коломенский завод радует созданием целого ряда наукоёмких дизелей для тепловозов, морских судов, малой энергетики и атомных электростанций. Достигнутый результат стал возможен благодаря поддержке Правительства Российской Федерации. Главная задача завода - завершить опытно-промышленную эксплуатацию дизелей и подготовить производство к их серийному выпуску. Так же нельзя не отметить проделанную заводчанами большую работу по созданию газодвигателей, освоение выпуска которых создает отличные возможности для расширения географии сбыта завода.
Демиховский машиностроительный завод в ушедшем 2016 годусоздал новую линейку электропоездов, полностью соответствующих Техническому регламенту безопасности на железнодорожном транспорте Таможенного Союза. Теперь перед заводом стоит задача расширения номенклатуры электропоездов составностью 2-6 вагонов и создания бюджетного варианта дизель-поезда. Отдельное серьёзное направление работы - создание центра компетенций по производству колёсных пар для всего пассажирского электротранспорта на базе существующих производственных и инженерных компетенций.
ОАО "ОЭВРЗ" также находитсяв преддверии серьёзных изменений. Основная задача завода - создание гибкого производства по сборке подвижного состава. Повышение эффективности предприятия, вывод излишних площадей, снижение издержек и потерь - решение этих задач должно помочь предприятию сохранить в долгосрочной перспективе свою конкурентоспособность.
ОАО "Трансмаш" в последнее время приятно радует своими достижениями. Сегодня перед заводом стоит задача по освоению новых инновационных продуктов: скоростных грузовых платформ для скорости перевозки 160 км/час, лесовозов и трубовозов нового поколения, вагонов-самосвалов повышенной грузоподъёмности.
Чтобы завершить перечисление стоящих перед предприятиями задач, хочу отметить, что и другие заводы, входящие в Трансмашхолдинг, имеют серьезные перспективы не только расширения своего присутствия на российском рынке, но и выхода на рынки зарубежных стран.
Как и многие другие заводы по всей стране, предприятия холдинга в последние годы уделяют большое внимание реализации программ импортозамещения. Из определенных для первоочередного замещения более чем 420 номенклатурных позиций за период 2015 -2016 гг. по программам поиска альтернативных поставщиков внедрено более 220 номенклатурных позиций деталей и комплектующих. В 2017 -2020 гг. будет освоено ещё порядка 200 наименований.
О качестве
Ключевая роль при производстве продукции на предприятиях Трансмашхолдинга отводится системе качества. Технический прогресс и развитие теоретической базы в области управления качеством, привели к тому, что за минувшие 15 лет ее пришлось переосмыслить практически заново. Для решения возникающих задач в 2010 г. были привлечены специалисты технологического партнера холдинга - компании Alstom. Совместная работа и обмен опытом позволили скорректировать цели в политике качества и достичь зримых положительных результатов. На всех предприятиях постоянно ведётся работа по снижению отказов в эксплуатации, снижению брака в производстве с применением современных методов реагирования, позволяющих в максимально сжатые сроки устранить возникшую проблему до передачи продукции заказчику.
Сегодня в холдинге выстроены чёткие критерии в области политики качества. Она реализуется на основе личной вовлеченности и ответственности каждого сотрудника и поставщика. Решение текущих вопросов по качеству выпускаемой продукции производится при участии заказчиков, сервисных компаний, поставщиков и ведущих научных организаций.
Многие достижения предприятий напрямую связаны с внедрением на производственных участках заводов инструментов производственной системы холдинга. Внедрение производственной системы было начато в 2009 году, и уже в 2010 г. состоялся первый аудит и выставлены первые оценки, сделаны первые выводы. За время развития нашего холдинга росло и вовлечение всех его сотрудников в построение новой эффективной системы. Практически все показатели были увеличены в разы: охват производственной площади внедрением инструментов производственной системы с 2009 года вырос почти в 30 раз (до 580 тыс. м?); количество пилотных участков - в 40 раз (до 450 участков); количество обученного персонала - в 340 раз (до 40 000 чел).
