Получить рейтинг INFOLine Retail Russia TOP-100

Новости промышленности

 Услуги INFOLine

Периодические обзорыПериодические обзоры

Готовые исследованияГотовые исследования

Курс доллара США

График USD
USD 19.08 73.4321 +0.4645
EUR 19.08 87.3401 +0.8735
Все котировки валют
 Топ новости

Интервью: Александр Чикунов, член Правления РАО «ЕЭС России», руководитель Бизнес-единицы №1.

- Совет директоров РАО "ЕЭС России" на заседании 2 сентября 2005 г. утвердил проект реформирования энергосистем Дальнего Востока. Расскажите, что это будут за преобразования?
- При разработке проекта реформирования энергосистем Дальнего Востока мы, прежде всего, исходили из особенностей региональной энергетики, имея в виду конечную цель – создание если не полноценного рынка электроэнергии, то, по крайней мере, предпосылок для формирования конкурентной среды. Для этого необходима "расшивка" сетевых ограничений, перевод части станций на другой вид топлива и появление дополнительной нагрузки в ОЭС Дальнего Востока, которая нивелирует имеющийся избыток мощности (до 2,5 ГВт).
Кроме того, ввиду ожидаемой в 2007 г. реорганизации РАО "ЕЭС России" необходимо создать эффективную систему управления ОЭС Востока, способную обеспечивать ее надежность.
На стадии разработки проекта реорганизации энергосистем Дальнего Востока, активно обсуждались альтернативные варианты. Один из них – какой принцип формирования новой дальневосточной энергетики предпочесть: межрегиональный или территориальный. Здесь был очевидный выбор – в пользу создания межрегиональной компании: она будет обладать несравнимо большей инвестиционной привлекательностью. Вложение денег в такую компанию не только более выгодно, но и более разумно, поскольку при определенных условиях позволит достичь не локального, а общесистемного эффекта для всей ОЭС Востока. Учитывая масштаб задачи, разработчики проекта реформирования остановились на межрегиональной интеграции.
На Дальнем Востоке есть изолированные энергосистемы (сахалинская, чукотская, магаданская, камчатская) и технологически связанные (хабаровская, амурская, Приморье и юг Якутии). Одобренный советом директоров РАО "ЕЭС России" проект предполагает реорганизацию именно связанных энергокомпаний ОАО "Дальэнерго", ОАО "Хабароскэнерго", ОАО "Амурэнерго" и ОАО "ЛуТЭК". Еще одна компания, которая примет участие в реформировании – ОАО "Южное Якутскэнерго" – будет создана на базе южного энергорайона ОАО "Якутскэнерго", являющегося частью ОЭС Востока. На базе генерирующих и сетевых активов этих энергокомпаний будут созданы, соответственно, ОАО "Дальневосточная генерирующая компания" (ДГК) и ОАО "Дальневосточная распределительная сетевая компания" (ДРСК). Одновременно будет создана ОАО "Дальневосточная энергетическая компания" (ДЭК), которой к моменту завершения слияния перейдут акции этих двух обществ.
Принципиальная позиция РАО "ЕЭС России" заключается в том, что государство должно сохранять контроль над дальневосточной энергетикой. По крайней мере, до момента возникновения здесь рыночной среды. Для этого предложено при реорганизации РАО "ЕЭС России" выделить компанию, где 52% акционерного капитала будет находиться у государства и 48% – у миноритарных акционеров. Этой компании, условное название которой РАО "ЕЭС Востока", будут переданы акции холдинговой компании ДЭК. Такая схема станет инструментом государственного контроля в дальневосточной энергетике. Вопрос о судьбе акций энергокомпаний изолированных регионов требует дополнительной проработки.
- Каковы сроки начала и окончания реализации проекта?
- Отправной точкой проекта стало его одобрение на заседании Совета директоров РАО "ЕЭС России". Технологически преобразования будут происходить параллельно по двум линиям: с одной стороны, разделение АО-энерго по видам деятельности, а с другой – межтерриториальное укрупнение путем слияния участвующих в проекте энергокомпаний.
Могу назвать несколько ключевых точек этого процесса. Во-первых, формирование межрегиональных Дальневосточной генерирующей и Дальневосточной распределительной сетевой компаний. Мы поставили себе срок – 10 месяцев, то есть во II квартале 2006 г.
Второй такой крупной точкой является момент завершения создания Дальневосточной энергетической компании и передача ей акций ДРСК и ДГК. Это должно произойти в октябре 2006 года. Внутри этого периода пройдет создание магистральных сетевых компаний, которые будут включать в себя объекты Единой национальной энергетической сети (планируемый срок – до конца 2005 года), и их присоединение к ММСК Центра, которое завершится в 2007 г.
