Просека, уходящая в завтра. "Колымчкий тракт". 27 мая 2014

Строительство необходимой Магаданской области линии электропередачи 220 киловольт "Оротукан – Палатка – Центральная" набирает обороты.
Свежевырубленная широкая просека, плавно огибая препятствия, уходит на север и теряется в горах, за которыми где-то там, через сотни километров, находится Усть-Среднеканская ГЭС. Второе энергетическое сердце Колымы готово питать промышленный комплекс и населенные пункты Магаданской области электроэнергией, требуется лишь соединить их "артериями" - ЛЭП.
Для этого просека и предназначена. Сначала проектировщики наметили ее на карте, затем лесорубы проложили через лесистые долины и сопки. Сейчас на ней трудятся бригады "нулевиков", бурильщиков, линейщиков. Наперекор всем трудностям они вгрызаются в мерзлый каменистый грунт, вбивают сваи, укрепляют фундаменты, собирают и устанавливают опоры, протягивают провод. И все для того, чтобы завтра регион, надежно и в полном объеме снабжаемый "кровью экономики", имел реальную возможность для интенсивного промышленного и социального развития.
"Мы строим будущее!" - таков девиз заказчика-застройщика электросетевого проекта ОАО "Дальневосточная энергетическая управляющая компания" (ОАО "ДВЭУК"). И замечательно, что будущее нашей области создается крепкими руками профессионалов уже сегодня.
Все идет по плану
Знакомство с объектом началось на расположенной в пос. Стекольный производственной базе Магаданского участка управления строительства ООО "Якутское", являющегося генеральным подрядчиком ОАО "ДВЭУК".
В кабинете начальника одну стену – от края до края – занимают полотнища с письменами и цифирью, понятными мне не больше чем китайская грамота.
- Графики выполнения работ, - поясняет и.о. начальника участка Дмитрий Ильковский. – Новыми данными пополняются ежедневно. Мы на месте не стоим!
Как рассказал Дмитрий Дмитриевич, к строительству ЛЭП "Оротукан – Палатка – Центральная" ООО "Якутское" приступило в ноябре прошлого года. Одновременно компания завершила строительство своего первого объекта в нашей области – двухцепной ВЛ 35/110 кВ "Центральная – Сокол – Палатка" протяженностью 180 км. В данный момент энергостроители оформляют документацию, которая необходима для официальной сдачи построенной ЛЭП гензаказчику – ОАО "ДВЭУК".
- В срок уложились, хотя, если откровенно, можем лучше, просто есть факторы, не зависящие от нас, - оценивает результат работы ООО "Якутское" Дмитрий Ильковский. – Наше предприятие имеет достаточный опыт строительства ЛЭП в условиях полного отсутствия инфраструктуры, в глухой тайге, без дорог и населенных пунктов. Так мы работали в Якутии.
В Магаданской области условия несколько иные: тянем ЛЭП вдоль федеральной трассы "Колыма", вокруг много поселений, земельных участков, находящихся в чьем-то частном владении. Все это неизбежно вызывает дополнительные трудности, отвлекает от основной работы.
Тем не менее, первый объект мы сдаем, устраняем все дефекты и недоработки и параллельно ведем строительство второго объекта, гораздо более масштабного, не выбиваясь из основного графика.
По информации и.о. начальника участка, планируемый срок окончания строительства ВЛ "Оротукан – Палатка – Центральная" общей протяженностью 377 км - октябрь 2015 года. Таким образом, меньше чем за два года энергостроителям предстоит вырубить миллионы квадратных метров просеки, пробурить десятки погонных километров скважин, привезти, собрать и установить 1404 опоры, протянуть по ним сотни километров провода…
Трудностей бояться – в лесу не бурить
Работы производятся сразу на обоих пусковых комплексах объекта – "Оротукан – Палатка" и "Палатка – Центральная", что обусловлено суровой необходимостью: пока не началась интенсивная оттайка земли, энергостроители спешат провести все необходимые работы на заболоченных участках, на которых летом тяжелая техника будет вязнуть, тонуть. Впрочем, уже сегодня на многих из них без высоких резиновых сапог не пройти.
Коря себя за недогадливость (надо было сапоги из дома прихватить!), прыгаю по более-менее сухим кочкам поближе к буровому станку типа БУ-20, перед которым разлилась обширная грязевая лужа.
- Про что я и говорил, - указывает на нее Дмитрий Дмитриевич. – Сами видите, здесь явно не весеннее бурение должно вестись. Однако выбирать не приходится.