Одновременно с развитием компетенций персонала изменялись, совершенствовались, усложнялись и ужесточались цели: начиная с простейших инструментов Бережливого производства, например, системы 5С, в настоящий момент применяются:
• анализ и решение коренных причин проблем через инструменты А3, QRQC, 8D;
• на каждом заводе внедряются "эталонные линии", акцент в которых делается на выпуск продукции по времени такта и с минимальными запасами
• системное применение каскадирования стратегии развития предприятий через декомпозицию KPI до каждого уровня управления (методика Хосин Канри);
• комплексная оценка поставщиков через показатели качества и поставок OTIF и др.
Экономический эффект за 2016 г. от внедрения производственной системы составил около 140 млн руб., при этом удалось достичь синергии за счет вовлечения в эту работу всех причастных сотрудников. Например, повышение мотивации персонала одного из наших предприятий за счет проведения молодежных конференций позволило не только достичь экономических результатов, но и сформировать кадровый резерв инициативных молодых сотрудников. Многие из них уже получили повышение по службе и продолжают работать на более высоком управленческом уровне.
Экономим энергию…
Затраты на энергию представляют собой в условиях современного производства заметную статью расходов, напрямую влияющую на себестоимость и конкурентоспособность продукции. Снижение потребления энергоресурсов - комплексная задача, решение которой зависит от загрузки производства, совершенства технологий и оптимизации энергопотребления на общезаводские нужды. Одним из радикальных способ снижения энергоемкости продукции заводов является вывод крупных источников энергии и энергохозяйств на аутсорсинг. Возникновение официальных юридических и финансовых взаимоотношений между заводами и энергетиками заставляет все ранее объединенные службы оптимизировать как потребление энергоресурсов так и их поставку к границе цеха. Оптимизация производственных и вспомогательных площадей, централизация производств, отказ от непрофильных видов деятельности и поставки энергоресурсов сторонним потребителям - все эти шаги должны снизить конечную энергоемкость продукции предприятий Трансмашхолдинга на 10-15%.
… и заботимся о безопасности
И, конечно, одной из самых важных задач, которые стоят перед предприятиями, является создание безопасных условий работы сотрудников. ЗАО "Трансмашхолдинг" в полной мере осознает свою ответственность перед обществом и сотрудниками в области промышленной безопасности и рассчитывает на понимание персоналом сложности и масштабности задач, стоящих перед компанией в этой сфере.
На сегодняшний день холдинг достиг такого уровня промышленной безопасности на предприятиях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, при котором риск возникновения инцидентов и аварий минимален и соответствует уровню развития техники и технологии. Мы постоянно ставим перед ответственными службами предприятий задачи, связанные с соблюдением правил безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, предупреждением инцидентов, аварий и обеспечением готовности подразделений к локализации и ликвидации последствий аварий и инцидентов.
Концепция экологической безопасности ЗАО "Трансмашхолдинг" заключается в рациональном использовании природных ресурсов, мониторинге и оптимизации выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, в выполнении эффективных мероприятий по повторному использованию, реализации отходов и их утилизации, рекультивации нарушенных земель.
Экологическая политика ЗАО "Трансмашхолдинг" ставит своей целью сохранение в регионах присутствия естественного экологического баланса, создание благоприятных природных условий для людей, а также животного и растительного мира.
Реализация программы развития Трансмашхолдинга, упрочение межзаводской кооперации, создание центров компетенций, формирования единой политики, связанной с важнейшими аспектами производственной деятельности холдинга, потребует больших усилий от каждого члена нашего большого коллектива. Альтернативы этой работе нет - только так можно сохранить свое лидирующее положение. Уверен, что мы справимся: ведь для этого в холдинге есть все необходимое и прежде всего - люди, обладающие необходимыми знаниями, опытом и волей.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Железнодорожное машиностроение» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233