- В конечном итоге Дальневосточная энергетическая компания объединит акционерные общества, созданные в ходе реформирования энергосистем, входящих в ОЭС Востока. Но ведь другая половина дальневосточных энергосистем не имеет системных связей друг с другом, они работают изолированно. Какова их судьба? После завершения реформирования РАО "ЕЭС России" кто станет собственником акции этих компаний?
- Существует два варианта дальнейшего распоряжения акциями энергокомпаний изолированных регионов Дальнего Востока. Первый предполагает их передачу в компанию РАО "ЕЭС Востока", вместе с акциями ДЭК. Согласно второму варианту при разделении РАО "ЕЭС России" будут созданы две компании. Одна из них станет после реорганизации РАО "ЕЭС России" держателем пакета акций ДЭК, а другая – изолированных энергосистем.
С точки зрения управления и ответственности за энергетику Дальнего Востока, конечно, было бы логичнее "сложить" изолированные АО-энерго в одну компанию. С другой стороны, это негативно скажется на ее капитализации. Так или иначе, но ответ на вопрос о том, как именно поступить с акциями энергокомпаний изолированных регионов, должно дать государство.
- Когда будет принято окончательное решение по вопросу о распоряжении акциями изолированных энергосистем?
- Скорее всего, это решение будет принято одновременно с решением о реорганизации Холдинга РАО "ЕЭС России".
- Во всех дальневосточных энергокомпаниях, которые участвуют в реформировании дальневосточной энергетики, есть один довольно крупный миноритарный акционер – ОАО "СУЭК". Как представители этой компании оценивают проект?
- Разработка проекта реформирования объединенной энергосистемы Дальнего Востока велась в тесном контакте с ОАО "СУЭК". На каждом этапе мы проводили согласования с нашим миноритарным акционером, учитывали его позицию.
В итоге ОАО "СУЭК" полностью поддержало проект реорганизации в том виде, в котором он был одобрен Советом директоров РАО "ЕЭС России". Надеюсь, что и в дальнейшем наше сотрудничество будет столь же плодотворным.
- Определены ли места государственной регистрации трех межрегиональных компаний? Каковы позиции региональных администраций в отношении реформирования энергокомпаний?
- Сегодня у губернаторов дальневосточных субъектов Федерации есть полное представление о том, что произойдет с энергосистемами на подведомственных им территориях. Перед вынесением проекта на совет директоров РАО "ЕЭС России" мы два месяца посвятили согласованию его с региональными властями. В целом предложенная РАО "ЕЭС России" модель преобразований была полностью поддержана. За редким исключением, все высказанные представителями властей регионов предложения мы учли в окончательной редакции проекта.
Например, губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев обращался с просьбой рассмотреть возможность присоединения ОАО "Бурейская ГЭС" и ОАО "Зейская ГЭС" к ОАО "Дальневосточная генерирующая компания". Но это противоречит сути предлагаемых реформ: мы стремимся путем намеченных преобразований создать предпосылки для формирования конкурентной среды в электроэнергетике региона, а объединение гидро- и тепловой генерации на этом этапе просто контрпродуктивно. Эта позиция была поддержана правительственными решениями: эти гидроэлектростанции находятся под управлением Единой гидрогенерирующей компании.
На сегодняшний день обсуждение вопроса о месте государственной регистрации новых межтерриториальных компаний пока не завершено. Представителей региональных властей волнует в этой связи единственная проблема – налоговые поступления в бюджеты регионов. Мы смогли расчетами убедить губернаторов в том, что их снижения не произойдет. Сегодня российское налоговое законодательство устроено таким образом, что основные налоговые отчисления идут по месту нахождения имущества предприятия. То есть, несмотря на создание межрегиональных компаний, этот процесс окажет весьма незначительное влияние на поступление налогов в бюджеты регионов. По нашим расчетам, незначительное перераспределение будет связано с налогом на прибыль. В республике Саха (Якутия) перечисляемый в местный бюджет налог на прибыль даже вырастет со 151 до 190 млн. рублей. В Амурской области такие отчисления увеличатся порядка на 7%.
- Как вы относитесь к другой инициативе Виктора Ишаева, который предлагает разделить 52% пакета акций в РАО "ЕЭС Востока" пополам: 26% - региональным властям, а еще 26% - через региональные АО-энерго отойдут РАО "ЕЭС России". Как вы относитесь к этому предложению?
- Этот вопрос нужно задавать не нам, а будущим распорядителям государственного пакета, то есть Минэкономразвития РФ, Минпромэнерго РФ и Росимуществу РФ, которые должны вырабатывать консолидированный подход по распоряжению государственным пакетом акций.