У станка с инструментом в руках "колдует" мастер Валентин Болтянский – техобслуживание! На подхвате – сварщик Виталий Паламарь.
- Ждем, когда сваи подвезут, - объясняет Валентин, - а чтобы времени не терять, "шаманим" технику. Раньше я работал на разведке в золотодобывающей артели, и только с марта – на строительстве ЛЭП. Конечно, есть своя специфика, свои трудности. Не пугают ли они? Нет, мы знали, куда едем и чем будем заниматься.
На вопрос, от чего, кроме погодных условий, зависит успех предприятия, ответил Виталий Паламарь, приехавший на Колыму из Читинской области:
- Погода здесь, конечно, переменчивая, но на производительность не влияет. Главное в нашем деле – своевременный подвоз материалов и личная заинтересованность коллектива.
- А она, эта самая заинтересованность, есть?
- Есть!
Дело техники
К слову, о своевременности поставок необходимых материалов, оборудования и запчастей к технике, которой на линии ни много ни мало – шесть десятков единиц: бульдозеров, экскаваторов, автокранов, самосвалов и т.п.
При сложной логистической схеме, существующей в области, оперативно доставить нужный груз – непростая задача.
- Залог ее решения - точный расчет наперед и вовремя поданные заявки, все остальное – дело техники, - уверен и.о. главного механика Магаданского участка ООО "Якутское" Александр Логинов. По откликам коллег, Александр успешно справляется и с этой, и с другими должностными обязанностями, в которые входят оперативный ремонт и выпуск на линию подвижного состава, работа с механизаторами, водителями.
- С наступлением весны работать на линии стало сложнее: грунт оттаивает, техника проваливается. Но люди выдерживают! – с гордостью за коллектив говорит главный механик.
Надо отметить, что в карьере молодого специалиста А.А. Логинова ВЛ "Оротукан – Палатка – Центральная" - первый объект. Недавно он окончил факультет "Автомобили и автомобильное хозяйство" Северо-Восточного федерального университета (г. Якутск). Отслужил срочную в армии, устроился в ООО "Якутское", приехал сюда в качестве рядового механика бригады, а спустя несколько месяцев был назначен на руководящую должность, что подтверждает выдающиеся способности парня. Что сказать, молодец!
В передовиках – "катовцы"
Вообще, в этой командировке в среде энергостроителей я увидела много молодежи, что, разумеется, не может не радовать. Взять Бабура Именова, мастера буровой установки субподрядной организации ООО "СтройСоюз". Его трудовой стаж насчитывает пять лет, и все пять – в одной бригаде.
- У нас постоянный коллектив, случайных людей нет. Все работяги, профессионалы. Отлично понимаем друг друга, несмотря на разницу культур и менталитета. У нас ведь не бригада – интернационал! – улыбается Бабур и начинает перечислять: - Русские, якуты, представители дружественных южных республик...
Главной особенностью работы в Магаданской области, единодушно отмечают буровики, являются очень тяжелые в плане проведения буровых работ грунты. Как отметил заместитель директора ООО "СтройСоюз" Игорь Мисайлов, попадаются грунты девятой и десятой категорий – "самые-самые". Особенно в районе поселка Стекольный, где, как известно, некогда действовал вулкан.
Игоря Владимировича мне отрекомендовали, во-первых, как мастера на все руки, от механизатора до виртуоза буровой установки, а во-вторых, как грамотного руководителя бригады, не сдающей лидирующих позиций по объемам и качеству выполняемых работ с самых первых дней.
В чем секрет передовиков? В высоком профессиональном уровне, четко отлаженной организации труда, а еще – в правильно подобранном орудии производства.
- Перед тем как прийти сюда работать, специально приезжал из Якутска в Магадан пообщаться с коллегами – буровиками, геодезистами, геологами, - рассказывает И.В. Мисайлов. - Общение дало понимание ситуации: обычными бурмашинами, такими как БКМ-1501, с задачей не справиться. Нужно что-то более мощное и одновременно не слишком тяжелое, чтобы не вязнуть летом в болотинах.
Так мы приобрели КАТО РЕ-650 – японский чудо-агрегат, работающий по принципу шнекового бурения.
О том, как эту буровую установку вместе с автокараваном остальной техники и оборудования работники ООО "СтройСоюз" по ФАД "Колыма" доставляли из Якутии к нам в январе-феврале, в 60-градусный мороз, - рассказ отдельный.
