Сколько стоит простой вагона? "ИА РЖД-Партнер.ру". 10 апреля 2024

Арбитраж вынес по поводу взыскания неустойки за простой вагонов в 2023 году более 2 тыс. решений. Клиенты стали судиться на эту тему больше, чем в 2022 году.
Ставка штрафов (как и частота и строгость их взимания) служит важным индикатором для рынка перевозок.
Такой инструмент, как штраф, может по-разному использоваться операторами в зависимости от ситуации. Есть компании, кто предлагает клиенту более низкую ставку аренды, но с жестким взиманием неустоек. И наоборот.
Выставление неустойки может также выступать в роли инструмента наказания клиента, который проявил непунктуальность в оплате предоставленных услуг.
О чем говорят ставки штрафов
В 2023 году появились примеры судебных решений, в которых вердикт был вынесен с учетом данных, приведенных в исследовании "Ставки и грузовые вагоны", которое проводит журнал РЖД-Партнер.
Это значит: ответчики ссылались на ставки штрафов, приведенные в исследовании.
В итоге удавалось установить справедливый размер штрафов. Подобная практика, в частности, характерна для Московского региона. Она показывает: в 2023 году судьи чаще всего принимали решения в пользу операторов.
Причем судебных актов по взысканию неустойки за сверхнормативный простой вагонов было зафиксировано больше, чем в 2022 году: Арбитражный суд вынес на эту тему в 2023 году более 2 тыс. решений.
Новые грани процесса
Сентябрь 2023 года дал дополнительную почву для размышлений на эту тему, поскольку явил целый ряд прецедентов. В частности, появилось разъяснение Верховного суда по поводу порядка платежей грузоотправителем неустойки за простой вагонов.
Были отменены решения, ранее вынесенные в пользу грузовладельца. Но не все так просто.
Возьмем пример: судом рассматривался прецедент, когда стороны договорились, что вагоны не могут простаивать больше 120 ч, а если правило нарушается, то грузоотправитель уплатит штраф.
Спорная ситуация возникла, когда простой допускался по вине контрагента, осуществлявшего погрузку, с которым подобного договора не заключали. Таким образом, он должен был, по мнению оператора, заплатить неустойку сполна.
? Из определения судьи ВС следовало: "Упоминание договоров на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования и на подачу и уборку вагонов <…> – это не условие применения ответственности грузоотправителей и грузополучателей за задержку не принадлежащих им вагонов под погрузкой и выгрузкой грузов, а <является всего лишь> юридико-техническим приемом, позволяющим определить время просрочки, за которую устанавливается штраф".
Суть – в нюансах
Вопрос – в размере штрафа: на эту тему из ВС поступила дополнительная информация.
По закону оператор может потребовать оплатить штраф в 5 МРОТ за один вагон в сутки, а клиент – попытаться в таком случае доказать несоразмерность взыскания, сославшись на ставки штрафов (они могут быть приведены, например, в исследовании). Основание в таком случае – применение статьи 333 ГК РФ для уменьшения размера неустойки.
Проблема: предоставляя суду право уменьшить размер неустойки, закон не определяет критерии и пределы ее соразмерности. Определение несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства осуществляется судом по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Тем не менее: по определению Конституционного суда РФ № 293-О от 14.10.2004 в положениях части 1 ст. 333 ГК РФ речь идет не о праве суда, а по существу – о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения.
Иными словами: неустойка по своему существу является способом обеспечения обязательств и не должна служить средством обогащения кредитора.
Предъявление ставки штрафа на основе реальных сделок – это способ установить справедливый размер неустойки.
Ставки штрафов периодически меняются. Например, когда вагоны начинают чаще обычного простаивать на путях необщего пользования.
На сайте Advis.ru представлены лишь немногие материалы по данной тематике, собранные специалистами агентства INFOLine. Со всеми событиями отраслей «Железнодорожный транспорт» можно ознакомиться с помощью услуги «Тематические новости».
Получить демо-доступ:

[Error] 
Call to undefined function module_ball_fu() (0)
/home/bitrix/www/php/print_news.php:233