- Существует практика, когда РАО "ЕЭС России" используя свой пакет, вводит губернаторов в советы директоров? Планируется ли ее применять в новых компаниях на Дальнем Востоке?
- Да, безусловно. Этот механизм мы расцениваем как возможность губернаторов иметь прямую связь с компанией, непосредственно участвовать в принятии стратегических решений. Поэтому решение о необходимости участия представителей региональных властей в работе корпоративных органов управления новых компаний было принято еще в процессе разработки проекта.
- Кто будет осуществлять функции сбыта электроэнергии потребителям в переходный период формирования межрегиональных компаний?
- До создания ДЭК эти функции сохранятся за сегодняшними энергокомпаниями. Согласно проекту реформирования, в итоге энергосбытовая деятельность будет осуществляться Дальневосточной энергетической компанией.
- Как повлияет формирование межрегиональных компаний, а затем и регионального энергохолдинга на ситуацию с тарифами? Сейчас тарифы на электро- и теплоэнергию в дальневосточных регионах сильно отличаются друг от друга.
- Для Дальневосточной генерирующей компании, как и для всех поставщиков оптового рынка, тариф на электроэнергию будет установлен Федеральной службой по тарифам. Однако тарифы на теплоэнергию будут по-прежнему регулироваться региональными энергетическими комиссиями каждого субъекта Федерации. Дальневосточная энергетическая компания, которая будет выполнять сбытовую функцию, будет получать тарифы для конечных потребителей через региональные энергетические комиссии с учетом уже установленных тарифов на генерацию и передачу электрической энергии по магистральным и распределительным сетям. Последние будут разными от территории к территории, потому что и реальные затраты на производство и передачу электрической энергии разнятся.
- Каков будет темп роста энерготарифов на Дальнем Востоке?
- В соответствии с нынешней тарифной политикой РАО "ЕЭС России" и Федеральной службы по тарифам рост тарифов для всех категорий потребителей не превысит темпов реальной инфляции в стране. Как известно, в целом по РАО "ЕЭС России" тарифы для конечных потребителей с 2004 г. растут медленнее, чем инфляция. На Дальнем Востоке пока ситуация иная, но одна из целей реформирования энергетики региона – обеспечить сдерживание тарифов. В любом случае, никакого резкого взлета тарифов не будет на территории ДЭК.
- Каковы инвестиционные планы холдинговой компании, которая в конечном итоге станет результатом реформирования энергетики Дальнего Востока?
- Уже сегодня на Дальнем востоке реализуется целый ряд инвестиционных проектов. Одним из приоритетных является газификация хабаровских ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Пуск второй очереди Благовещенской ТЭЦ позволит нам резко снизить дефицит тепловой мощности. Но проект нуждается в дополнительной экономической экспертизе и доработке. Кроме того, уже запланирован проект по техническому перевооружению Амурской и Комсомольской ТЭЦ и оснащению этих станций парогазовыми установками. В ОАО "Дальэнерго" мы реализуем целый ряд проектов, связанных с "расшивкой" системных ограничений.
Помимо "локальных" проектов РАО ЕЭС готовит заключение большого контракта на поставку электроэнергии в Китай. Его подписание станет, без сомнения, серьезным стимулом в развитии не только энергетики, но и экономики Дальнего Востока в целом. В настоящее время обсуждается вопрос о том, кто будет оператором контракта в том случае, если он будет заключен. По нашему мнению, это должна быть Дальневосточная энергетическая компания или специально созданный на Дальнем востоке оператор. Являясь единым закупщиком электроэнергии в регионе, эта компания будет исходить в первую очередь из интересов полной загрузки этих мощностей и координировать новое строительство и расширение производства.
Рейтинг:
Увеличить шрифт Увеличить шрифт | |  Версия для печати | Просмотров: 10
Введите e-mail получателя:

Укажите Ваш e-mail:

Получить информацию:

Вконтакте Facebook Twitter Yandex Mail LiveJournal Google Reader Google Bookmarks Одноклассники FriendFeed
 Специальное предложение

Не упустите возможности воспользоваться бонусами при покупке одного из самых рейтинговых обзоров INFOLine «Рынок DIY 2024 года».

В пакет входит бесплатное предложение:

Спецпред_DIY_март24.jpg

Свяжитесь с нами любым удобным способом:

+7 (812) 322-68-48, +7 (495) 772-76-40
retail@infoline.spb.ru

Или напишите сообщение через бот https://t.me/INFOLine_auto_Bot – он сразу сообщит специалистам отдела развития INFOLine о вашем обращении.