Как бы ни был труден путь к месту строительства объекта, начать работу оказалось еще труднее.
- Поначалу бурить не получалось, - с улыбкой вспоминает Игорь Владимирович. - Попадается пласт спрессованной веками вулканической пыли – и приехали. Она плотная и вязкая, как камень не колется, шнек по ней катается, как фигурист на льду.
Трое суток не спал, не вылезал из бурмашины. Думал, бурил, опять думал…
Служба в ВДВ развила в характере Игоря Мисайлова ценное качество - уверенность, что невыполнимых задач не существует. Русские умельцы додумались до того, чего японцы придумать не смогли: усовершенствовали шнеки – твердосплавные "зубцы" с победитовым наконечником, поменяли углы наклона. И дело пошло! К исходу третьих суток у "катовцев" была пробурена первая скважина глубиной согласно проекту - 11800 см.
Через два месяца на счету бригады было уже больше двух погонных километров скважин. Впечатляющий результат, особенно если учесть, что хорошим результатом, к примеру, у магаданских мостовиков считается пробуренные за полную смену 20 см.
- Все-таки шнеки часто приходится менять: ломаются, стираются, - продолжает И.В. Мисайлов. – Насколько часто? Если грунт тяжелый, то до 15-18-ти "зубцов" на 12-метровую скважину. Если грунты хорошие, то 4-5.
- А в этой скважине грунт тяжелый или легкий? – любопытствую, пытаясь заглянуть в круглое отверстие, уходящее куда-то к центру Земли. К этому времени обращать внимание на то, что раскисшая земля под ногами подозрительно чавкает и хлюпает, а в ушах свистит сильный и довольно холодный ветер, я уже перестала.
- Здесь грунт средний. Забурено шесть метров, а сломано всего три зубца. Хотя нет, четыре.
Буровик сковырнул ногтем налипшую грязь с одной из "сосулек" на конце бура. Острие "сосульки" и впрямь оказалось обломанным. Сурова ты, колымская земля!
Южане любят погорячее!
Хорошо работает тот, кто имеет возможность хорошо отдохнуть, не задумываясь об элементарном жизнеобеспечении. Руководство ООО "Якутское" чтит и неукоснительно соблюдает это правило.
На производственной базе в Стекольном для энергостроителей созданы все бытовые условия. Приехавшие на вахту, которая обычно длится три месяца, размещаются в благоустроенных квартирах двух пятиэтажных домов, взятых у муниципалитета в аренду. Столовая – рядом, в административном корпусе.
На кухне хлопочут две Людмилы и Елена, успевают и дела делать, и отвечать на мои вопросы.
- Мы издалека приехали: Ставрополье, Сибирь, Якутия. Так уж судьба сложилась. Работы много: приходим в пять утра, уходим только после того как накормим последнего рабочего, как бы допоздна он ни задерживался.
Готовим от души, как у себя дома! Если собираем "термоски" с обедом на линию, предусматриваем все: чтобы и разогреть было на чем, и чем кушать, и с чем чаю попить.
- Зимой у нас украинцы работали, мерзли очень – они к таким морозам непривычные, - добавляет Людмила. – Так мы им самое горячее подавали, чтобы согрелись как следует! Жаль, уехали они, дома-то непорядок…
- Мы стараемся, а нравится или нет, это вы не у нас спрашивайте, - замечает вторая Людмила, что помоложе. – А лучше приходите на ужин, сами увидите: все работники в столовую с улыбками заходят, с шутками, с добрым словом, с хорошим настроением. Для нас это лучшая похвала!
Случаются у энергостроителей и оказии для культурного отдыха. Скажем, когда происходит перебазировка с одного участка на другой. В этом случае можно и поход в кино организовать, и экскурсию в Магадан. Игорь Мисайлов, к примеру, свою бригаду несколько раз вывозил на море - посмотреть, как рыбачат магаданцы, и на "Горнолыжку". "Быть в Магадане и не покататься на лыжах – это неправильно!" - справедливо рассуждает буровик.
Бизнес в помощь
Генподрядчик стройки выполняет социальные обязательства не только по отношению к своим работникам, но и к территории присутствия. О социальном партнерстве с компанией рассказывает заместитель главы администрации пос. Стекольный Ирина Пятигорова:
- С ООО "Якутское" у нас сложились конструктивные деловые отношения. Руководство, к которому мы обращаемся с просьбами по мере необходимости, никогда не отказывает в помощи. Так, зимой работники предприятия почистили русло реки, чтобы в поселок не пошла наледь. На Новый год помогли привезти, собрать и установить в клубе елку. Периодически оказывают помощь в вывозе крупногабаритного мусора.
