Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Политехнический окружат зеленым рвом и накроют пленкой. "Росбалт". 17 октября 2011

Проект реконструкции Политехнического музея, вероятно, станет в ближайшие дни предметом живого обсуждения. Разумеется, для той части общества, которой этот музей и его проблемы интересны, – насколько эта аудитория велика, сказать сегодня довольно трудно.
Для начала – некоторые цифры и факты, поведанные корреспонденту "Росбалта" в пресс-службе Политехнического. Музей закрывается на реконструкцию в следующем, 2012 году – но пока неясно, в каком месяце. Процесс реконструкции займет по плану четыре года, и еще два года отводится на обновление коллекции. Открытие запланировано на 2018 год. В этот шестилетний период дирекция будет стараться устраивать выставки, для чего ведутся переговоры с ВВЦ. И, возможно, будет даже строиться и новое здание – для чего ведутся переговоры с МГУ на Воробьевых горах. Все переговоры протекают доброжелательно.
Предварительная стоимость работ – 7,6 млрд рублей. Деньги "нашлись": в основном, это деньги бюджетные, хотя в попечительский совет музея во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым входит и большой бизнес.
Утвердил попечительский совет в минувшую пятницу и проект – впрочем, пока еще не рабочий проект, а лишь концепцию обновленного музея. Победителем конкурса стал известный японский архитектор Джунья Ишигами. Подробный же рабочий проект будет готов будущей весной, где-нибудь в марте-апреле.
В принципе, хорошо уже то, что Политехнический музей не выселяют из его величественного здания на Новой площади, – а разговоры об этом были, и весьма активные. Коммерческую ценность этих циклопических площадей и объемов в двух шагах от Кремля трудно себе даже представить. Огромна и ценность самого здания в русско-византийском (псевдорусском) стиле, которое постепенно возводилось с 1875 по 1907 год, — хотя не приходится сомневаться и в наличии желающих его снести и заменить чем-нибудь сверхциклопическим.
Выселение Политехнического было бы, безусловно, варварством. Между тем, самому музею все последние годы было все труднее и труднее защитить себя, ибо он все больше "хирел". Процесс этого захирения великого храма науки и техники длился даже не двадцать, а, пожалуй, все последние лет тридцать.
Ведь музей был призван не просто хранить старину, но наглядно демонстрировать поступь прогресса. Чем лучше сохранялись старые вещи и машины, тем величественней должны были выглядеть достижения родной и великой державы. И надо сказать, что где-то примерно до конца 1970-х годов эта задача выполнялась. Например, модели шахтных электровозиков (сами по себе довольно страшненькие) на момент их установки в музее были достижением техники и внушительно выглядели рядом с ручными кайлами и кирками и макетом дореволюционной шахты с ползающими на карачках фигурками мужичонок. А, скажем, транзисторы очень свежо смотрелись на фоне граммофонов и телефонов с рукоятками. Восхищали и огромные шкафы ЭВМ, и первые советские роботы в рыцарских шлемах.
А потом что-то случилось. И случилось где-то в 1980-е годы, когда деньги у СССР еще были, в том числе и на музеи. А вот технический прогресс в нашей стране, похоже, существенно замедлился, – видимо, и впрямь, чем сложнее становились технологии, тем хуже они давались социализму. Ну, а потом известно что – крушение Советского Союза, безденежье, практически полное отсутствие новых экспонатов.
Если жемчужиной музейного антиквариата был и является уникальный "Руссо-Балт" из царского гаража, то подобного же значения жемчужиной прогресса долгое время был макет шагающего экскаватора. Макет гиганта – и сам в некотором роде гигант: его стрела тянется через весь зал. Многие из нас в детстве имели случаи видеть, как он выполняет "шаг вперед, два шага назад", мигая красными огнями. Незатейливые эти упражнения способны были и повеселить, и впечатлить.
Пару-тройку лет назад корреспондент "Росбалта", движимый воспоминаниями о детстве, зашел в Политехнический и, между прочим, поинтересовался, не будет ли работать ЭШ. И получив предсказуемый ответ, что экскаватор уже много лет не включался, вдруг задумался – а как он вообще "шагает"-то? Неужели как "утка" на двух гидравлических лапах? Но позвольте… То, что не может чудовищного веса стальная конструкция даже секунды удерживать себя на одной лапе, было ясно и гуманитарию.
Спрашивать об этом бедную девушку-смотрителя было совершенно бесполезно. К счастью, тут же появился необычайно симпатичный и живописный дедуля в потертом пиджачке и замотанных изолентой очках. Даже трудно понять, был ли он старейшим сотрудником музея или посетителем с пенсионными льготами, – но он все популярно объяснил.
Конечно, "шагающим" экскаватор может быть назван только фигурально. "Шагание" заключается в том, что он приподнимается на обеих лапах и медленно переносит себя чуть вперед вместе со своей опорной плитой, на которой в обычное время "сидит" и вращается. Технология эта используется по сей день, но никакой революции в технике шагающие экскаваторы не произвели, и само их передвижение, похожее больше на ходьбу безногого инвалида на руках, вряд ли может кого восхитить.