Есть договоренность о работах на летний период, в частности, по ремонту поселковой дороги и обустройству пандуса на клубном крыльце.
Мы, в свою очередь, тоже стараемся не оставаться в долгу. В конце прошлого года, когда ООО "Якутское" завершило строительство первой ЛЭП, организовали его работникам праздник: накрыли в клубе столы, подготовили концерт, поздравили от души. Всем понравилось!
Также Ирина Павловна отметила, что за два с лишним года базирования компании в Стекольном не произошло ни одного инцидента с участием энергостроителей, и это, несомненно, говорит о строгой дисциплине на предприятии и высоких моральных качествах его сотрудников.
Бережно и аккуратно
С вершины сопки, на которой мы стоим, привольно раскинувшаяся внизу долина видна как на ладони.
- Линия пройдет вот здесь, - чертит в воздухе прямую Дмитрий Ильковский. – Видите, где металлические анкера стоят? И до самых гор на горизонте.
- А дальше?
- А дальше через горы пойдет. В горах мы летом будем работать, там оттайка технике не страшна.
На мои сомнения, не слишком ли широки просеки – все-таки столько леса вырубается, и.о. начальника участка ответил так:
- Мы действуем согласно утвержденному проекту и действующим правилам. Постоянная полоса отвода земель - для ЛЭП и временная полоса отвода – на период строительства, ничего лишнего.
Конечно, определенный вред флоре и фауне в виде некоторого уменьшения количества насаждений есть, но это все обязательно учитывается, и по окончании строительства будут проведены мероприятия по проекту рекультивации нарушенных земель, как технической, так и биологической.
Говоря об экологической стороне вопроса, не могу не упомянуть об одном эпизоде. На пути к участку бригады ООО "СтройСоюз" заметила на обочине проселочной дороги штабелем сложенные сваи, хотя до места бурения было еще довольно далеко.
Почему так, пояснил Игорь Мисайлов:
- Там, где мы сейчас работаем, поверхностный слой почвы тундровый, очень ранимый. Тяжело груженная машина (одна свая весит четыре тонны) может повредить почву, прорезать колесами глубокие колеи, которые не "заживут", начнется заболачивание. Поэтому мы разгружаем сваи у дороги, а на точку бурения перевозим понемногу, бережно и аккуратно.
И, между прочим, убираем после себя весь мусор!
"Пришли на годы"
По словам Д.Д. Ильковского, сегодня на возведении ЛЭП "Оротукан – Палатка – Центральная" трудится больше двухсот человек. В ближайшее время количество работников планируется увеличить до пятисот: строительство наращивает темпы!
Несколько недель назад к работе на линии подключилась бригада московской фирмы "Смарт-инжиниринг". Примечательно, что половину личного состава, в том числе инженерно-технического, составляют жители поселка Палатка.
- Сильно мешает вода, погодные условия сложные, хотя здесь теплее, чем в Новом Уренгое, где мы недавно работали. А вообще справляемся, идем намеченным путем, строго в графике! - делится первыми впечатлениями начальник участка Владимир Горяев. – Приступили к бурению в конце апреля, надеемся, что пришли на годы. А может, понравится на Колыме, тогда и жить останемся!
ВРЕЗКА
Проект "Строительство ВЛ 220 кВ Оротукан – Палатка – Центральная, Магаданская область" реализуется ОАО "ДВЭУК" с 2013 года. Его завершение в 2015 году обеспечит выдачу мощности строящейся Усть-Среднеканской ГЭС в южную часть Магаданской области, тем самым будет разгружена электросеть по направлению Колымская ГЭС – Усть-Омчуг – Магадан. Это позволит дополнительно передавать около 60 мегаватт электрической мощности для освоения месторождений Яно-Колымской золоторудной провинции. Кроме того, высоковольтная линия на 10 мегаватт снизит потери при транспорте мощности в Центральном энергоузле ОАО "Магаданэнерго" и обеспечит его питание от двух независимых источников генерации – Колымской и Усть-Среднеканской ГЭС.
Электросетевой проект входит в инвестиционное соглашение о взаимодействии на 2014 год между правительством Магаданской области и ОАО "ДВЭУК", а также в действующую редакцию федеральной целевой программы "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года". Государственным заказчиком проекта является Минэнерго России.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Электроэнергетика» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233