С течением лет "Руссо-Балт" и ЭШ становятся все более одинаковыми предметами антиквариата. Время постепенно стирает разницу между ними. Вот примерно это же происходит и со всеми экспонатами. И как в такой ситуации быть, как пополнять коллекцию и выстраивать политику музея – даже сейчас, когда вроде бы появились деньги и образован такой мощный попечительский совет, еще далеко не ясно.
И вот, на фоне такой бедности предложен и принят суперсовременный проект реконструкции здания, рожденный в голове представителя технологического гиганта – Японии. Несколько экспертов проявляют по этому поводу серьезное беспокойство, говоря об одном и том же.
Согласно проекту Ишигами, здание Политехнического как бы "сливается с окружающей природной средой" — но поскольку никакой природной среды в центре Москвы нет, архитектор создает ее искусственно. Это как раз очень по-японски.
"Он откапывает здание до уровня фундамента, и оно получается стоящим на "ножках", — отметила в беседе с корреспондентом "Росбалта" координатор движения "Архнадзор" Наталья Самовер, которая пристально следит за судьбой Политехнического. — Нижний этот уровень окапывается таким углублением, и в этом "приямке" устраивает он природную среду: сажает деревья, травку, на 4 метра ниже уровня земной поверхности, — и это плавно перетекает в интерьер здания. В этот парк плавно переходят проемы нижнего пространства. А все, что выше уровня земли, он сохраняет очень бережно, ничем не надстраивая здание".
Таким образом, вокруг музея исчезает тротуар. "Видимо, имеется ввиду, что ходить надо будет по этой четырехметровой глубины канаве, — продолжала собеседница агентства. – притом, она оказывается на острове, который со всех сторон окружен мощным автомобильным движением, страшной вибрацией и загазованностью. Деревья в таких условиях плохо выживают. К тому же темновато в этой канаве будет, а зимой в нее будет валиться снег и всякая грязь. Чистка будет стоить немалых средств, то есть, в эксплуатации вся эта красота будет очень дорогой. Мне кажется, что архитектор знал, что у нас снег, но думал, что мы умеем его убирать".
Вторая головная боль – предстоящее перекрытие внутренних дворов с целью получения новых музейных площадей. "Что касается внутренних дворов, — рассказала Самовер. – Их три, все они технические, никак архитектурно не оформлены и никакой роли в формировании облика здания не играют. Это тот редкий случай, когда мы не возражаем против перекрытия дворов, если эти перекрытия не будут торчать наверх и искажать облик здания. И архитектор это делает: у него идея плоского перекрытия, но оно необыкновенно высокотехнологично. Это совершенно невиданное в нашей стране пленчатое перекрытие. Оно должно поддуваться теплым воздухом и иметь постоянную температуру, чтобы обеспечивать натяжение, иначе провиснет и упадет. Уже был такой случай в США на стадионе: хорошо, не убило никого, потому что было пусто. Просто эксплуатация этого покрытия будет стоить дорого".
Вывод Натальи Самовер: "Проект переусложнен и не может быть реализован в наших условиях. Его неизбежно будут упрощать – а значит, уродовать. Я очень опасаюсь, что мы получим нечто, после чего японский архитектор просто снимет свою фамилию. В общем, все хорошее уже произошло, а дальше будет одно плохое".
Как Самовер, так и театральный критик Григорий Заславский, не сговариваясь, вспоминают в данной связи историю со строительством новой сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Историю, которая глубоко удручает экспертов, и повторения которой они очень опасаются в связи с Политехническим.
"Несмотря на то, что Доминик Перро даже зарегистрировал свое агентство в России и гордо называл себя российским архитектором, выучил понятие "откат" и без акцентов произносил его по-русски, это не обеспечило ему успеха. Его красивый купольный проект, признанный всеми участниками конкурса, реализован не будет, — заметил Заславский корреспонденту "Росбалта". — Несмотря на всем известные итоги конкурса, выбирается своевольно другая компания, канадская, Доминику Перро машут ручкой, говорят спасибо, насколько я понимаю, часть затраченных усилий ему компенсируют. Но тот проект, который в итоге будет реализован, является откровенной репликой здания "Четыре сезона" в Торонто, что уже принижает значение второй сцены Маринки".
Вот этого и боятся наученные жизнью эксперты. "Архитектору, который думает, что сейчас начнет реализовываться его замысел, скажут: "Вот это мы не можем, это мы не умеем, так у нас не получится, а вот это нам запретят", — предполагает Наталья Самовер. — И начнется корректировка этой концепции на стадии подготовки рабочего проекта. Она будет корректироваться беспощадно – ломаться и портиться".
Действительно, в нашей стране, веками живущей по принципу "Не до жиру – быть бы живу", где и обычная-то уборка снега в городе является непреходящей головной болью, — начать реализовывать столь диковинный проект, при котором здание не сможет ни дня простоять само по себе, без очень скрупулезной снегоуборки и подогрева крыши? Да еще в годы мирового экономического кризиса, когда стоило бы быть готовыми к консервации любых проектов и систем? Как-то это способно скорее напугать. И ни территориальная близость к Кремлю, ни наличие государственных деятелей в попечительском совете, не успокаивают. Конечно, посетителей в музей привлекать надо. Но ведь у них никто, в общем-то, не спросил, чего они хотят.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.